Возвращение домой и кровная месть: Итоги фестиваля Voices-2025
В Вологде завершился 12-й фестиваль молодого кино Voices. В этом году в конкурсной программе смотра, который проводится при поддержке правительства Вологодской области и компании «Северсталь», вошло 6 фильмов. На открытии был показан документальный фильм Андрея Натоцинского «Наум. Предчувствия», на закрытии состоялась российская премьера «Альфы» Жюлии Дюкурно. По результатам зрительского голосования в этом году на Voices два победителя: «Рецепт счастья» Амели Боннен и «Волки» Михаила Кулунакова. Рассказываем об итогах фестиваля и 8 наиболее интересных фильмах программы.
Фестиваль молодого кино Voices проходил в Вологде с 3 по 6 июля. И это были четыре действительно насыщенных показами и лекциями дня. В программу спецпоказов вошли ретроспектива фильмов Сергея Эйзенштейна, лучшие последние документальные картины и отечественные фестивальные новинки. Например, на Voices можно было посмотреть «Ангелы не жужжат» Александра Селивёрстова и «Неподвижные звезды» Ивана Курбакова. В Вологде награды раздают по результатам зрительского голосования. В этом году впервые в истории фестиваля свой приз выдали критики. Все награды Voices этого года:
Главный приз
«Рецепт счастья», реж. Амели Боннен
«Волки», реж. Михаил Кулунаков
Лучший режиссер
Луиз Курвуазье, «Святая корова»
Лучшая роль
Жюльет Армане, «Рецепт счастья»
Выбор журналистов
«Святая корова», реж. Луиз Курвуазье
А теперь расскажем о 8 наиболее любопытных фильмах Voices.
«Наум. Предчувствия», реж. Андрей Натоцинский (фильм открытия)
В этом году магистральной темой фестиваля стало не только исследование института семьи с его как разрушающей, так и сплочающей силой, но и попытка выстроить коммуникацию между поколениями, примирить между собой великое прошлое и амбициозное настоящее. Поэтому на фестивале молодого кино среди спецпоказов нашлось место для немой картины 1914 года «Таинственный Х» датского режиссера Беньямина Кристенсена. В секции документального кино можно было найти картину, посвященную Дарио Ардженто и братьям Люмьер, а в честь столетия «Броненосца „Потёмкина“» прошла целая ретроспектива Сергея Эйзенштейна. Однако главным проводником идей фестиваля стал фильм «Наум. Предчувствия», режиссером которого выступил выпускник мастерской Александра Сокурова — Андрей Натоцинский.
«Наум. Предчувствия» рассказывает о жизни и карьере великого советского и российского киноведа Наума Ихильевича Клеймана. Через фигуру заслуженного деятеля искусств молодой режиссер пытается нащупать собственный голос, осмыслить исторический и культурный ландшафт страны, завести важное рассуждение о противостоянии творца репрессивной машине (недаром в фильме есть архивные кадры с кладбища, где похоронен Сергей Михайлович Эйзенштейн). Однако в первую очередь «Наум. Предчувствия» — картина о безграничной любви к кино и к самому Клейману. Наум Ихильевич со свойственным ему душевным умиротворением травит байки о встречах с Мануэлом ди Оливейрой, шутит про киноведов в беседе с Александром Сокуровым и вспоминает начало своего творческого пути (история про поездку до ВГИКа на водовозке останется в памяти надолго). Натоцинский умело монтирует записанные интервью с архивными кадрами (беседа Клеймана с Жаном-Люком Годаром на фестивале в Локарно в середине 1990-х, протесты из-за закрытия Музея кино) и моментами из классических фильмов: от картин Ясудзиро Одзу и Годара до Сокурова и Алена Рене. Любопытное соседство сцен порождает совершенно новый смысл, открывая широкий простор для интерпретаций.
