«Битлджус Битлджус»: Бандитский бестиарий Тима Бёртона
Спустя 36 лет Тим Бёртон решается поднять Битлджуса из могилы. Сиквел культового фильма 1980-х обсуждали десятилетиями, но всё это время биоэкзорцист оставался в производственном аду. Наконец режиссер вырвался из оков Disney и смог реализовать свою задумку без давления жадных студий. Что из этого вышло, рассказываем прямиком с Венецианского кинофестиваля.
За несколько десятилетий, которые прошли не только с выхода оригинальной картины, но и в жизни наших героев, многое изменилось. Лидия (Вайнона Райдер), избежавшая брака с биоэкзорцистом Битлджусом (Майкл Китон), обрела мощные экстрасенсорные способности и стала звездой шоу о паранормальных явлениях. Ее мачеха Делия (Кэтрин О’Хара) теперь успешная создательница видеоартов, хоть и застрявшая между своими версиями из оригинальной картины и сериала «Шиттс Крик». Дочь Лидии Астрид (в исполнении Дженны Ортеги, новой музы Бёртона) — всё та же Уэнсдэй, готка из частной школы, только пропитанная презрением к матери: с мертвыми незнакомцами мама проводит каждый день, а откровенно поговорить о смерти отца отказывается.
Во втором «Битлджусе» мужчины вообще не задерживаются надолго — и вот уже Чарльз, глава семейства Дитц, отправился на ужин акулам. Актер оригинального фильма Джеффри Джонс был осужден за преступления сексуального характера, так что его герой является на пропускной пункт загробного мира обезличенным обрубком, сохранившим ноги да гениталии. Похороны половинки Чарльза становятся проверкой на прочность отношений трех поколений женщин. Все они теперь вынуждены сосуществовать под одной крышей траурного поместья на холме.
Астрид впервые обнаруживает чердак с макетом: слово за слово, затем третье, решающее — и вот Битлджус вновь на свободе. Исследование семейных связей в борьбе с мертвым трикстером кажется хорошей почвой для свежего взгляда на историю, но Бёртон так долго консервировал продолжение, что ограничиться одной идеей не в состоянии. Героини получают опосредованные сюжетные арки, из-за чего экранного времени для развития химии между ними совсем не остается. И это не говоря о самом Битлджусе, который стремится вновь сойтись с Лидией, скрываясь от преследующей его бывшей жены.
Сталкершу играет еще одна муза и возлюбленная режиссера — Моника Беллуччи, буквально собирающая себя по кусочкам. Этот самый запоминающийся эпизод фильма происходит под динамичную Tragedy группы Bee Gees: отрубленная рука героини подбегает к телу, словно в «Семейке Аддамс», и срастается с ним, создавая образ Эмили из «Трупа невесты». Женщина, движимая любовью и местью, должна была стать ярким дополнением к галерее сильных феминистских образов семьи Дитц, но на деле Беллуччи молча парит по коридорам преисподней в поисках супруга, совершенно ничего из себя не представляя. Более удачным получился персонаж Уиллема Дефо — погибший актер Вулф, застрявший в образе копа из низкопробных боевиков. Еще один залетный герой, ограниченный парой сцен, хотя мог бы потянуть собственный сериал в рамках вселенной.
Если развитие персонажей не особо интересует сценаристов, то сам Бёртон отрывается на полную. К славе фэнтези-комедии можно относиться по-разному, но отрицать ее оригинальность невозможно. Мир «Битлджуса» разрывается от многочисленных концептов, но и тут Бёртон не успевает вовремя нажать на «стоп», будто изо всех сил доказывая зрителям, что его рано списали со счетов. Визуальный аттракцион мчит с такой скоростью, что мозг не успевает сделать паузу и насладиться плодами режиссерской фантазии. Например, в какой-то момент герои попадают в пустыню с огромным червем, эдакую «Дюну» категории B. Великолепные сеттинг и монстр могли бы родить целую приключенческую ветку, но в итоге сцена длится не больше минуты. И это еще неплохой результат.
Образцовый китч, несмотря на недостатки, остается удачным фильмом открытия Венецианского фестиваля — глупым, несуразным и заряжающим журналистов энергией перед просмотром драматических опусов. Картина совершенно не нужна истории кинематографа и массовому зрителю, но необходима самому режиссеру. Возвращение к истокам помогает Бёртону вспомнить свое уникальное видение после череды неудачных проектов. В условиях, когда студийное кино переживает кризис и кинотеатры переполнены всевозможными сиквелами, «Битлджус Битлджус» послужил хотя бы этой доброй цели, а не родился в погоне за кассовыми сборами.