«Каскадеры» с Райаном Гослингом и Эмили Блант: Ода опасной профессии
В зарубежных онлайн-кинотеатрах появилась экшен-комедия Дэвида Литча «Каскадеры» с Райаном Гослингом и Эмили Блант в главных ролях. Литч — режиссер «Джона Уика», «Дэдпула 2» и «Взрывной блондинки» и в прошлом каскадер. Картина долго и упорно доказывает, что выполняющие опасные трюки дублеры страшно обделены вниманием, хотя без них невозможен ни один боевик. Объясняем, почему симпатичный фильм не стал хитом проката, а самоироничные Гослинг и Блант способны вытянуть даже слабый сценарий.
Опытный и мастеровитый каскадер Колт Сиверс (Райан Гослинг) трудится дублером звезды экшен-кино Тома Райдера (Аарон Тейлор-Джонсон), крутит роман с оператором Джоди Морено (Эмили Блант) и наслаждается жизнью. Всё меняет один неудавшийся трюк. Колт ломает позвоночник, чудом выживает, уходит из профессии и разрывает все связи с прошлым. Вчерашний каскадер теперь работает парковщиком в мексиканском ресторане и не особо следит за собой. Вдруг Колту звонит Гейл (Ханна Уэддингхэм), продюсер и агент Тома. Джоди снимает в Австралии свой режиссерский дебют, и ей срочно нужен классный каскадер. Колт сбривает бороду, стрижется и мчится на другой континент. Тут выясняется, что Том куда-то пропал, а Гейл не ждала старого знакомого на съемочной площадке.
Дэвид Литч начинал карьеру в Голливуде как каскадер и постоянный дублер Брэда Питта, затем много лет был вторым режиссером, а в 2014-м в паре с Чадом Стахелски, дублером Киану Ривза, поставил «Джона Уика». Боевик о молчаливом киллере неожиданно стал сенсацией, а карьеры пары режиссеров резко устремились в гору. Особенно преуспел Литч. Всего за десять лет режиссер успел снять «Взрывную блондинку», «Дэдпула 2», «Форсаж: Хоббс и Шоу» и «Быстрее пули». Картины постановщика регулярно хвалили за ураганный экшен и классно поставленные трюки — ну еще бы. Кроме того, все предыдущие работы Литча становились кассовыми хитами. «Каскадеров» при бюджете 130 миллионов долларов ждала другая судьба — блокбастер не окупился в прокате и быстро появился на стримингах. Вполне возможно, что на малых экранах фильм больше полюбится зрителем. Кажется, на Netflix и Apple TV+ картина смотрится заметно органичнее, чем в кинотеатре.
Сегодня зрители хотят идти в залы только ради фильмов-событий. Удивительно, что «Каскадеры» ими не стали. Блант и Гослинг успели прорекламировать блокбастер еще на церемонии «Оскар», активно давали интервью и явно довольны своей работой на съемочной площадке. По меркам Дэвида Литча, режиссера коммерческого, никак не авторского кино, это действительно удачный фильм: смешной, динамичный, не лишенный запоминающихся эпизодов.
Блант исполняет Against All Odds Фила Коллинза. Есть милый песик по кличке Жан-Клод, который кусает врагов за интимные места, если давать команды на французском. Имеется труп в ванной со льдом в гостиничном номере. В наличии многочисленные отсылки к старому кино. Однако всё это приятные бонусы, а в целом сюжет всё равно разваливается на отдельные части, далеко не всегда убедительные. Мы наблюдаем за возвращением в профессию Колта и попытками возобновить отношения с Джоди. В удачном конечном результате сомневаться не приходится ни на минуту. Детективную интригу составляет исчезновение Тома Райдера, а также мутные схемы, которые тянутся шлейфом за голливудской звездой, но основное действие — съемки в Австралии смехотворного фантастического эпоса «Металшторм». В фильме отчетливо присутствуют отголоски «Звездных войн», «Дюны» и «Безумного Макса», разобраться в сюжете невозможно, а костюмы инопланетян чаще вызывают смех. Вроде бы аудитории полагается болеть за Джоди и ее первое кино, но, кажется, получается какая-то мура. На съемочной площадке мы быстро понимаем, что все каскадеры чуть ли не святые люди, а вот звезды в кадре — те еще подонки. И эта нехитрая мысль повторяется слишком часто.
Для длящегося более двух часов фильма в «Каскадерах» маловато экшена. Правда, досидевшие до финала будут вознаграждены — последние минут 20 вызывают восхищение. Но то в конце! Остросюжетные погони, перестрелки и трюки в городе и пустыне растворены в разговорах о кино, любви, профессии и криминальных схемах. Разумеется, мы смотрим фильмы Литча не ради стройного сценария и новых мыслей, но все-таки в данном случае стройности картине не хватает. Сценаристы пытаются играть в Шейна Блэка («Смертельное оружие», «Славные парни»), но у голливудского ветерана детектив и комедия всегда шли рука об руку, а остроумные диалоги заставляли прислушиваться к каждому слову. В «Каскадерах» с юмором бывают проблемы. Гослинг на новом этапе карьеры не боится быть смешным, и это здорово. Теперь он не молчаливый крутой парень («Драйв»), не хмурый охотник на репликантов («Бегущий по лезвию 2049») и не герой-любовник с проблемами («Место под соснами»). Да и в паре с Блант Гослинг смотрится прекрасно.
Сегодня профсоюз каскадеров борется за создание новой номинации на премии «Оскар». Дэвид Литч ярким фильмом не просто давит на академиков, но и развлекает зрителей. Если относиться к «Каскадерам» исключительно как к аттракциону, то всё не так уж и плохо. Не стоит ждать многого, а на некоторые сценарные дыры лучше закрыть глаза. Можно насытиться экшеном, Гослингом и Блант.