Почему «Аркейн» стал культовым сериалом
На Netflix вышли уже шесть из девяти эпизодов второго и заключительного сезона популярного анимационного сериала «Аркейн» — трепетный момент для Riot Games и Fortiche. Первая часть, вышедшая три года назад, произвела фурор. Она завоевала высочайшие оценки критиков, горячую любовь зрителей, девять статуэток анимационной премии «Энни», четыре — телевизионной премии «Эмми», возглавила самые разные топы лучших сериалов 2021 года. Сможет ли второй сезон завершить историю так же достойно, станет ясно совсем скоро, когда выйдут все девять эпизодов, а пока разбираемся в причинах феноменального успеха первой части.
Темная лошадка
К ноябрю 2021 года в киносообществе сложилось мнение, что экранизация игр ни к чему хорошему не приводит. Фильмы выходили с переменным успехом: какие-то оказались более удачными — вроде первой и второй «Обители зла» или первого «Сайлент Хилла», большинство откровенно провальными — как «Варкрафт» или «Кредо убийцы». Поэтому крупные ресурсы о кино дружно проигнорировали выход первых серий «Аркейна», посчитав, что анимационный сериал будет проходным. К тому же и самих создателей шоу мнение любимых геймеров из «Лиги легенд» интересовало больше, чем мнение широкой общественности.
Однако уже после первого акта, состоящего из трех эпизодов, заработало сарафанное радио. Вдруг оказалось, что сериал интересен не только фанатам, но и тем, кто игры в глаза не видел. Порог входа в сериал оказался нулевым, и, может быть, новички были даже в более выгодном положении: зрители, знакомые с лором игры, в общих чертах понимали, к чему движутся отношения между главными героинями. Впрочем, у геймеров были свои приятные бонусы — радость от узнавания милых сердцу деталей описываемого мира.
«Лига легенд» — спортивно-матчевая игра, в которой нет сюжета. Шоураннеры Кристиан Линке и Алекс Йи на старте располагали целой толпой ярких персонажей и уже проработанным миром. При этом их руки не были так сильно связаны каноническими сюжетами, как, например, в случае недавно вышедшей «Лары Крофт», к которой очень сложно подступиться с новым материалом: биография расхитительницы гробниц известна до мельчайших подробностей. О главных героинях «Аркейна» Вай и Джинкс, а особенно о причинах их конфликта известно было очень немного. Компания-производитель игр Riot Games выпускала синематики, клипы, графические романы о разных представителях «Лиги легенд», чтобы сильнее подружить геймеров с персонажами, однако пространство для сценарных маневров оставалось приличным.
Бедовая Джинкс и потерпевшие
Никакие высокие художественные достоинства не спасут сериал, если у него нет цепляющей истории и харизматичных персонажей. На самом деле в 2018 году производство «Аркейна» едва не остановили, даже не дождавшись пилотной серии. Если сценарий первого эпизода полностью устраивал руководство Riot Games, то всё дальнейшее никуда не годилось. Шоураннеры Кристиан Линке и Алекс Йи, пережив период фрустрации, собрались с духом и написали новый вариант. В качестве консультанта они позвали более опытную в деле запуска сериалов Монику Мейсер («Остаться в живых», «Побег»), а также несколько соавторов — и в конце концов сумели изобрести первый сезон.
В девятисерийную историю им удалось вместить целый комплекс проблем — социальных, политических, психологических, — которые раздирают жителей двуединого города Пилтовера-Зауна. В богатом Пилтовере ученый-идеалист Джейс вдруг оказывается в центре управленческих дрязг и вынужден переквалифицироваться из человека науки в дипломата, при этом не очень прозорливого. Неофициальный мэр нищего Зауна Вандер хотел бы пойти войной на богатый Пилтовер и навести социальную справедливость, однако понимает, что не готов вести своих людей на верную гибель, а худой мир лучше хорошей войны.
Но главным противостоянием становится конфликт двух сестер — Вай и Паудер-Джинкс. Эмоционально нестабильная с самого детства Паудер постоянно подвергается нападкам старших товарищей и пытается доказать свою пользу. Девочка — талантливый изобретатель, однако пока об этом никто не догадывается, потому что ее взрывные игрушки не работают. Зато, когда сработают, это обернется трагедией, которая перечеркнет прежнюю жизнь и придавит Паудер чувством вины. Девочку возьмет под опеку местный бандит Силко, и безумная Джинкс будет наводить ужас на всю округу.
Ее прямая противоположность Вай — прирожденный лидер и боец — учится ответственности за людей, твердо стоит на ногах и обладает ясным умом. Именно ей придется вечно разгребать проблемы, устроенные сестрой. Такими парными противопоставлениями структурирован весь персонажный круг сериала: осторожный ученый Хеймердингер против смелого экспериментатора Джейса, дипломатичная Мэл против воинственной Амбессы, прямолинейный Вандер против изворотливого Силко. Каждый из героев пытается победить в дуэли, и у всех масса аргументов в свою пользу, кроме разве что бедовой Джинкс.
