«Дело № 137» Доминика Молля: А судьи кто?
5 февраля в российском прокате стартует детективный триллер «Дело № 137» французского режиссёра немецкого происхождения Доминика Молля. А спецпоказы картины в разных городах страны уже начались. В основу фильма легли реальные события — протестные движения «жёлтых жилетов», — произошедшие во Франции в конце 2018 года. Премьера драмы состоялась в основном конкурсе прошлогоднего Каннского фестиваля. Рассказываем, как Молль осмысляет социальный ландшафт страны и почему фильм нельзя пропускать всем любителям напряжённых процедуралов.
Стефани (Леа Дрюкер) — инспектор отделения внутренних расследований парижской полиции, в чьи обязанности входит рассмотрение дел коллег, злоупотребляющих должностными полномочиями. Во время протестных движений «жёлтых жилетов» сотрудники органов серьёзно ранили безоружного подростка (Сандра Коломбо). Силовики выстрелили юноше в голову из табельного оружия, а после пнули ногой истекающего кровью мирного демонстранта. Случайный свидетель успел заснять жуткое преступление на камеру телефона. Однако, несмотря на существенные доказательства, законодательную систему и желание инспектора отправить правонарушителей под трибунал, препон хватает. Институт полиции полностью девальвирован в глазах общественности, поэтому руководство просто не может позволить дать ход столь громкому делу. Начальство оказывает на Стефани моральное давление, а родственники жертвы не понимают, почему преступники до сих пор остаются на свободе. Неожиданно сотрудница полиции оказывается между двух огней. Выбрать сторону будет не так-то просто.
Доминик Молль — выпускник престижного парижского института кинематографических исследований La femis, обучение в котором в разные годы проходили Ален Рене, Луи Маль, Тео Ангелопулос, Клер Дени, Андрей Жулавский и другие. Свой путь в кино Молль начал в 1983 году с короткометражной работы «Одеяло» по одноимённой новелле Чарльза Буковски. Однако полнометражного дебюта пришлось ждать ещё 11 лет. В 1994-м состоялась премьера мелодрамы «Интимность». А уже в 2000-м со вторым полнометражным фильмом — криминальной комедией «Гарри — друг, который желает Вам добра» — постановщик попал в основной конкурс Каннского фестиваля.
Леа Дрюкер окончательно утвердилась в статусе одной из самых ярких французских актрис поколения. За последние несколько лет артистка успела посотрудничать с Кантеном Дюпьё, Паскалем Боницером и Лукасом Донтом
Кадр из фильма «Дело № 137», реж. Доминик Молль, 2025
С тех пор Молль неизменно экспериментировал с жанрами в попытке нащупать собственный авторский голос. В «Лемминге» нетрудно было заметить мелодраматические интонации. «Новости с планеты Марс» оказались абсурдистской комедией, а в случае с «В лесу» режиссёр и вовсе заигрывал с конвенциональными тропами фильмов ужасов. Переломный момент случился в 2019 году. В рамках Венецианского фестиваля состоялась премьера «Магии зверя», в которой за ярко выраженной детективной конструкцией скрывалась мрачная история жизни беженцев. С тех пор Молль облюбовал жанр, всё чаще обращаясь к детективному триллеру для осмысления социального ландшафта страны. В основу вышедшего в 2022 году «Таинственного убийства» легла реальная история насильственной смерти 21-летней девушки, чей обгоревший труп был найден 13 мая 2013 года в предместье Парижа. Однако постановщика интересовало не столько ужасное преступление, сколько плачевная ситуация в стране в целом. В последнее десятилетие Франция страдает из-за фемицида — убийства женщин на почве гендерной ненависти. Согласно данным BBC, в стране каждые три дня от рук бывшего или нынешнего партнёра погибает женщина. В случае с «Делом № 137» Молль вновь предлагает взглянуть на чёрную страницу в летописи современной Франции.
Сосценаристом фильма выступил Жиль Маршан — постоянный соавтор Доминика Молля
Кадр из фильма «Дело № 137», реж. Доминик Молль, 2025
В конце 2018 года после заявления президента Эмманюэля Макрона о намерении повысить налог на углеродное топливо в стране начались протесты. Люди активно выходили на улицы, отстаивая свои права, а движение быстро стало массовым и распространилось по всей Франции. Сдерживать протестующих были отправлены вооружённые силовики, злоупотребялющие полномочиями: минимум шесть человек погибло, более 1000 пострадало. Героиня Леа Дрюкер — собирательный образ всех инспекторов, которые были вынуждены вести внутренние расследования и отправлять под трибунал собственных коллег.
Режиссёр органично вплетает в нарративное ядро хроникальные кадры реальных протестов только для того, чтобы после запереть героев и зрителей на два часа в тесных кабинетах. Стефани редко выходит в «поле», бросая все силы на работу за экраном монитора на рабочем столе. Однако в эпоху постправды даже неопровержимое видеодоказательство может толковаться как угодно, но только не как материалы дела.
Фильм удостоился восьми номинаций на грядущей кинопремии «Сезар»
Кадр из фильма «Дело № 137», реж. Доминик Молль, 2025
Стефани запугивает начальство, вчерашние друзья отводят при встрече взгляд, а сын-подросток (Солан Мачадо Гранер) спрашивает у мамы: почему все вокруг ненавидят полицию? Вопрос так и остаётся подвешенным в воздухе. Молль успешно скрещивает конвенциональный процедурал с социальной драмой, размышляя не столько о девальвации правового института, сколько о ничтожности человека перед системой. Стефани становится прямой наследницей персонажа Жана Габена из «Набережной туманов» или Винца из «Ненависти» с той лишь разницей, что она сама остаётся частью репрессивной машины. Противостоять ей изнутри — дело практически невозможное.
Среди продюсеров можно заметить Каролин Беньо, ранее работавшую над «Лобстером» Лантимоса и «Молодым Папой» Соррентино
Кадр из фильма «Дело № 137», реж. Доминик Молль, 2025
«Дело № 137» — пугающий детективный триллер, который не только пытается осмыслить травмирующее прошлое страны, но и задаётся непростым вопросом: может ли человек оставаться объективным и непредвзятым, находясь внутри системы? Или же борьба с ней — тоже лишь её часть? Молль не даёт никаких чётких ответов, отказывая себе в удовольствии ступать на территорию напускной дидактики и морализаторства. Режиссёр оставляет зрителя в неведении, а главную героиню — со смартфоном в руке, на котором та безостановочно листает видеоролики с милыми котиками, пытаясь унять всепоглощающее отчаяние.
Вердикт
«Дело № 137» — прекрасный детективный триллер, за ярко выраженной жанровой конструкцией которого скрывается осмысление социального ландшафта страны. Заметный европейский режиссёр Доминик Молль снял, пожалуй, лучший фильм в карьере. А исполнившая главную роль Леа Дрюкер в очередной раз продемонстрировала, что является одной из самых ярких французских актрис своего поколения.