«Рецепт счастья», реж. Амели Боннен (конкурсная программа, главный приз, лучшая роль)
Сесиль (Жюльет Армане), известная на всю страну победительница кулинарного шоу «Топ-шеф», готовится к масштабному открытию собственного ресторана в Париже. О потенциальной мекке для гурманов пишет вся столичная пресса, а самой Сесиль едва удается справляться с волнением. И без того нервозная ситуация усугубляется сразу двумя неожиданными новостями: Сесиль беременна, а ее отец (Франсуа Роллен) оказался в реанимации после третьего сердечного приступа. Попрощавшись с бойфрендом (Теуфик Джаллаб), девушка отправляется на малую родину. Выпорхнув из семейного гнезда неоперившимся птенцом, Сесиль возвращается домой настоящей знаменитостью. Однако от сложных взаимоотношений с родителями и вновь неожиданно вспыхнувших чувств к школьному другу Рафаэлю (Бастьен Буйон) не застрахован никто. Даже звезды, ставшие лицом обложки журнала Elle.
Для француженки Амели Боннен фильм стал полнометражным режиссерским дебютом, но мотив побега из провинции в большой город в нежном возрасте и возвращение обратно спустя годы был и в ее одноименной короткометражной работе, вышедшей на экраны четыре года назад. «Рецепт счастья» открыл минувший Каннский смотр, чем невольно озадачил критиков и журналистов. Дебютная, к тому же крайне зрительская картина открывает крупный фестиваль. Где это видано? В Вологде же состоялась российская премьера музыкального драмеди. «Рецепт счастья» — очаровательный и довольно ироничный мюзикл, в котором то и дело звучат хиты французской эстрады разных эпох (от Paroles paroles до Alors on dance), а диалоги главных героев в самый неожиданный момент могут прерваться очередным музыкальным номером. Дебютантке удалось снять нежное драмеди о возвращении домой и болезненном прощании с прошлым, наполненное сентиментальным юмором и приятными вокальными партиями. В российском прокате фильм окажется уже 31 июля.
«Святая корова», реж. Луиз Курвуазье (конкурсная программа, лучшая режиссура, выбор журналистов)
Еще один яркий французский дебют, на этот раз постановщицы Луиз Курвуазье. Премьера картины состоялась в рамках Каннского фестиваля 2024 года в секции «Особый взгляд». В центре сюжета стоит история юного балбеса Тотона (Клеман Фаво), которому после смерти отца предстоит повзрослеть, ведь он остался единственным, кто может позаботиться о младшей сестренке Клэр (Луна Гаррет). Однако взрослеть Тотону совсем не хочется. Сложная работа и честный труд не прельщают любящего выпить пацана. Поэтому в перерывах между ежедневными вечеринками с друзьями он решает украсть молоко с соседней фермы и сварить из него свой сыр. Скоро стартует конкурс сыроваров, победитель которого получит 30 тысяч евро. И неважно, что прежде подобного опыта у Тотона не было.
«Святая корова» — трогательный роман взросления, который разворачивается во французской глубинке, в департаменте Юра. Быт и реалии французской провинции роднят драмеди Курвуазье с ранними радикальными фильмами Брюно Дюмона. А по своей фактуре картина напоминает «Птицу» Андреа Арнольд и «Задиру» Шарлотты Риган. История вновь концентрируется вокруг отказывающегося взрослеть юноши и рано повзрослевшей девочки.
«Кьюка: Перед концом лета», реж. Костис Чарамунтанис (конкурсная программа)
Отец-одиночка Бабис (Симос Цакирис) вместе с подростками-близнецами Эльзой (Эльза Лекаку) и Константиносом (Константинос Георгопулос) отправляется в путешествие к острову Порос на небольшом фамильном судне. Дети воспринимают это как очередное летнее приключение. Для отца же это попытка примириться с прошлым. В это же время на острове отдыхает Анна (Елена Топалиду) — мать близнецов, ушедшая из семьи много лет назад. На протяжении долгого времени Бабис скрывал от детей правду о том, что случилось с их мамой. От Анны же он прятал самих детей, не позволяя родительнице увидеть отпрысков, буквально монополизировав само право на их воспитание. Неожиданно под палящим греческим солнцем и шумом прибоя все тайны становятся явью, а накопленные годами обиды и переживания выливаются в семейный конфликт на небольшой яхте.