Сила персонажей сериала в неодномерности: они сталкиваются с проблемами и часто ошибаются, их решения приводят к ужасным последствиям, однако мотивы каждого героя точно прописаны, и столкновение характеров выглядит неизбежным и достоверным. Даже злой гений Силко становится носителем своей истины. Глава заунской мафии, который держит город в ежовых рукавицах, гордится тем, что при его правлении город заметно похорошел и даже можно дышать без маски. Он так же, как и многие заунцы, мечтает стереть богатый Пилтовер с лица Земли, но понимает, что выгоднее брать свое хитростью. Впрочем, зрителей в конечном итоге располагает к себе не политический ум Силко, а его отцовские качества. Безусловная любовь к полоумной Джинкс превращает странного и неприятного героя в более реального и понятного человека.
Дизайн заунской гопоты
Все эти драматургические изыски невозможно было вылить на головы персонажей, выглядящих так же, как в играх. Главные героини, сохранив узнаваемую внешность, претерпели существенные изменения, которые избавили их от кукольного дизайна. Розоволосая Вай получила более брутальный внешний вид, избавилась от фигуры типа «песочные часы», обзавелась мускулами и обширной татуировкой на спине. Она носит простую футболку и полосатые штаны, как вся заунская гопота, а правое запястье бинтует, видимо, чтобы сподручнее было раздавать тумаки направо и налево.
Ее сестричка Джинкс — настоящая звезда персонажного дизайна. Внешность героини приобрела подростковую хрупкость и неуклюжесть: у нее суженная грудная клетка и даже что-то похожее на сколиоз, видимо, развившийся от постоянного ношения любимой тяжелой пушки. Однако, если Джинкс расправляет плечи, начинается заварушка, во время которой от кажущейся беззащитности девушки не остается и следа.
Героини далеки от глянцевой красивости: так, чтобы обогатить мимику персонажей, художники добавили четко читающиеся в анимации носогубные складки. В эмоциональных сценах они подключаются регулярно. Кроме того, у модели Джинкс есть два лицевых режима: взрослый и детский. Как только в героине пробуждается внутренний ребенок, ее глаза чуть увеличиваются, нижняя челюсть поджимается, а щечки округляются. Когда ей удобнее быть взрослой, идет обратный процесс: лицо удлиняется, глаза уменьшаются.
Такая же двойственность свойственна и дизайну бандита Силко, одна половина лица которого изуродована и сияет мертвым красным глазом. В зависимости от сцены он может поворачиваться к зрителю то здоровой, то искалеченной стороной, а в зловещих эпизодах сидеть анфас, демонстрируя инфернальность во всей красе.
Разумеется, галерея замечательных дизайнов не исчерпывается центральными персонажами: есть грустный добряк богатырской наружности Вандер, простодушный красавчик Джейс, реальный афропацан Экко, резкий лицом и характером Майло и многие другие. Даже эпизодические персонажи выразительны и уникальны, благодаря чему кажется, что мир «Аркейна» населен реальными людьми, а не функциями.
Как в кино
«Аниматоры использовали мокап в работе над сериалом?» (Motion capture — система захвата движения.) С премьерой первого сезона на этот вопрос журналистов пришлось отвечать многим сотрудникам французской анимационной студии Fortiche. Понимающе улыбаясь, они говорят: «Нет, в «Аркейне» использовали исключительно анимацию по ключевым кадрам плюс стандартную практику видеореференсов». Аниматор отыгрывает сцену на камеру и использует собственную актерскую игру в качестве образца для дальнейшей работы. Студия Fortiche, которая отвечала за визуальную часть проекта, задала высочайшую планку для сериальной анимации: герои двигались естественно, словно их играли реальные люди. К такой роскоши на малых экранах зрители еще не привыкли.
Мастерство не взялось из ниоткуда: Fortiche набивала руку, работая над рекламными роликами, музыкальными клипами для Gorillaz, Imagine Dragons и кей-поп-группы K/DA, а также синематиками для League of Legends. Они же делали анимацию для марвеловского мультсериала «Ракета и Грут» (2017). Однако «Аркейн» на сегодняшний день — самая масштабная работа студии, ради которой Fortiche должна была нанять почти 300 человек.
Всё — от постановки боевых сцен и четкой механики тела до лицевой анимации суперкрупным планом — было сделано выразительно и наблюдательно. Тончайшее движение глаза, едва заметное подрагивание губы — аниматоры активно использовали в оживлении своих героев отдельные микродвижения, которые люди совершают неосознанно. В результате захватывающе смотрятся не только экшен-сцены сериала, но и диалоги, богатые невербальной информацией.
