Непокорный эпос: Все фильмы и сериалы по «Дюне»
Один из самых влиятельных в западной культуре научно-фантастических романов «Дюна» Фрэнка Герберта вышел в 1965 году. Практически с лету он захватил умы ценителей фантастики философской глубиной, проработанностью придуманного мира, увлекательным сюжетом и многообразием поднимаемых тем. Долгое время «Дюна» считалась одним из самых сложных для экранизации произведений, так что брались за адаптации люди с большими амбициями. Постановка осложнялась и техническими возможностями кинематографа, и эпическим размахом оригинального произведения. В канун премьеры фильма «Дюна: Часть вторая» вспоминаем все попытки экранизировать роман — историю побед и поражений.
А если хочется еще больше научной фантастики, у нас есть подборка 15 необычных научно-фантастических фильмов.
Далекое-далекое будущее. Император передает роду Атрейдесов контроль над стратегически важной планетой Арракис. Это единственное место в обозримой Вселенной, где добывают особо ценное вещество меланж. Владение такой уникальной планетой почетно и опасно, так что вскоре герцог Атрейдес становится жертвой заговора. Его сын, юный Пол Атрейдес, спасается бегством в пустыню, знакомится с аборигенами и узнает о том, что он мессия.
В 1974 году снять фильм по «Дюне» пожелал режиссер-сюрреалист Алехандро Ходоровски. Идея родилась спонтанно: постановщик еще не читал книгу, но сразу решил, что этот фильм изменит кинематограф. Он, впрочем, и не собирался послушно экранизировать роман. «Я хотел создать пророка, что изменит умы во всем мире. В моем понимании „Дюна“ была бы пришествием Бога — художественного, кинематографического Бога», — говорит автор в документальном фильме «„Дюна“ Ходоровского». Но толстый альбом с раскадровкой картины — единственное, что осталось от грандиозного замысла.
В свою команду режиссер заполучил художников Жана «Мёбиуса» Жиро и Ханса Рудольфа Гигера (впоследствии работали над фильмом «Чужой»), музыкальную группу Pink Floyd, Сальвадора Дали на роль императора Шаддама IV, Орсона Уэллса в качестве барона Харконнена и Мика Джаггера как Фейд-Рауту. Ходоровски написал сценарий примерно на 12-часовой фильм, создал раскадровки со сложнейшими визуальными решениями и не сумел найти инвесторов для своего безумного проекта. Прагматичные голливудские студии не хотели связываться с пророками, психоделикой и расширением сознания. Сомнения вызывала и сложность воплощения замысла, и слишком самостоятельный характер режиссера, и продолжительность фильма — как его показывать в кинотеатрах? Так что сейчас «Дюна» Ходоровски известна как «величайший неснятый фильм» в истории кино.
И все-таки один из самых знаменитых романов XX века обязан был получить свое воплощение на экране. В конце 1970-х продюсер Дино Де Лаурентис был на 100 % уверен в успехе фильма, ведь популярность «Звездных войн» говорила о том, что фантастика, но для взрослых, нужна публике. Поэтому в производство были вложены огромные по тем временам деньги — 42 миллиона долларов, а на место режиссера приглашен уже оскаровский номинант Дэвид Линч. Роль Пола Атрейдеса исполнил дебютант Кайл МакЛоклен, который впоследствии будет регулярно появляться в фильмах Линча. В числе прочих здесь снимались будущие знаменитости — Стинг и Патрик Стюарт.
В прокате фильм печально провалился, не покрыв даже собственный бюджет. Критики приняли экранизацию в штыки, назвав сценарий слишком сумбурным, а фанатам книги не понравились некоторые вольности по отношению к оригиналу. Сейчас поклонники Линча находят какое-то очарование в тяжеловесности картины. Впрочем, сам режиссер признал «Дюну» своей творческой неудачей, но обвинил в этом Де Лаурентиса, который не позволил выпустить в прокат первоначальный трехчасовой вариант. Продюсер требовал сократить фильм до двух часов, и Линчу пришлось смириться. Впоследствии он наотрез отказался делать режиссерскую версию, заявив, что это слишком болезненный опыт.
В 2000 году телеканал Syfy расщедрился на мини-сериал по книге Фрэнка Герберта продолжительностью в пять часов. Сериальный хронометраж гораздо больше подходил для экранизации большого и сложного произведения, чем кино. Режиссер и сценарист Джон Харрисон не без потерь, но сумел создать близкий к оригиналу проект. Сейчас сериал немного смущает телевизионным качеством картинки, но в начале нулевых он воспринимался зрителями гораздо проще. Для телепроекта того времени спецэффекты и компьютерная графика были на высоте, а с картонными задниками можно было смириться. «Игры престолов» или «Мира Дикого Запада» еще не было даже в проекте, а сериалы высокого художественного уровня можно было пересчитать по пальцам левой руки Дэвида Линча.
