«Я начала читать сценарий „Дыши“ и сразу подумала, что это возможность снять собственный „Будет больно“»: Интервью с Анной Кузнецовой, режиссером сериала «Дыши»
В Okko вышли два эпизода драматического сериала «Дыши» режиссера Анны Кузнецовой, наиболее известной по трагикомедии «Каникулы», показы которой прошли долгий путь от фестиваля «Маяк» до главного федерального канала. Сюжет «Дыши» разворачивается вокруг талантливой акушерки Леры (Марина Александрова), которая пытается совместить круглосуточную работу в больнице с воспитанием троих детей. Незадолго до премьеры «Дыши» нам удалось встретиться с Анной Кузнецовой и поговорить о жизни после «Каникул», любимых медицинских сериалах и ожиданиях от будущего.
— У вашей героини довольно четкий профессиональный курс. Она выступает исключительно за естественные роды и отказывается работать с женщинами, которые не хотят рожать самостоятельно. С чем связана такая позиция?
Анна Кузнецова: Не совсем согласна с формулировкой про то, что она «отказывается». Сейчас, конечно, под естественными родами понимается всё что угодно. Позиция нашей героини звучит так: существует большой процент женщин, которые могут родить самостоятельно. В их случае дополнительная стимуляция несет больше рисков, чем бонусов.
В то же время есть процент женщин, которым медицина в процессе деторождения необходима. Самое главное — отличить одних от других. В случае, когда женщина не может родить сама, у нас есть кесарево сечение. Наша героиня — не противница родов через кесарево сечение. Она абсолютно адекватный человек с медицинским образованием. Она также понимает, что естественные роды могут пойти не по плану и потребовать срочного медицинского вмешательства, — и, собственно, она и нужна на родах, чтобы увидеть и отследить момент, когда что-то пошло не так. Тем не менее использование окситоцина и эпидуралки для нее, например, является спорным по многим причинам, в том числе потому, что часто их применяют не в интересах роженицы, а в интересах врачей, которым хочется уложиться в свою смену.
Тема дополнительной стимуляции и обезболивания в родах — наверно, одна из самых «холиварных» в интернете. Но мы не врачи и не ставим задачу кого-то обличить, убедить или поставить точку в обсуждении. Мы рассказываем историю героини вот с такими взглядами. Среди наших консультантов были врачи с совершенно разными мнениями по этим вопросам.
Кадр со съемок сериала «Дыши»
реж. Анна Кузнецова, 2025
— Но по сюжету пациентка Леры — любовница влиятельного бизнесмена Маша — как раз входит в список женщин, которые не могут родить самостоятельно. У нее диагноз — тазовое предлежание. Естественные роды проходят неудачно, ребенок оказывается в реанимации… Чья эта ошибка? Врача, который разрешил Маше рожать самой, или Маши, которая выбрала естественные роды?
Анна Кузнецова: Все восемь эпизодов сериал будет пытаться ответить на этот вопрос. Мы будем разбираться, почему всё пошло не так и кто действительно виноват в произошедшем. Можно сказать, что это главная интрига сериала.
Что касается родов с тазовым предлежанием плода, у нас в одной из серий даже есть реплика про то, что кесарево сечение в этом случае — это опция, а не приговор. Естественные роды в этой ситуации возможны, но требуют большего внимания и осторожности.
— Вы сказали, что проводили какие-то консультации перед началом работы. Расскажите об этом поподробнее. Присутствовал ли на съемках действующий врач-гинеколог?
Анна Кузнецова: У нас было несколько консультирующих акушеров-гинекологов. Кто-то из них обязательно присутствовал на съемках. Мы никогда не удовлетворялись одним мнением, всегда консультировались с большим количеством разных специалистов, чтобы получить разные взгляды на проблему. Кроме того, наши консультирующие гинекологи были частью массовки — в ряде медицинских сцен их можно заметить в кадре. Они играют медсестер. Именно настоящие врачи берут в кадре младенцев на руки.
Помимо акушеров-гинекологов, мы также общались с реаниматологами и специалистами паллиативной службы. Понятно, что показать в кино всё именно так, как происходит в реальной жизни, невозможно. Но мы сделали большой ресерч перед съемками и стремились к максимальной достоверности, которую могли себе позволить.
Кадр со съемок сериала «Дыши»
реж. Анна Кузнецова, 2025
— А смотрели ли медицинские сериалы перед началом работы?
