Опубликовано 03 сентября 2024, 20:20
4 мин.

«Лгунья» с Елизаветой Ищенко и Дашей Верещагиной: Обман съедает душу

Поделиться:
«Лгунья» с Елизаветой Ищенко и Дашей Верещагиной: Обман съедает душу

5 сентября в прокат выходит драмеди Юлии Трофимовой «Лгунья». Главные роли исполняют Елизавета Ищенко, Стас Старовойтов, Марьяна Спивак, Юлия Марченко, Алексей Розин, Дмитрий Куличков и Даша Верещагина. Юная продавщица кафе-мороженого Ева обвиняет известного певца в домогательствах, что переворачивает жизнь старшеклассницы. Объясняем, чем разочаровывает простоватая «Лгунья», от которой ждешь много большего.

На лето перед выпускным классом в школе 17-летняя Ева (Елизавета Ищенко) устраивается продавщицей в кафе-мороженое. В один из августовских дней в заведение заходит известный певец Александр Воронов (Стас Старовойтов). Знаменитость не в духе, грубит продавщице и кидает в лицо мятую пятитысячную купюру. Расстроенная Ева бежит во дворик кафе, Воронов ее грубо хватает за руки, школьница громко кричит, чем обращает внимание проходившего мимо Льва (Арсений Вейс). Юная продавщица обвиняет певца в домогательствах. За дело берется следовательница-мужененавистница Марина (Марьяна Спивак), которой начальство уже несколько раз не давало посадить насильников-знаменитостей в тюрьму. Полицейская нацелена упечь Воронова за решетку. Еву тем временем гложет чувство вины, ведь на самом деле ничего не было. С другой стороны, теперь на школьницу обращают внимание ровесники, ее зовут на телевизионные ток-шоу, девочку считают смелой.

Над «Лгуньей» работала отличная команда, так что ожидания от фильма были высоки. Постановщица Юлия Трофимова известна по картине «Страна Саша» и сериалу «Госпожа». Продюсер Катерина Михайлова работала над «Контактами», «Надо снимать фильмы о любви» и «Паническими атаками». Сценарий Трофимова писала с Марией Шульгиной («Почка», «Давай разведемся!»). Трофимова, Шульгина и Михайлова прежде вместе делали нежную подростковую мелодраму «Страна Саша». «Лгунья» — экранизация одноименной книги израильской писательницы и активистки Айелет Гундар-Гошен, а литературное произведение основано на реальных событиях. Роман можно считать своеобразным ответом на движение #MeToo и возможные перегибы культуры отмены. Удивительно, что написала книгу женщина.

«Лгунья» не просто встает на защиту мужчин, но известных мужчин. Несчастные знаменитости ведь тоже страдают, да еще и от жаждущих внимания несчастных девиц. Уже этот посыл вызывает некоторые вопросы. Разумеется, случаев ложных обвинений в изнасилованиях достаточно, но в картине Трофимовой обескураживает легкая интонация. Это не социальная или психологическая драма, а меланхоличная комедия о взрослении и первом столкновении со взрослыми проблемами. Нет ничего плохого в съемках драмеди под формат «Сандэнса» и в пасторальной палитре фильмов Уэса Андерсона или Шона Бэйкера, но в «Лгунье» тотально не совпадают тема и форма. Шутить над изнасилованием и реальным сроком за несовершенное преступление не очень хочется, особенно в России.

Фильм «Лгунья» (2024): трейлер, кадры, рецензия

«Лгунья» стала обладателем «Серебряного Святого Георгия» как лучший фильм в программе «Русские премьеры» 46-го Московского международного кинофестиваля

Кадр из фильма «Лгунья», реж. Юлия Трофимова, 2024

Другая проблема картины — полное отсутствие интриги. История легко бы могла уложиться в короткий метр, но неоправданно растягивается на полтора часа. Еву мучает совесть, так что весь вопрос в том, найдет ли девочка в себе силы сказать правду. А ставки заметно выросли: на сторону школьницы встала не только карикатурная следовательница, но и родители (Юлия Марченко и Алексей Розин) и общественность. В условиях большой шумихи признаваться в исходном обмане намного сложнее. Маленькая ложь (хотя не такая уж маленькая) разрастается как снежный ком. Параллельно мучениям Евы мы наблюдаем, как жертва культуры отмены певец Воронов пытается обелить свое имя самыми дешевыми и неискренними средствами — сходить в фонд помощи детям-сиротам или людям с ограниченными возможностями. Вероятно, исполнитель даже что-то осознал, но идет он путем всех селебрити: чтобы перекрыть проступок, нужно какое-то понятное социально одобряемое действие. Большой симпатии не вызывают ни Воронов, ни Ева.

Чтобы как-то растянуть повествование, в историю вводятся лишние герои. Настоящая жертва домогательств Саша (Даша Верещагина) восхищается смелостью Евы, а младшая сестра продавщицы кафе-мороженого Майя (Майя Мальцева) завидует популярности и удивляется преображению «жертвы». Теперь Ева носит дорогие платья и умело красится. Пожалуй, действительно интересно наблюдать только за развивающимися отношениями Евы и Льва. Оба хотят почувствовать себя героями, заслужить одобрение и любовь окружающих и сходятся на этой почве. Фактически это снова «Страна Саша», но не на южном побережье, а на улицах большого города.

Рецензия на фильм «Лгунья» (2024)

Съемки картины проходили в Нижнем Новгороде, поэтому неудивительно, что фильм показали во внеконкурсной программе фестиваля «Горький fest»

Кадр из фильма «Лгунья», реж. Юлия Трофимова, 2024

Можно попытаться закрыть глаза на повод для лжи Евы и думать только о внутренних сомнениях обманувшей школьницы, то есть расширять тему. Но ведь из песни слов не выкинешь, нужно было выбирать более пустяковый эпизод из жизни несмышленой обманщицы.

Домашнее насилие и домогательства — не шутки. Кажется, время смеяться (если оно вообще наступит) над невыдуманными проблемами еще не настало. Грустно видеть, что страшная реалистичная драма Наталии Мещаниновой «Один маленький ночной секрет» не может добраться до зрителей, зато кино, относящееся к возможному изнасилованию, не испытывает никаких трудностей. Хочется, чтобы все фильмы на острые темы выходили в прокат и вызывали полемику среди аудитории. Пока же мы видим только одну сторону, а реальные жертвы не получают голоса.

Новое в подписке

Лучшее в подписке