10 фильмов, которые вернут взрослым веру в чудеса
Зима и холода в самом разгаре, до весны еще далеко, новогодние и рождественские каникулы позади. С возрастом всё сложнее видеть магию в праздничной мишуре, а хандра неизменно приходит вместе с похолоданием. Для тех, кто устал от глянцевого волшебства на витринах, предлагаем список фильмов о маленьких и незаметных чудесах, которые могут случиться в любой день любого сезона. Главное — не проморгать!
Также предлагаем ознакомиться с подборкой лучших российских фэнтези-сериалов.
Итальянскую режиссерку Аличе Рорвахер без преувеличения можно назвать главной по чудесам сегодня, недаром дебютная картина постановщицы носит именно такое название. Маленькую магию можно найти в каждой ленте Аличе — и в полных метрах, и в малой форме, но именно «Счастливый Лазарь» изучает то, как чудо воспринимается сегодня, почему так сложно в него поверить и нужно ли оно вообще людям?
Удивительнее всего то, что в основе сюжета лежит реальная история о деревне, оторванной от остального мира. Крестьяне трудятся с утра до вечера и платят натуральным хозяйством за аренду земли. Выделяется среди местных Лазарь (Адриано Тардиоло) — деревенский дурачок, в котором доброты куда больше, чем здравого смысла. Картина могла закончиться на нелепой и случайной гибели юноши, но, как и завещает имя, он воскрес однажды на Рождество, чтобы найти родных и узнать, как те обустроились вдали от малой родины. Рорвахер — постановщица исключительно деликатная и чуткая: в ее картинах гармонично сосуществуют быль и небыль, печаль и радость, чудо и разочарование. «Счастливый Лазарь» — идеальное тому подтверждение.
Говорить о чудесах и не упомянуть Хаяо Миядзаки как-то неловко! Японский художник построил целую вселенную, где волшебство существует по своим правилам, то проникая в нашу действительность, то прячась подальше от нее. Именно симбиоз двух миров отличает картины Миядзаки. Пожалуй, в «Ходячем замке» и, возможно, в последней на сегодняшний день работе мастера «Мальчик и птица» переход через границу между жестокой былью и миром грез особенно чувствительный и болезненный.
«Замок» рассказывает о шляпнице Софи, которая стала жертвой проклятия злой колдуньи — та превратила юную девушку в старуху. Ища пристанища и способы развеять чары, Софи оказывается в доме, который бродит сам по себе, с обитателями не менее заколдованными, чем она сама, будь то демон-огонек Кальцифер или мальчишка Маркл. Хозяин замка — возмутительно красивый волшебник Хаул, который мгновенно тронул сердце Софи, еще до злодеяний ведьмы. Увы, проклятия — не самое страшное, что коснется обитателей передвижного жилища: приближается война.
С одной стороны, Вуди Аллен — тот режиссер, которого меньше всего можно заподозрить в вере в чудеса. Нью-йоркский невротик не раз доказывал, что на магию способен только пессимист, превращающий в один момент любое неприятное событие в катастрофу вселенского масштаба. Но именно этот пессимист — альтер эго Аллена в исполнении Колина Фёрта — нежданно негаданно поступается принципами. И не так уж важно, обоснованно или самозабвенно желая обмануться, ценнее, что скептицизм закостенелого человека дрогнул.
Иллюзионист Стэнли (Колин Фёрт), как и Гарри Гудини, в свободное от магических этюдов на сцене время борется с мошенниками — медиумами, экстрасенсами, гадалками и прочим сбродом, заигрывающим с тонкими материями на глазах у публики. Самой достоверной оказывается Софи (Эмма Стоун) — ясновидящая, которая то и дело устраивает спиритические сеансы у зажиточный семьи в особняке на юге Франции. «Магия лунного света» — вроде бы кино невесомое, приятный пустяк, который так или иначе напоминает, что чудеса в глазах смотрящего, а не в окружающем мире.