Анимацию «Аркейна» поддерживает работа виртуальной камеры, ответственной за кинематографичность картинки. «Оператор» ведет себя свободно, совершая в нужные моменты эффектные панорамные пролеты. Он может имитировать съемку широким углом или длиннофокусной оптикой, четко работает на разноплановых композициях, размывая фоны. В боевых сценах виртуальный оператор берет камеру в руки, и периодически она может вздрагивать от мощи ударов. На объектив иногда попадает грязь, делая изображение неидеальным и привнося ощущение, будто ситуация выходит из-под контроля. Может гулять фокусировка объектива, подчеркивая упадок сил или растерянность персонажа в сложный момент.
В конечном итоге сочетание высококачественной анимации и кинематографических техник приводит к тому, что зритель забывает об анимационной природе сериала. Всё кажется слишком настоящим.
3D, 2D и царапки
Художественный парадокс «Аркейна» заключается в том, что при правдоподобной анимации сериал не особенно стремится к реалистичной графике. Не только фоны, но и модели персонажей, и предметы обстановки раскрашены нарочито небрежными живописными мазками. Светотеневой рисунок этих текстур корректируется на финальном этапе работой художников по освещению. Секретами освещения сотрудники Fortiche не делятся, но утверждают, что принцип необычайно прост. Так или иначе, необычный стиль сериала — первое, что бросается в глаза при просмотре.
Живописными текстурами дело не ограничивается, также в ход идут спецэффекты, выполненные в 2D. Дым, вода, огонь, взрывы, нарисованные от руки и анимированные на 12 кадрах в секунду (основное действие идет на стандартных для 3D-анимации 24 кадрах), выглядят свежо и впечатляюще. Для сцен безумия Джинкс подготовили отдельный прием, позаимствованный из фильмов ужасов, — имитацию дефектов кинопленки и изображений, нацарапанных острым предметом. А мысли Экко, предводителя банды Поджигателей, оформлены в духе экспрессивных трафаретных граффити.
Fortiche не первые, кто начал экспериментировать в попытках сделать 3D-мультфильмы более выразительными, в том числе комбинируя их с 2D-графикой. И всё же их проектам удалось выйти на широкую аудиторию в числе первых. Прогремевший в 2018 году полнометражный мультфильм «Человек-паук: Через вселенные» оказал огромное влияние на анимационные студии всего мира. Работа над «Аркейном» в этот год шла с пробуксовками, но все-таки в 2021 году сериалу удалось запрыгнуть в первые вагоны набирающей популярность гибридной компьютерной анимации. Уже в 2022 году таких премьер стало заметно больше: «Кот в сапогах: Последнее желание» (DreamWorks), «Энтергалактик» (Netflix), «Плохие парни» (DreamWorks), «Я краснею» (Pixar). Студии буквально наступали друг другу на пятки, и произвести первое впечатление стало гораздо сложнее.
Саундтрек на максималках
Поскольку создатель сериала Кристиан Линке не родился шоураннером, а пришел в игровую компанию Riot Games в качестве композитора, было понятно, что в сериале без могучего саундтрека не обойдется. Песню для открывающих титров доверили группе Imagine Dragons, с которой компания уже сотрудничала прежде. Анимационные версии музыкантов появляются в одном из эпизодов сериала и исполняют свою песню в подворотнях Зауна. Для повествовательных и лирических моментов «Аркейна» симфонический оркестр с солистом-скрипачом Рэем Ченом отыграл 90 композиций, написанных композиторами Александром Темплом и Алексом Сивером.
Для ключевых эпизодов подготовили особые песни. Так, в сцене, где Джинкс в отчаянной надежде зажигает факел, звучит пронзительная Guns for Hire в исполнении певца Woodkid. Противостояние Джинкс и Экко на мосту разворачивается под ритмичную композицию Dynasties and Dystopia, смиксованную из записей трех певцов: Дензела Карри, Gizzle и Брена Джоя. А завершающей песней первого сезона стала отчаянная What Could Have Been в исполнении Стинга. Так что саундтрек сериала получился действительно богатым и попадающим точно по всем заданным целям.
Что дальше?
На Netflix вышли первые шесть серий второго сезона. Сюжетные ставки растут, повествование уходит от частных историй к более эпическому масштабу, количество персонажей, как и новых конфликтов, увеличивается. Пока выглядит так, что заключительному сезону будет тесно в заявленных девяти сериях, но анимация всё так же на высоте и всем по-прежнему нужна Джинкс. Агрегатор рецензий Rotten Tomatoes на основе 31 рецензии дает сезону 100% свежести, пользователи IMDb ставят первым эпизодам выше 9 баллов. Так что пока, кажется, победное шествие «Аркейна» продолжается. Финальные эпизоды выйдут 23 ноября.