20 лет «Остаться в живых»: Как загадочная история о выживших в авиакатастрофе стала поп-культурным феноменом
22 сентября 2004 года на ABC состоялась громкая премьера будущего хита — «Остаться в живых». Руководство канала изначально делало большую ставку на проект, выделив на сдвоенный пилотный эпизод колоссальные по тем временам деньги в размере 14 млн долларов. И даже они не ожидали, что сериал станет главным хитом на многие годы не только в США, но и во всём мире. Как же история о группе выживших людей с рейса Oceanic 815 сумела завоевать сердца миллионов людей? Рассказываем об одном из главных поп-культурных феноменов нулевых.
История появления
Идея шоу пришла президенту ABC Ллойду Брауну летом 2003 года, после чего студия активно начала искать сценаристов. По задумке Брауна сериал должен был представлять собой микс романа «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, фильма «Изгой» с Томом Хэнксом и сериала «Остров Гиллигана», а название Lost было выбрано в честь одноименного закрытого в 2001 году реалити-шоу. Первоначальным выбором на роль сценариста стал Джеффри Либер («Люцифер»). Его версия получила название «Нигде», но была отвергнута президентом канала. Позже Либер добьется через суд упоминания своего имени в списке сценаристов, однако, по его словам, изначальный сценарий действительно напоминал «Повелителя мух», а на деле же получился «Властелин колец».
В конечном итоге студия наняла восходящую на тот момент звезду — Джей Джей Абрамса, за плечами которого был ТВ-хит «Шпионка» с Дженнифер Гарнер. Позже к Абрамсу присоединился другой молодой и талантливый сценарист Дэймон Линделоф, с которыми они придумали персонажей и сюжет, а также прописали библию сериала. Их концепция была рассчитана на пять-шесть сезонов. Абрамс очень хотел, чтобы сериал имел фантастический уклон. Так в итоге и получилось.
На масштабном кастинге у Абрамса и Линделофа был полный карт-бланш: они расширяли галерею героев в зависимости от понравившихся актеров и планировали интернациональный актерский состав. Так, например, Майкл Китон или Джон Хэмм могли сыграть Джека Шепарда, которому была уготована смерть в первом эпизоде, но им так понравился Мэттью Фокс, что они всё переиграли и решили сделать Джека лидером. До появления на радаре Джоша Холлоуэя на роль Сойера рассматривали того же Фокса, Хорхе Гарсиа и Доминика Монахэна. В итоге все получили центральные роли. Ким Юн-джин проходила кастинг на роль Кейт, но и она зацепила шоураннеров, поэтому в сюжет добавили персонажа Сун. Кейт также должна была быть другим персонажем, однако благодаря обаянию Эванджелин Лилли авторы и тут подстроились. Уверены они были только в одном — Хорхе Гарсия обязательно будет в сериале, он и стал первым, кого официально утвердили на роль.
Загадки сериала
Абрамс обещал, что они раскроют тайны острова через пару недель после дебюта, но загадки только росли с каждым сезоном в геометрической прогрессии. Это было связано с колоссальными рейтингами, поэтому руководство дало отмашку не форсировать события. Серия за серией зрителей погружали в запутанные интриги: таинственные «другие», загадочный шепот из джунглей, чудесное исцеление Джона Локка, белые медведи, корабли посреди джунглей, жуткая организация DHARMA Initiative со своими бункерами и цифры 4 8 15 16 23 42. И, конечно, кто же такие Джейкоб и Человек в черном? Эти и другие вопросы долго оставались без ответа. Во второй половине шоу авторы начали постепенно всё раскрывать — и тут аудитория разделилась на несколько лагерей, а кто-то и вовсе попрощался с сериалом. Начиная с третьего сезона рейтинги начали падать.
На большую часть загадок авторы ответили и получили за это немало критики. Загадочные цифры — уравнение Энцо Валенцетти, указывающее, сколько времени осталось до гибели человечества, а также номера кандидатов на замену хранителя острова — Джейкоба. Мертвецы, которых видели главные герои на протяжении всех сезонов, — иллюзия Человека в черном, главного антагониста истории.
Важно понимать, что «Остаться в живых» изначально был задуман как фантастическое произведение. Хоть поначалу он и производил впечатление запутанной драмы о людях с непростой судьбой, но всё было куда сложнее и глубже. Линделоф признавался в интервью, что они не знали, как прийти к развязке, поэтому процесс написания сценария финальных эпизодов был крайне непростым делом.
Последние сезоны и вовсе ушли в магическую философию с религиозными мотивами. Аналогичный трюк Линделоф позже провернет в хитовом постапокалиптическом сериале HBO «Оставленные», который окрестили духовным наследником «Остаться в живых».
Источники вдохновения
На протяжении всего сериала авторы уделяли особое внимание книгам на острове, что давало повод поклонникам строить теории на форумах, которые, как правило, только теориями и оставались. Никакой глубины в этом не было, но пасхалки при этом были не просто пасхалками. Есть даже целые списки книг, засветившихся в сериале.
