«Месье Азнавур» с Тахаром Рахимом: Шансон армянского разлива
До проката добрался байопик «Месье Азнавур», посвященный великому французскому композитору и поэту Шарлю Азнавуру. Это история пути юноши к всемирной славе. Рассказываем, каким получился портрет знаменитого исполнителя.
Юный Азнавур живет с родителями в Париже. В семье практически нет денег, жизнь в принципе тяжелая, но армяне стараются не унывать — в отцовском кабаке всегда полно гостей и часто звучат знаменитые песни (в частности русские романсы). По жизни Шарля создатели — Мехди Идир и Гран Кор Маляд — пробегаются весьма торопливо, оставляя множество деталей за кадром.
Вот парень впервые появляется на замшелой сцене. Вот встречает своего партнера, пианиста Пьера Роша (Бастьен Буйон), с которым впоследствии покорит не только Францию, но и Америку. Бац — их однажды услышала Эдит Пиаф (Мари-Жюли Бо) и пригрела ореолом собственной славы. Фильм идет чуть больше двух часов — поразительно мало времени, чтобы отразить более чем 90-летний жизненный путь Азнавура.
Создателей картины Шарль выбрал лично незадолго до смерти. Кажется, их бэкграунд был близок исполнителю содержательно: Идир пришел в кино из танцевальной индустрии, а Маляд, как и Азнавур в юности, был поэтом и шансонье. «Месье Азнавур» — третий полнометражный художественный фильм, над которым режиссеры работают в тандеме. Их дебют «Пациенты» был в числе номинантов на премию «Сезар», о фильме тепло отзывался и сам Азнавур.
Картина посвящена становлению Азнавура как барда, известного не только во Франции, но и во всём мире. Правда, повествование обрывочно и строится лишь на знаковых моментах карьеры Шарля. Зрителей будто допускают до отдельных и ярких воспоминаний, которые пусть и выглядят живописно, но не дают представления о собственно пути к славе. Дэнни Бойл, рассказывая, например, о жизни Стива Джобса в одноименном байопике, тоже делал акценты на отдельных воспоминаниях, но снабдил их контекстом «до и после». Идир и Маляд от этого отказываются, оставляя большие пробелы в жизни Азнавура.
Небольшими «якорями», удерживающими внимание зрителя, становятся юмористические зарисовки, которыми создатели сбавляют градус пафоса и звездности, набирающих обороты в геометрической прогрессии. Шарль и Пьер прибывают в Америку к Эдит Пиаф, не имея визы на руках: на контроле молодым исполнителям предлагают спеть и, будучи восхищенными их талантом, ставят печать «Впустить». Таким же легковесным и игривым выглядит на экране сотрудничество Азнавура с представителями канадской мафии: ради выступления певца местный «крестный отец» реконструирует сцену в затхлом клубе.
Как ни странно, но исполнитель главной роли совсем не тянет образ Шарля Азнавура. Актер Тахар Рахим — французский алжирец, известный по таким фильмам, как «Мадам Паутина», «Мавританец», «Пророк» и «Шрам», — настоящий мискаст картины. Быть может, внешне он и похож на юного Азнавура, но поверить в то, что перед нами будущая звезда французской культуры, очень трудно. Хотя, казалось бы, Рахим потратил внушительное количество времени, чтобы изучить манеру и пластику Азнавура, а также специально исполнил несколько композиций, для чего брал уроки пения и игры на фортепиано. К сожалению, даже имитация голоса французской звезды звучит крайне фальшиво и натужно. Особенно ярко это заметно, когда в финале показывают документальные кадры с настоящим Шарлем Азнавуром.
Впрочем, сами музыкальные номера, коими фильм, можно сказать, перенасыщен, — в основном удались. Если забыть, что перед нами блеклая копия Азнавура, и не пытаться сравнивать актера и его прототипа, можно с легкостью раствориться во французском шансоне целиком и полностью. Музыка, которую не дублировали на русский язык (спасибо за это прокатчику), сопровождает добрую половину хронометража и позволяет окунуться в эпоху 1950–1960-х во Франции и Америке. Именно благодаря музыкальным выступлениям Шарля и Пьера кино обретает хотя бы относительную энергию и жизненную силу, которой может поделиться со зрителем.
В целом «Месье Азнавур» — весьма невыразительное кино, которое без труда встает на полку типовых и предсказуемых музыкальных байопиков (от «Рэя» и «Рокетмена» до «Элвиса» и «Богемской рапсодии»). Имя, как говорится, им легион — подобных картин, посвященных большим личностям, двинувшим вперед мир (науку, культуру — нужное подчеркнуть), было и будет еще много. Поклонникам Азнавура рекомендую обратиться все-таки к документальному кино — посмотреть, например, картину «Азнавур» Марка ди Доменико, где куда больше деталей о жизни их любимого исполнителя.