Анна Кузнецова: Я ужасно люблю сериал «Будет больно». Когда я начала читать сценарий «Дыши», я сразу подумала, что это возможность снять собственный «Будет больно». В нашем сериале есть какие-то пересечения, сюжетные в том числе, но они довольно случайные, потому что сценаристы «Дыши» на самом деле не смотрели этот сериал до и во время написания сценария.
Ну и, к нашей радости, мало кто, на самом деле, видел сериал «Будет больно» в России, мне так кажется. Еще при подготовке к съемкам я смотрела фильм «Фрагменты женщины» и все документальные материалы по родам и кесаревому сечению, которые смогла найти.
— У вас в «Каникулах» главные героини были учителя, а в «Дыши» сюжет вращается вокруг врача-гинеколога. Как будто два раза подряд идут представители благородных профессий. У вас какая-то любовь к этим персонажам или это просто совпадение?
Анна Кузнецова: На самом деле всё всегда происходит случайным образом. «Каникулы» были про учителей просто потому, что моя подруга, она же соавтор сценария, работает учителем. Она же в итоге стала прототипом Татьяны Викторовны, а ее ученики — прототипами детей в фильме. У нее был доступ к замечательной фактуре, грех этим не воспользоваться.
А сценарий «Дыши» пришел ко мне практически в готовом виде, было написано уже пять серий. Передо мной был готовый персонаж, отлично написанный и придуманный. Мне понравилось, что главная героиня — женщина. Вот этот элемент меня точно всегда привлекает в проектах. Плюс сценарий был классно написан. Все персонажи были настоящими, они говорили нормальным языком, они были буквально живыми, существующими.
Я бы, конечно, не хотела, чтобы мне предлагали только сериалы о врачах или учителях. Я уже успела прочитать не один сценарий на медицинскую и школьную тему, но думаю, что все-таки воздержусь. Хотя, если это будет потрясающая история, которая меня невероятно захватит, я, безусловно, к ней присмотрюсь.
Я ужасно люблю сериал «Будет больно». Когда я начала читать сценарий «Дыши», я сразу подумала, что это возможность снять собственный «Будет больно». В нашем сериале есть какие-то пересечения, сюжетные в том числе, но они довольно случайные.
— Тем не менее все ваши героини в какой-то степени матери. Как вы относитесь к материнству?
Анна Кузнецова: Я отношусь с огромным уважением к женщинам, решившимся на материнство. Роды — действительно непредсказуемый процесс. Каждая женщина, которая идет в этот процесс, проходит по очень тонкой грани между огромным счастьем материнства и кошмаром, в который может в одночасье превратиться ее жизнь. Женщины, у которых роды пошли не так, имеют право быть увиденными.
— «Дыши» — ваш первый сериальный проект, я правильно понимаю?
Анна Кузнецова: Да, всё верно.
— С какими ощущениями выходите из этого опыта? Насколько я знаю, работа над сериалами более изматывающая, чем над фильмами. Да и производство может затянуться на несколько месяцев…
Анна Кузнецова: Так уж вышло, что съемки «Каникул», которые номинально должны были быть легче, на деле оказались просто невероятно тяжелыми. У нас было множество форс-мажоров на площадке… Например, на второй день работы я заболела ковидом. Каждый день производство буквально висело на волоске, это было тяжело. Посреди съемок мы узнали, что у нас нет прав на использование произведения Рэя Брэдбери, пришлось в итоге переписывать сценарий прямо на коленке, по ходу дела.
Конечно, когда мы начали снимать сериал, я почувствовала большое облегчение в сравнении с прошлым опытом. По крайней мере, я не болею, никто из команды не болеет. Всё стабильно, ничего не висит на волоске. Но потом, конечно, длительность самого процесса съемок меня измотала. Мы снимали три месяца, и это было очень тяжело физически. Конечно, у нас были выходные, но эти выходные, как правило, проводились за подготовкой к следующим съемкам. В процессе работы над сериалом тяжело подготовиться ко всему объему работы до начала, приходится делать это в процессе. Кроме того, когда ты выходишь на площадку в первый раз, ты не можешь предсказать, какая через три месяца будет погода, например. Иногда приходится адаптироваться к обстоятельствам, что-то перепридумывать, передвигать объекты.
Кадр со съемок сериала «Дыши»
реж. Анна Кузнецова, 2025
— Можно ли сказать, что все страдания во время работы над «Каникулами» в итоге окупились? В конце концов вам удалось дойти до федерального канала! Вы почувствовали себя звездой?
