«Самая большая луна»: Фантастическая подростковая катастрофа
В Okko вышла «Самая большая луна» — новое большое кино Алексея Попогребского, который попросил снять свое имя с титров. Это подростковое фэнтези о необыкновенных эмерах, которые способны управлять эмоциями. Рассказываем, почему отечественный young adult получился крайне невнятным.
Наши дни. У каждого есть смартфон с массой приложений. Среди них выделяется Emron — приложение, использующее нейросети для обнаружения и регулирования человеческих эмоций. Благодаря Emron, разработанному гением Виктором Макеевым (Александр Гришин), можно создавать визуальную модель чувств прямо на смартфоне. Для инвесторов это золотая жила: человеку можно подсунуть ту или иную рекламу, а то и заставить совершить то или иное действие под влиянием эмоций.
В то же время на планете уже несколько лет как появляются особенные существа — эмеры. Внешне они ничем не отличаются от людей. Они не способны любить, не чувствуют боли, но могут быть «ходячими Emron» — управлять эмоциями других на расстоянии. Координирует одну из групп эмеров Глеб (Филипп Янковский). Он хочет собрать полный спектр эмоций — тогда, по замыслу Глеба, в мире наступит гармония и благополучие.
Но есть нюанс: некоторые люди знают о существовании эмеров. Глеб, например, работает на Макеева — во время презентаций Emron именно Глеб пробуждает у людей эмоции (восторг, удивление, возбуждение) в замкнутых пространствах. Для тестового видео неудобного эмера вырезают из кадра. Персонаж Янковского озабочен поиском своей дочери, которая много лет назад исчезла при загадочных обстоятельствах. Он и не догадывается, что девушка находится рядом, ближе, чем он мог бы предположить.
С первых минут «Самая большая луна» бросает в пучину действия. Едва ли зрителю дают разобраться в том, кто перед ним, — ловите всё на лету. Изображение переполнено героями в разноцветных нарядах и костюмах, равно как и жилище, где живут и отдыхают эмеры. Своего рода школа Чарльза Ксавье из «Людей Икс», укрытие эмеров удалено от людских глаз.
Скрещивание фантастических элементов с технологиями — кажется, единственный занятный микс, которым может похвастаться новый фильм Алексея Попогребского. Правда, как работает тот или иной механизм или очередная техническая приблуда, которая появляется в кадре, объяснять никто не удосуживается. Ребята по большей части действуют по наитию — вероятно, того же создатели картины ждут от зрителя.
Сказать, что «Самая большая луна» — произведение самобытное, трудно. Расклад сил тут напоминает всё тех же «Людей Икс». Появление добрых и злых эмеров — буквально русские «Сумерки». Дважды здесь герои шутят: «Люди называют нас энергетическими вампирами», — чтобы зритель абсолютно точно понял, с какой франшизой проводить параллель после финальных титров.
Конечно, вторичность — не приговор. Иной раз отечественные кинематографисты действительно вдохновляются западными проектами, пытаясь сделать «наш ответ», пусть их никто и не спрашивал. Но «Самая большая луна» не предлагает совершенно ничего своего: фильм как кожаная куртка, которую штопали бесчисленное количество раз, но выбрасывать всё равно жалко.
Некоторые события здесь происходят без мало-мальского сюжетного триггера — просто потому что так захотелось автору. Почему инвесторы недовольны результатами Emron? Что скрывается за необычной силой Кати (дебютантка Симона Куст)? Почему обязательно нужно собрать полный спектр? Как делятся силы у эмеров-полукровок (да, есть и такие)? Вопросы копятся как снежный ком, а ответов не предвидится.
При этом актеры, насколько это возможно, стараются играть на максимуме своих возможностей. Филипп Янковский блистает — и плачет, и произносит драматическую речь, и цепкой железной рукой правит отрядом. У звезды «Трудных подростков» Владимира Гарцунова и Аристарха Венеса из «Водоворота» небольшие, но запоминающиеся образы. Эмеры-полукровки, Катя (Куст) и Иван (Иван Ивашов), местами переигрывают, но в целом смотрятся удобоваримо для местных Ромео и Джульетты.
Компьютерная графика оставляет желать лучшего. «Перекачка» эмоциями — как окажется позднее, их можно выкачивать не только из людей, но и из других эмеров (на этом базируется подход эмеров-злодеев) — выглядит как обыкновенный луч света, окутанный туманом и посыпанный блестками. На этом фоне спецэффекты в фильмах о вампирах XX века кажутся откровенным шедевром.
Не проходит проверку на вразумительность и злодейский план. Пока зритель поймет, кто из антагонистов чего хочет (и кто, собственно, злодеем тут вообще является, не сам ли Янковский, часом), — одну половину персонажей убьют, а из другой высосут эмерскую силу или что там у них вместо крови. По-настоящему проникнуться драмой неразделенной любви или переживаниями отца, годами разыскивающего дочь, совершенно не получается.
Кажется, надежды построить вселенную из «Самой большой луны», мягко говоря, не оправдаются. Это по всем фронтам несостоятельное, вторичное и драматургически слабое произведение. Возможно, основная проблема картины в том, что она не понимает, к кому обращена и что хочет донести. Словом, не такого возвращения в большое кино мы ждали от пионера «новых тихих» Алексея Попогребского.