В фильмографии кудесника Жана-Пьера Жёне «Невероятное путешествие мистера Спивета» будто бы затерялось: чудеса из «Амели» или даже жуткие фокусы из «Города потерянных детей» вспомнят многие, а трогательное роуд-муви о путешествии маленького мальчика с большими амбициями осталось за бортом зрительского внимания. «Мистер Спивет» — кино семейное, но не отутюженное излишней глянцевостью заезженных моралите.
Мальчишка Т. С. Спивет (Кайл Кэтлетт) сбегает из дома, чтобы получить премию в престижном университете за собственный проект. За тягой к приключениям и признанию зияет дыра горечи — в семье случилась трагедия. Спивет потерял брата и с тех пор не может найти себе место. У Жёне получилось нарядное кино, которое без особых усилий заставляет поверить, что всё заживет и всё сбудется, если загадать желание на звезду. Но в то же время автор напоминает: чтобы чудеса случались, надо очень-очень стараться и много работать.
Режиссерка Селин Сьямма после выхода картины «Портрет женщины в огне» стала новой глашатой феминистского кино и бескомпромиссной носительницей женской оптики. В следующей своей картине после мирового признания кинематографистка обратилась вновь к локальной и компактной истории, которая отнюдь не претендует на революционность, а предлагает важный и честный разговор между поколениями об отношениях в семье. Мама (Нина Мерисс) с дочерью Нелли (Жозефин Санс) после смерти бабушки едут в деревенский дом, чтобы разобрать вещи покойной. Пока взрослая женщина не может справиться с горем, девочка встречает в лесу рядом с хижиной ребенка, как две капли похожего на нее саму (Габриэль Санс). Оказывается, новая подруга — ее мама, только маленькая.
Используя магический реализм как отправную точку сюжета, Сьямма низводит допущение до бытового уровня — простого, но невероятно искреннего. Девочки играют, рассказывают истории и нежно обнимают друг друга. Общение с мамой на равных позволяет Нелли лучше понять далекую взрослую и прочувствовать ее отношения с бабушкой.
Жанры научной фантастики и фэнтези расходятся в коренном отличии: в сай-фае никаких чудес не бывает, только неумолимое движение прогресса и побочные действия. Но чувственный и тонкий режиссер и видеоэссеист Когонада условности сносит трепетным отношением и оптикой: волшебство там, где ты хочешь его найти, даже если вокруг лишь провода и шестеренки.
В лучшем мире недалекого будущего почти в каждой семье есть техносапиенсы — синтетические люди, которые берут на себя роль помощников в быту. Янг (Джастин Х. Мин) был няней малютки Мики (Малеа Эмма Тьяндравиджая), а на деле скорее даже старшим братом, который читает на ночь сказки, — по-настоящему родным. Когда техносапиенс выходит из строя, отец семейства Джейк (Колин Фаррелл) пытается починить друга и постепенно погружается в омут воспоминаний Янга. Где начинается человек и поменяется ли природа гуманизма вместе с прогрессом? Когонада не предлагает конкретных выводов, а скорее дает возможность побыть в чужой голове.
Все разговоры только об «Аноре»! Фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» с Юрой Борисовым и Марком Эдельштейном добрался до отечественных онлайн-кинотеатров и активно участвует в наградном сезоне. Самое время открыть для себя фильмографию режиссера картины — Шона Бэйкера, которого называют главным современным гуманистом. Бэйкер в фильмах исследует жизнь маргинальных слоев населения, часто мигрантов или секс-работников, и то, как они приспосабливаются к непростым социальным условиям. Но его картины абсолютно лишены морализаторства и оценок извне.
Самой обезоруживающей лентой Бэйкера можно назвать «Проект „Флорида“» — хрупкий слепок счастливого и несчастливого одновременно детства. Муни (Бруклин Принс) вместе с матерью (Брия Винайте) живет в мотеле недалеко от Диснейленда во Флориде, но в парке развлечений девочка никогда не была. Весь мир вокруг для нее игровая площадка, где есть и сафари, и дом с привидениями, куда не нужны входные билеты. «Проект „Флорида“» живо напоминает: что бы ни случилось, взрослые не должны мешать детям верить в чудеса, даже когда им самим очень сложно.
