Netflix не учится на своих ошибках: Что не так с четвертым сезоном «Ведьмака»
На Netflix вышел четвертый сезон многострадальной экранизации главного польского опуса и одного из самых известных фэнтези последних лет. В новых эпизодах «Ведьмак» лишился своего протагониста — Генри Кавилл, исполняющий роль Геральта в первых трех сезонах, покинул проект. На смену ему пришел Лиам Хемсворт, что вызвало очевидную волну неприятия фанатов в Сети. Разбираемся, действительно ли провал продолжения заключается в выборе актера или это только верхушка айсберга из проблем, накопившихся в сериале за шесть лет. Внимание: в тексте содержатся спойлеры к трем первым сезонам.
Континент разрывает войной: Нильфгаард наступает по всем направлениям, темные рыцари сжигают деревни, беженцы заполняют торговые тракты, а попытка объединить Страны Севера против общего врага с треском проваливается. Неудачи преследуют и Белого Волка (Лиам Хемсворт). Проиграв в схватке с могущественным магом Вильгефорцем (Махеш Джаду), Геральт упустил Цири (Фрейя Аллан) из виду — после битвы в Башне Чайки девочка пропала, не оставив ни зацепки, но ходят слухи, что Вильгефорц доставил ее прямиком в замок Эмгыра (Барт Эдвардс). Йеннифер (Аня Чалотра) и Геральт решают разделиться: чародейка отправляется по следу мага, а ведьмак — прямиком в Нильфгаард, чтобы спасти из заточения свое дитя-неожиданность.
По пути они обрастают новыми спутниками: Геральт путешествует в компании Лютика (Джои Бэти), Мильвы (Чжан Мэнъэр), двух краснолюдов, гнома, вампира и бывшего прислужника Эмгыра, а Йен сплачивает вокруг себя выживших чародеек. Только их старания оказываются напрасны. В нильфгаардском замке обосновалась лже-Цири (Фрэнсис Пули), а настоящая уже давно присоединилась к разбойничьей банде «Крысы».
По славной традиции четвертый сезон «Ведьмака» стартует прямиком из точки окончания предыдущего, но с оговоркой: на этот раз шоураннеры пытаются обернуть повествование в обертку из-под давно забытых сказаний или легенд. Так, первый эпизод открывается пересказом битвы Геральта с кикиморой и перечислением его характеристик и заслуг в исполнении странствующего рассказчика Стрибога (Клайв Расселл). Вполне очевидная экспозиция с учетом сменившегося исполнителя главной роли. Только выглядит она натянуто и смешно — камера как можно дольше избегает лица собственно Геральта, выбирая ракурсы сбоку или со спины, будто бы зритель заранее не знает, что на месте Генри Кавилла окажется Лиам Хемсворт.
В четвертом сезоне к актерскому составу присоединились Дэнни Вудбёрн, Лоренс Фишбёрн, Джеймс Пьюрфой и Шарлто Копли. А Питер Муллан сменил Кима Боднию в роли Весемира
Кадр из сериала «Ведьмак», 4-й сезон, реж. Алекс Гарсиа Лопес, Тришиа Брок, Джереми Уэбб, Серджо Мимика-Геззан, 2025
«Ведьмак» в принципе известен мискастами, в свое время вызвавшими волны негодований поклонников саги в Сети. Однако в 2025-м ситуация выглядит серьезнее, чем просто горстка недовольных комментариев о несоблюдении лора в образах чародеек или других спутников Белого Волка. Напомним: каждая из учениц Аретузы проходит мучительные трансформации, чтобы выглядеть привлекательно. Ровно такие изменения в первом сезоне прошла Йеннифер, но создатели сериала решили закрыть на это глаза. Дело в том, что проект лишился не просто одного из актеров, а единственного человека, который в своей игре и советах режиссеру опирался на первоисточник. По слухам, Кавилл покинул сериал именно из-за разногласий со съемочной группой и большой любви к первоисточнику.
Неизвестно, на что рассчитывал Netflix, решив продолжить сериал без его главного козыря. Очевидно, что Хемсворт не попадает в типажность героя Анджея Сапковского, но вина за это лежит на плечах шоураннеров: несмотря на очевидные актерские навыки, австралиец вечно бьет мимо заданного книгами и играми образа, в частности из-за переиначенного сценария. Его Геральт — громкий, жестокий, полагается на грубую силу, а вскоре и вовсе прибегает к изощренным убийствам людей. «Ведьмак» превращается в кровавый боевик, напрочь забывая о «ведьмачьем нейтралитете», изложенном в простой максиме: «Выбирая между меньшим и большим злом, я не стану выбирать вовсе».