Шоураннер Линделоф в интервью как-то говорил, что Чарли — это дань уважения персонажу Ларри Андервуду из романа Стивена Кинга «Противостояние». В книге короля ужасов герой также отказывается от наркотиков и рискует своей жизнью, чтобы спасти других. Параллели с «Противостоянием» не кончаются на сходстве персонажей. Произведения имели и другие общие черты: огромное количество действующих лиц с непростой судьбой, противоборство двух групп людей, следующих разным идеологиям, колоритные лидеры, а также классическая библейская история масштабного столкновения добра и зла. Да и антагонисты в обеих историях носят одно и то же имя — Человек в черном. Также на протяжении сериала в разных локациях зрители могли увидеть другие книги Кинга, например «Сияние», «Стрелок», «Бесплодные земли», а в книжном клубе DHARMA и вовсе обсуждали мистический роман «Кэрри» о буллинге в старшей школе. Бенджамин Лайнус, находясь в плену, просил у главных героев почитать Кинга, называя Достоевского несовременным. Впрочем, Джон Локк нашел аргументы против. Откровенная любовь сценаристов к Кингу заметна невооруженным взглядом.
Очевидным референсом, который изначально был заложен автором идеи сериала Ллойдом Брауном, стал классический антиутопический роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух». В книге рассказывается о группе детей, которые оказались на необитаемом острове так же после авиакатастрофы. Они пытаются создать новое общество и установить правила, но вскоре сталкиваются с внутренними конфликтами и борьбой за власть. Параллели с этой историей четко прослеживаются на протяжении первых сезонов.
Джон Локк получил свое имя в честь английского философа, родоначальника эмпирической теории познания и идейно-политической доктрины либерализма. Локк утверждал, что человек рождается с пустой душой, а все знания постепенно накапливаются через чувственный опыт. Француженке Руссо сценаристы дали такое имя как дань уважения писателю и философу Жан-Жаку Руссо, отстаивавшему идеи естественной свободы и равенства людей.
Lost в России
10 июля 2005 года на Первом канале состоялась премьера пилота, который быстро сумел завоевать сердца отечественных зрителей. Актеров русского дубляжа даже одобрили шоураннеры Линделоф и Кьюз. Подобная практика была не редкостью в нулевые. Так, например, Джордж Лукас лично согласовывал русскоязычную команду озвучки фильма «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза».
Свое название в России Lost получил благодаря успеху реалити-шоу «Последний герой» и песни «Би-2», припев которой начинается со строчки «Остаться в живых». Руководство канала хотело, чтобы зрители ощущали связь между проектами.
Фантастические рейтинги сериала на Первом укрепили союз с американским ABC. Теперь «Остаться в живых» эксклюзивно и максимально оперативно выходил на главном российском телеканале. Студии так подружились, что даже организовали специально для Первого съемку эксклюзивных рекламных роликов, в которых главные герои говорят на русском языке.
Однако скорость Первого не устраивала яро ждущих новые серии поклонников, что стало началом настоящего сериального бума в рунете. Новые серии с лихвой пиратили и обсуждали на форумах. Так стали появляться первые пиратские студии дубляжа.
В 2009 году Первый канал решил вернуть часть ушедшей аудитории, создав спецпроект «Городские пижоны», в который вошли сериалы «Обмани меня», «Отель „Вавилон“», «Жизнь на Марсе», а серии пятого сезона «Остаться в живых» и вовсе показывали на российском канале всего лишь спустя пять дней после премьеры в США. Правда, в угоду скорости пришлось отказаться от дубляжа — теперь Lost транслировался в закадровой озвучке, но позже новые сезоны все-таки стали доступны и в полюбившемся зрителям дубляже.
Индустрия после «Остаться в живых»
С самого начала Lost был обречен на успех. Несмотря на сомнения руководства, боссы выделили рекордные по тем временам деньги на производство и сумели заполучить самого Абрамса, который собрал команду мечты. Сериал получил множество наград, включая премии «Эмми» и «Золотой глобус». И пусть рейтинги в какой-то момент начали падать, а забастовка сценаристов в 2008 году серьезно ударила по всей индустрии, статус сериала в поп-культуре от этого не упал.
«Остаться в живых» вышел вне эпохи социальных сетей, поэтому каждый эпизод разбирали на форумах, а начиная со второго сезона шоураннеры запустили подкаст, в котором отвечали на вопросы зрителей и разбирали эпизоды. Загадок и информации стало так много, что у шоу появилась собственная википедия — Lostpedia. Сейчас такая практика стала нормой, у любого сериала с более-менее активной аудиторией есть собственный зарегистрированный фандом, но в то время это было новое направление.
Lost регулярно упоминался в других фильмах и сериалах. Авторы «Симпсонов» и «Гриффинов» не проходили мимо фантастического проекта. Хорхе Гарсиа и вовсе сыграл в «Как я встретил вашу маму», где сценаристы обыграли те самые проклятые цифры 4 8 15 16 23 42. Только ленивый не слышал об «Остаться в живых» — это был один из самых популярных сериалов нулевых, навсегда изменивший отношение к проектам на малых экранах. Теперь кинематографисты и зрители знали, что горизонтальные сериалы есть и могут быть интересными, поэтому подобных проектов начало становиться всё больше и больше. Серьезную конкуренцию флагману ABC составляли другие сверхпопулярные эфирные шоу: «Герои», «Побег из тюрьмы», «24 часа», «Доктор Хаус». И их число росло с каждым годом.
Влияние на индустрию имело и обратную сторону. Продюсеры неоднократно пытались повторить успех «Остаться в живых», создавая до боли похожие проекты по рабочей, казалось бы, формуле: «Вспомни, что будет», «Терра Нова», «Событие». Все они с треском провалились из-за низких рейтингов. Зрителям не нужен был новый Lost, ведь он такой один.