«Кьюку» неминуемо сравнивают с «Солнце мое» — еще одним фильмом о тяготах отцовства. Переклички картин не ограничиваются лишь фабулой: тут тебе и VHS-вставки, и летний отдых, проведенный растерянным отцом вместе с детьми. Режиссером фильма выступил Костис Чарамунтанис, для которого драма у моря и на островах стала полнометражным дебютом. «Кьюка» — кино невероятно тактильное: герои расчесывают комариные укусы, сдирают обгоревшую на солнце кожу, держатся за руки и не выпускают друг друга из объятий, словно пытаясь нащупать и удержать ту интимную связь, которой они оказались лишены. Вопреки статусу дебютанта, Чарамунтанис умело работает со зрительными образами. Дело не только в VHS-вставках и акценте на телесности, но и в лихом монтаже. В финале режиссер зацикливает ключевую сцену, в которой Эльза толкает отца с яхты в море. На протяжении 30 секунд Бабис падает в воду около десятка раз — за каждый год, что он утаивал от детей правду. Премьера картины состоялась в каннской программе ACID прошлого года. На Voices «Кьюка» стала одной из самых трогательных лент смотра.
«На посошок», реж. Франческо Соссаи (конкурсная программа)
Два немолодых приятеля — Карлобьянки и Дори — устраивают ночное турне по барам в окрестностях Венеции. Друзья никак не хотят идти домой, пока не выпьют на посошок. Но где один бокальчик, там и другой. В итоге в одном из питейных заведений Карлобьянки и Дори знакомятся со студентом-архитектором Джулио и вовлекают его в свой алкотрип. Утром из Аргентины должен приехать старый знакомый Дженио, которого друзья давно не видели. Правда, во время нетрезвых приключений можно забыть обо всём, даже о приятеле. Троица оказывается в водовороте странствий и даже посещает могилу архитектора Карло Скарпы.
«На посошок» — второй фильм молодого итальянского автора Франческо Соссаи. Премьера картины прошла совсем недавно в программе «Особый взгляд» Канн. Соссаи снимает милое драмеди о двух обаятельных забулдыгах, которые каждый день проводят в нетрезвом виде и отказываются связывать себя какими-либо обязательствами и ответственностью. Помятые маргиналы Карлобьянки и Дори — персонажи, которые легко могли бы отыскаться в фильмах Аки Каурисмяки. Бесцельные странствия по дешевым кабакам сопровождают лирические рок-баллады, переходящие в завывания. «На посошок» снят на 16-мм и 35-мм пленку, что добавляет действию меланхолически-ностальгические нотки. Хочется, чтобы бар-хоппинг одного юнца и двух не очень мудрых мужчин не заканчивался никогда. Может быть, до абсурдного юмора и экзистенциальных вопросов Каурисмяки фильму далеко, но это точно важная новинка в мире авторского кино. Скоро картину можно будет увидеть в прокате благодаря U Films.
«Волки», реж. Михаил Кулунаков (конкурсная программа, главный приз)
Где-то среди Алтайских гор и лесов в конце XIX века разворачивается любовная трагедия. Простой парень Токна положил глаз на красавицу Кымыскай. На нее же претендует 40-летний знатный холостяк Кутус. В соответствии с древними обычаями он похищает и насилует Кымыскай. Однако замуж девушка все-таки выходит за Токну. Проходит восемь лет. Пара живет скромно и воспитывает двоих сыновей. Старший — от Кутуса, который за эти годы стал еще богаче. Старых обид никто не забыл. Кутус убивает единственную корову Токны и Кымыскай. Токна и рад бы помириться и зарыть топор войны, но соседи не настроены дружить. Тогда муж Кымыскай при поддержке племянника Аткыра убивает всю отару Кутуса. Начинаются кровавые разборки.