Продолжение частично основано на пятой книге из цикла Анджея Сапковского «Крещение огнем», но некоторые сюжетные линии адаптируют шестую часть — «Башню ласточки»
Кадр из сериала «Ведьмак», 4-й сезон, реж. Алекс Гарсиа Лопес, Тришиа Брок, Джереми Уэбб, Серджо Мимика-Геззан, 2025
Проблема продолжения лежит куда глубже простой смены исполнителя главной роли. За шесть лет сериал так и не определился, чем хочет быть: блокбастером, диалоговой драмой, фарсовой комедией или фэнтезийной сагой, претендующей на серьезность оригинала. Такой дилеммы книжная серия и игровая адаптация были лишены изначально — в их основе лежала мрачная история о неприятии зла, политике невмешательства, которой можно было поступиться в ситуациях, где справедливость и истина того требовали. При этом каждый формат исследовал тему с помощью разных нарративных структур. Игра концентрировалась вокруг сугубо эмоциональной и чувственной истории Геральта и Цири, сквозь их перипетии показывая ужасные трансформации, творящиеся на Континенте. В свою очередь литературный первоисточник был наполнен аллюзиями и аналогиями, отсылающими к периоду между Первой и Второй мировыми войнами в Европе.
Экранизация пытается ухватиться то за одно, то за второе, параллельно примешивая кучу других жанровых схем и мотивов. Так, в четвертом сезоне находится место даже мюзиклу, а пустые лакуны, образовавшиеся вследствие полного отсутствия понимания сериалом своего вектора, заполняются огромным количеством новых персонажей. Netflix до сих пор уверен, что для их раскрытия и возникновения у зрителя эмпатии достаточно одной двухминутной слезливой истории из прошлого. При всём уважении к Лоренсу Фишбёрну, даже его появление в проекте не способно вызвать зрительского восторга.
Приквел сезона «Крысы: Ведьмачья история», вышедший в один день с четвертым сезоном, оказался провальным, спецвыпуск даже никак не промотировался стримингом
Кадр из сериала «Ведьмак», 4-й сезон, реж. Алекс Гарсиа Лопес, Тришиа Брок, Джереми Уэбб, Серджо Мимика-Геззан, 2025
Если постараться закрыть глаза на глобальные неудачи, преследующие сериал с момента выхода, продолжение всё равно кишит локальными промахами. В основе всех восьми эпизодов — путешествие Геральта и компании в Нильфгаард ради спасения Цириллы. Казус в том, что зритель изначально знает, что никакой княжны в замке нет. Вместо того чтобы поддерживать хоть какую-то иллюзию целесообразности этого роуд-трипа (и восьми часов, проведенных у экрана), «Ведьмак» тянет время: сыплет громкими, но пустыми речами, пытается завлечь плоским юмором, перенасыщает повествование различными POV.
На весь сезон приходится ровно три схватки Геральта с монстрами, которые уступают в хореографии даже боям из 2019 года. Зато бессмысленных диалогов становится больше, качество CGI с каждой серией падает всё стремительнее, а смерти важнейших для истории героев показываются вскользь, как бы невзначай. Не исключено, что последнее связано с тем, что шоураннеры даже не осознают роль погубленных ими персонажей в саге. Между прочим, в ней они остаются в живых. Но говорить о следовании первоисточнику в контексте «Ведьмака» бессмысленно: чего стоит одна только сцена, где Эмгыр действительно принимает лже-Цири за родную дочь.
На производство четвертого сезона Netflix потратил рекордные 221 миллион долларов (для сравнения — третий сезон стоил стримингу 175 миллионов, а первый всего 92 миллиона), что не уберегло «Ведьмака» от самых низких рейтингов за всю историю сериала
Кадр из сериала «Ведьмак», 4-й сезон, реж. Алекс Гарсиа Лопес, Тришиа Брок, Джереми Уэбб, Серджо Мимика-Геззан, 2025
«Ведьмак» проседает даже там, где от следования оригинальной истории ничего не зависит. В четвертом сезоне появляется анимационная вставка в 2D, ставшая уже классической для не самых удачных нетфликсовских проектов — от Devil May Cry до «Уэнсдэй». И даже она выглядит притянутой за уши и ненужной. Излюбленное осовременивание истории, затронувшее ориентацию Лютика в предыдущем сезоне, тоже находит свое воплощение: «Аркейн» ругали за неуместный и внезапный фингеринг сразу после попытки изнасилования — «Ведьмак» следует той же тропой.
Выпуск четвертого сезона занял два года — казалось бы, достаточное время, чтобы пересобрать историю и сделать работу над ошибками. Особенно при условии, что проект лишился ключевого фактора, обеспечивающего стабильный уровень просмотров. Увы, «Ведьмак» наступает на те же грабли, окончательно теряя связь со зрителем и, в общем-то, первоисточником. От цикла романов Анджея Сапковского остаются только имена персонажей, названия локаций и белоснежные парики. От игровой адаптации — ничего, ведь шоураннеры умудрились опошлить даже так полюбившуюся геймерам метафору крыжовника и сирени. Геральт в исполнении Лиама Хемсворта говорит, что люди посредством своей алчности и жажды наживы изобретают чудовищ сами. Похоже, именно так Netflix изобрел экранизацию «Ведьмака».
Вердикт
«Ведьмак» продолжает наступать на одни и те же грабли: за шесть лет сериал так и не определился с жанром, подачей и целевой аудиторией. Экранизация не обязана в точности следовать первоисточнику, но в таком случае ей требуется предложить нечто свое — увы, четвертому сезону сделать этого не удалось. Это нудное и скучное зрелище, игнорирующее даже основополагающие законы драматургии. Было бы смешно, не будь так грустно. Пожалуй, одна из лучших для экранизации серия книг получила худшую экранизацию из возможных.