Скринлайф-триллер «Я иду играть»: Детки в беде
На Kion вышел долгожданный скринлайф-триллер Анны Зайцевой «Я иду играть». Премьера фильма состоялась в 2021 году, несколько лет картина успешно путешествовала по международным фестивалям, а теперь наконец добралась до отечественной аудитории. Это история Даны, чья сестра Юля покончила с собой после участия в загадочной онлайн-игре. Теперь Дана намерена найти администраторов группы, в которой состояла Юля, и попытаться выжить в смертельно опасном квесте. Все события развиваются на экранах ноутбука и смартфона. Объясняем, почему стоит посмотреть динамичный фильм, который все-таки успел немного устареть за время путешествий по фестивалям.
Тверь, наши дни. Школьница Юля Бровкина (Диана Шульмина) покончила с собой, бросившись под поезд. Причем все свои действия старшеклассница записывала на камеру мобильного телефона. Естественно, ролик стал сенсацией. Мама Елена (Екатерина Стулова) и старшая сестра Дана (Анна Потебня) в ужасе и не понимают, почему жизнерадостная Юля так поступила. Маме проще всего обвинять выжившую дочь, поскольку периодически сестры ссорились. Покопавшись в компьютере Юли, Дана приходит к выводу, что покончившая с собой школьница вступила в «группу смерти» и начала смертельно опасную игру. Ни следователь, ни мама Дану не слушают, поэтому старшеклассница сама решает сыграть. Она вступает в закрытую группу и начинает переписываться с администратором под ником «Ада Морт». На аватаре у нее жуткая черно-белая маска, почти что из «Крика». Ада Морт рассказывает, что Дане предстоит выполнить 21 задание, последнее из них — самоубийство. Если участница игры попытается кому-то пожаловаться, пострадает и она сама, и ее близкие. Увлекаясь онлайн-расследованием, Дана потихоньку слетает с катушек. Поддерживает школьницу другой участник игры Лёша (Тимофей Елецкий).
Скринлайф как будущее кинематографа уже несколько лет пропагандирует Тимур Бекмамбетов. Нет ничего удивительного в том, что он является одним из продюсеров «Я иду играть». Правда, за почти десять лет разговоров о скринлайфе — жанре, в котором всё действие развивается на экранах камер видеонаблюдения, ноутбуков, смартфонов и любых гаджетов, — можно вспомнить лишь несколько действительно заметных представителей направления. «Поиск», «Убрать из друзей», «Профиль» и «Пропавшая без вести» — пожалуй, всё. Кажется, расцвет скринлайфа уже так и не наступит, но всё равно любопытно, когда появляется новый образец жанра. «Я иду играть» интересен хотя бы как качественно сделанный остросюжетный эксперимент, да еще и на социально важную тематику.
Скринлайф-триллер сняла Анна Зайцева, выпускница чешской киношколы FAMU, начинавшая еще в Европе, но прославившаяся уже в России. Постановщица известна сериалами «Сама дура» и «Саша против!». «Я иду играть» — полнометражный дебют Зайцевой. Режиссерка в разных жанрах говорит о подростковых проблемах на языке, понятном молодежи, что большая редкость для нашей индустрии.
Фильм впервые был показан на престижном фестивале триллеров и хорроров Fantasia в Монреале еще в 2021 году, а в 2022-м состоялась российская премьера — в программе «Дикие ночи» ММКФ. Изначально картина должна была выйти в прокат, но из-за темы подростковых суицидов с показом на больших экранах возникли проблемы. Здорово, что фильм все-таки добрался до зрителей, пусть и не сразу.
Пожалуй, сегодня некоторые зрители могут и не знать о «Синих китах». В 2016 году в «Новой газете» была опубликована неоднозначная, но вызвавшая широкое общественное обсуждение статья Галины Мурсалиевой о группах смерти в интернете. С тех пор российское законодательство успело заметно измениться, а художественно осмыслять тему подростковых суицидов кино начало совсем недавно, с опозданием. Сегодня «Cиние киты» кажутся вчерашним днем. Даже в фильме следователь не верит Дане, потому что группы смерти были давно, а всех администраторов, толкавших подростков на страшный шаг, пересажали.
В прошлом году на экраны вышел триллер Алисы Хазановой по сценарию Романа Волобуева «Белый список», в котором авторы пытались разобраться в предпосылках серии суицидов на одном конкретном примере. Картина была сделана по лекалам лучших западных образцов жанра. Авторы не скрывают, что ориентировались на «Семь» и «Зодиака» Дэвида Финчера, а основным источником вдохновения были «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо. В «Я иду играть» подход совсем другой, в первую очередь создателям приходится отталкиваться от многочисленных ограничений жанра скринлайфа.
С одной стороны, Дана постоянно переписывается и созванивается как с друзьями, так и с администраторами опасной группы. С другой, школьница ведет расследование и все возможные улики складывает в специальную папочку на рабочем столе. С третьей, Дана снимает каждый свой шаг. И это, конечно, самое уязвимое жанровое место фильма. Девочка-подросток убегает от полицейских по лесу, ползает по канализации, сталкивается с абьюзером из соседнего дома и ходит по школе с телефоном в руках. Логически далеко не всегда можно обосновать поведение Даны, это жанровая условность, лучше поскорее смириться с законами скринлайфа. Тем более свет в кадре выстроен идеально, мизансцены тоже чисто киношные — школьница со смартфоном в руках просто не могла бы добиться подобного визуального уровня.
«Я иду играть» — в первую очередь увлекательный и динамично развивающийся триллер. Как часто бывает со скринлайфом, психологическая проработка персонажей и возможные второстепенные сюжетные линии отходят на второй план, уступая место одной понятной цели — определению личности Ады Морт, которая довела Юлю до смерти. Дана переписывается с админом группы под тревожную музыку, а зум на экран во время ожидания ответа собеседника в мессенджере добавляет напряжения. Всё это не новые для скринлайфа, но по-прежнему эффективные приемы. Правду хочется узнать как можно скорее.
Картина Зайцевой не превращается в унылую социальную агитку, где 50-летние, сами ничего не знающие про Интернет, заявляют, что детям там точно не место, а аниме и насилие в кино убивают. У авторов получается взвешенный и последовательный разговор о разнице поколений и необходимости поиска точек соприкосновения между взрослыми и детьми. В конечном счете, в группы смерти школьников приводило одиночество, разочарование и невозможность поделиться с кем-либо тревогами и переживаниями. В «Я иду играть» мама Даны и Юли вечно занята и никогда не может найти времени на общение с дочерями. Да, школьницы не всегда ищут ответы в правильных местах, но для того и нужны близкие люди. Фильм Зайцевой может стать предупреждением от беды, но в качестве повода посмотреть достаточно нескольких сюжетных твистов и некомфортных моментов. Общения с подозрительными людьми в соцсетях лучше избегать. Пожалуй, не все незнакомцы подталкивают к самоубийству, но точно стремятся отобрать у вас деньги. Группы смерти, может, исчезли, но темные уголки всемирной паутины светлее не стали.