«Атлантику» легко и без преувеличений можно назвать самым странным фильмом в нашем списке. Режиссерка с сенегальскими корнями Мати Диоп сняла дебютную картину о родном крае, прибегая к магии как к чему-то обыденному. Суеверия, мифология и неприглядная социальная обстановка образуют своеобразный кислород, которым пропитано всё пространство вокруг. Разумеется, как и обещает название, одно из центральных мест в картине занимает океан и побережье в пригороде Дакара. Юная Ада (Мамэ Бинета Сане) должна выйти замуж без любви — богатый жених (Бабакар Силла) способен обеспечить безбедную жизнь, но сердце девушки принадлежит моряку Сулейману (Траоре), который, вероятнее всего, уже покоится на дне. В привычный ход событий вмешивается паранормальное, остающееся за гранью человеческого понимания.
«Атлантика» получила в Каннах Гран-при жюри — вторую по значимости награду смотра — в год, когда на «Золотую пальмовую ветвь» претендовали «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино, «Тайная жизнь» Терренса Малика и «Боль и слава» Педро Альмодовара. Главная награда с помпой ушла к «Паразитам» Пон Джун-хо, но выделиться на фоне такого сильного конкурса можно было только поистине неординарным фильмом, и Мати Диоп это удалось.
Главный вопрос, который оставляет после себя Мэри Поппинс, заключается в том, кому больше нужна няня: детям или взрослым? В данном уравнении домоправительница с зонтом вполне может быть приравнена к чудесам, а «Талли» доказывает: конечно, магия нужна родителям, чтобы справиться с новым статусом. В случае Марло (Шарлиз Терон) одна послеродовая депрессия плавно перетекла в другую: в ее семье с Дрю (Рон Ливингстон) уже двое малышей и третий на подходе. Мама забыла, как быть человеком, а папа не справляется с финансовым напором — одним словом, никаких чудес, только быт, беспорядок и пеленки. Брат Марло (Марк Дюпласс) предлагает родственникам нанять ночную няню, чтобы родители высыпались. Молодая, бойкая и инициативная Талли (Маккензи Дэвис) умеет петь колыбельные и печь кексы, но, что важнее, готова позаботиться о маме. Хороший отдых — именно то чудо, которое нужно уставшей женщине.
Сценаристка Диабло Коди не боится говорить о рождении детей под неудобным углом. В «Джуно» она рассуждала о подростковой беременности, в «Талли» обращается к ситуации, где дети, конечно, цветы жизни, но сил их поливать уже нет. Картина Джейсона Райтмана позволяет взглянуть здраво на свои силы и оценить пределы собственных возможностей, не уповая на чудеса.
Несмотря на то, что с возрастом детское восприятие чудес притупляется, порой рождественские фильмы способны тронуть и растопить лед скепсиса. Особенно удивительно, что по-настоящему сказочную картину удалось снять Мартину Скорсезе — признанному мастеру гангстерских триллеров. В основу сюжета легла биография первого волшебника от мира кино — Жоржа Мельеса. Революционер и пионер учился сочетать игровые съемки и анимацию, ставил опыты на монтажных склейках и сколотил собственную студию, которая однажды прогорела — скорее из-за жестокости индустрии, чем из-за недальновидности кинематографиста.
Скорсезе рассказывает о закате жизни Жоржа Мельеса, когда тот работал в лавке игрушек на парижском вокзале Монпарнас. В сюжет режиссер вводит озорного мальчишку Хьюго (Эйса Баттерфилд) и его подругу Изабель (Хлоя Грейс Морец) , которые хотят раскрыть секреты строгого дедушки (Бен Кингсли). По-настоящему греет душу то, что финал ленты — не киносказка, а торжество справедливости, которое и правда случилось. Мельесу не пришлось ждать посмертного признания — благодарность и восторг современников нашли его при жизни.