Анна Кузнецова: Я почувствовала себя звездой где-то весной. Премьера «Каникул» прошла еще осенью, но именно весной фильм внезапно завирусился в тиктоке. Ролики со сценами из «Каникул» набирали миллионы просмотров, что сильно нам добавило аудитории, конечно. Именно в тот момент я получила какое-то невероятное количество писем и благодарностей. Мы даже устроили серию дополнительных показов. Вот на этих мероприятиях как раз я и почувствовала себя рок-звездой — зрители приходили с цветами и подарками, делали татуировки с цитатами из «Каникул», просили автографы. В общем, очень воодушевляющие были показы.
— А страх не оправдать ожидания такого большого числа фанатов у вас появился?
Анна Кузнецова: Конечно, всегда есть страх. Но он был со мной и в самом начале, когда я работала над первой короткометражкой. Правда, тогда был страх, что я не оправдаю собственные ожидания. Я боялась понять, что на самом деле никаких режиссерских способностей у меня нет. Затем я боялась не оправдать ожидания продюсеров, которые поверили в меня и дали возможность снять дебют. Конечно, во время работы над сериалом тоже пришел страх. В целом это нормально. Главное — не останавливаться и продолжать что-то делать.
Кадр со съемок сериала «Дыши»
реж. Анна Кузнецова, 2025
— Вас позвали в «Дыши» благодаря «Каникулам»?
Анна Кузнецова: «Каникулы» на тот момент еще никто не видел, это было еще до «Маяка». Ребята из «Места силы» искали довольно срочно женщину-режиссера, и люди, которые видели «Каникулы», предложили им рассмотреть меня. Пока я писала экспликацию, продюсеры посмотрели фильм, и через три дня у меня была работа. На «Маяк» я поехала в разгар съемок «Дыши» — только на свой показ и награждение. Уже после этого о «Каникулах» узнали в индустрии и заговорили.
— А с Мариной Александровой у вас как произошло знакомство? Она была вашим первым кандидатом на главную роль?
Анна Кузнецова: Мы с Мариной познакомились на пробах. Ее порекомендовала Таня Хречкова, наш кастинг-директор. С первых проб я почувствовала ее очень большую заинтересованность как актрисы и человека в этом проекте. Это очень важно, потому что именно вовлеченность актера определяет последующую работу на площадке. У Марины эта вовлеченность очень считывалась, и это было важно. Она активно помогала нам делать сериал, раздвигала свой адский рабочий график ради «Дыши»: как на съемках, так и в процессе озвучки, на постпродакшене. Марина на самом деле очень верит в наш проект, и это замечательно.
Сценарий «Дыши» пришел ко мне практически в готовом виде, было написано уже пять серий. Передо мной был готовый персонаж, отлично написанный и придуманный. Мне понравилось, что главная героиня — женщина. Вот этот элемент меня точно всегда привлекает в проектах.
— А с чем связан тот факт, что героиня Марины Александровой — вдова?
Анна Кузнецова: Это очень важно в контексте истории, но это большой спойлер. Это раскрывается в восьмой серии, мы узнаем чуть больше подробностей о смерти супруга, понимаем, что травмировало Леру на самом деле.
— То есть вдовство — это такое «чеховское ружье», которое обернется плот-твистом?
Анна Кузнецова: Да.
— Если у «Дыши» не будет второго сезона, что планируете снимать? У вас есть какой-нибудь проект мечты?
Анна Кузнецова: Конечно! Я очень хочу снять русский Last Of Us, русский сериал про постапокалипсис. Я вообще не играю в видеоигры и никогда не играла конкретно в Last Of Us, но смотрела сериал — степень драматической проработки персонажей там колоссальная. Помимо самой истории, в экранизации есть очень взрослая драматургия, сделанная без скидок для зрительской аудитории, которая может что-то не понять или элементарно заскучать. Все персонажи мотивированные, построенные от и до, сюжетные ходы суперлогичные. Вот это сочетание жанра и качественной драматургии меня очень привлекает. А декорации постапокалипсиса нужны просто для хорошей истории.
— А из недавних отечественных фильмов и сериалов что-нибудь так же понравилось?
Анна Кузнецова: Из последнего немного смотрела, на самом деле. Вот приеду на фестиваль «Маяк», там посмотрю. Могу назвать «Кончится лето». Очень понравились сериалы «Большая секунда» и «Подслушано в Рыбинске».