«Дюна» Харрисона даже получила две премии «Эмми» за спецэффекты и работу оператора Витторио Стораро («Апокалипсис сегодня»). В эфире телесериал тоже показал себя отлично: рейтинги понравились руководству телеканала, критики приняли работу благосклонно, фанаты книги не очень сильно расстраивались по поводу несовпадения их ожиданий с реальностью. Поэтому Харрисону было заказано продолжение.
На сегодняшний день этот проект продвинулся дальше всех по хронологии романов Герберта. Если первый сезон рассказывал историю возвышения Моад’Диба, то второй перешел уже к книгам «Мессия Дюны» и «Дети Дюны», собрав их в единый сюжет. Сценарий для него писал шоураннер первого сериала Джон Харрисон. Заняться режиссурой он не смог, так как был занят в другом проекте, и его место занял Грег Яйтанс. На тот момент он еще ничем особенно не отличился, но после успешных «Детей Дюны» снимал эпизоды для таких крупных сериалов, как «Остаться в живых», «Доктор Хаус», «Дом Дракона».
В сюжет этой версии «Дюны» была введена новая героиня, которой не было в книгах. Как ни странно, это не вызвало возмущения фанатов. Возможно, во многом из-за того, что роль исполнила Сьюзен Сарандон, самая известная на тот момент актриса каста. Ей досталась роль заговорщицы Венсиции, сестры принцессы Ирулан. А вот для Джеймса МакЭвоя роль Лето II, сына Пола Атрейдеса, стала одной из первых крупных работ, позволивших 24-летнему актеру заявить о себе. В 2003 году сериал снова получил «Эмми» за лучшие спецэффекты, да и в целом качество съемок заметно выросло по сравнению с первым сезоном.
В 2017 году за постановку взялся Дени Вильнёв. В отличие от всех предыдущих режиссеров, он был первым, кто действительно умел работать с научной фантастикой. К этому времени он уже снял масштабные блокбастеры «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049». Гигантомания и минималистичное эстетство Вильнёва, проявившиеся в этих фильмах, как нельзя кстати пришлись и ко двору Арракиса. Эффектные общие планы, причудливая техника, передовые спецэффекты сочетаются со строгим, реалистичным дизайном костюмов. Художественные решения новой «Дюны» выгодно отличают ее от несколько вычурного и местами карикатурного стиля предыдущих экранизаций.
Впечатляющим был не только визуал новой постановки, но и актерский состав. Главную роль исполнил один из самых заметных молодых актеров Голливуда Тимоти Шаламе, а первая десятка его коллег по касту похожа на красную дорожку «Оскара», «Золотого глобуса» и журнала People. Музыку для картины написал сам Ханс Циммер, отказавшийся ради этого от работы над «Доводом» Кристофера Нолана. Премьера состоялась в очень сложное для проката время — в сентябре 2021 года, когда кинотеатры уже начали работать после пандемии, но желающих рисковать здоровьем было немного. Тем не менее даже при таких условиях «Дюна» собрала неплохую кассу, восторженные отзывы и кучу наград. Не помешал успеху даже тот факт, что фильм разбит на две части и выход второй не был делом предрешенным. Продолжение очень скоро даст окончательный ответ, покорилась ли режиссеру упрямая книга.
Когда Дени Вильнёв начал работу над первым фильмом, студия Legendary Television заказала сериал-приквел, основанный на книге «Дюна: Орден сестер» Брайана Герберта и Кевина Дж. Андерсона. Действие будет происходить за тысячи лет до основных событий. Сериал расскажет о формировании ордена Бене Гессерит — женского сообщества, участницы которого благодаря тренировкам ума и тела овладели способностями, выходящими далеко за пределы возможностей обычного человека. Эти уникальные дамы спустя тысячелетия будут исподтишка решать судьбы цивилизаций.
Ожидается, что шоу выйдет на стриминговом сервисе Max в конце 2024 года, но работа идет с таким скрипом, что прогноз выглядит слишком оптимистично. Хорошо бы посмотреть на проект в 2025-м. Сначала с проектом расстался Вильнёв, который должен был снять пилотный эпизод, но решил сосредоточиться на второй части «Дюны». Потом начали меняться исполнители главных ролей, уходить продюсеры и шоураннеры. Сейчас история сериала стала запутаннее, чем фильм Дэвида Линча. Одни лишь сестры Гессерит ведают, увидит ли свет хоть одна серия «Сестричества».