«Волков» Михаила Кулунакова впервые показали на ММКФ. В Вологде прошел второй показ фильма. Историю о жестокой вражде постановщику рассказала бабушка. Поначалу кажется, что зрителей ждет истерн о кровной мести в суровых алтайских реалиях. Однако с течением времени количество героев множится, сюжет обрастает всё новыми кровавыми подробностями. Насилие порождает насилие снова и снова, из поколения в поколение. В алтайском лесу самыми жестокими и ненасытными оказываются не волки, а люди. Фильм выпустит в прокат «К24», дата релиза пока неизвестна.
«Воробей в камине», реж. Рамон Цюрхер (конкурсная программа)
На летние выходные по случаю дня рождения Маркуса собираются два больших семейства. В загородный дом на берегу озера к имениннику, его жене Карен и трем детям (одна блудная дочь возвращается в гнездо позднее всех) приезжают младшая сестра Карен Юле, ее супруг Юрек и двое дочек (одна годовалая). Отношения у сестер натянутые, общаются они нечасто. С домом у Карен и Юле связаны не самые приятные воспоминания: отец покончил с собой в подвале, от матери проявлений любви и тепла было не дождаться. Атмосфера в жилище стоит взрывоопасная, в любой момент то тут, то там может заполыхать пожар ссор.
«Воробей в камине» впервые показали в прошлом году в основном конкурсе фестиваля в Локарно. Это завершающая часть «трилогии о человеческом сосуществовании» режиссера и сценариста Рамона Цюрхера и продюсера Сильвана Цюрхера. Первые два — «Странный маленький кот» и «Девушка и паук». Всегда в названии есть животное. В «Воробье в камине» на экране появляются рыжий кот, шотландский сеттер, немецкая овчарка, курицы, гусеницы, бабочка, упитанная крыса и бакланы. Вынесенная в заглавие птичка вылетает из камина с приездом гостей, символизируя и старые обиды, и общее прошлое. Братья снимают классический летний фильм, столь характерный для представителей берлинской школы («Красное небо» Кристиана Петцольда или «Страсть не знает преград» Марен Аде). Как и в предыдущих работах, Цюрхеры исследуют дисфункциональные семейные и дружеские отношения в четырех стенах, где никому не спрятаться и не скрыться, а воздуха крайне мало. В кадр постоянно входят члены большой семьи и обмениваются едкими замечаниями. В пределах одного дома создается ощущение динамики. Авторы совершенно гениально работают с пространством и вещественным миром. Бьется посуда, раскрываются старые секреты, герои постоянно натыкаются друг на друга то на кухне, то в ванной. При этом бытовые реалии рифмуются с меланхоличными и поэтичными планами природы из окна дома. Душевную боль здесь компенсируют муками физическими — Карен опускает руку в приготовленный сыном Леоном рататуй, ее дочь Кристина вонзает в запястье циркуль, Леон готов порезаться ножом. Одинокий мальчик, которого побивает соседская ребятня, прячется от тоски в приготовлении блюд. Некогда уютный дом превратился в коллективную могилу травмирующих воспоминаний и утраченных надежд. Воробьев в камине много, а нелюбовь передается из поколения в поколение. Здесь все хотят сделать друг другу больно, даже тем, кто этого совсем не заслужил.
«Альфа», реж. Жюлия Дюкурно (фильм закрытия)
1990 год. В мире бушует эпидемия страшной болезни, из-за которой люди превращаются в мраморный камень и рассыпаются. Смерть наступает постепенно, пациенты умирают в муках, лекарства нет. 13-летняя Альфа засыпает на вечеринке, и неизвестный делает ей на руке татуировку грязной иглой. Мама-врач, которая постоянно сталкивается с больными, боится, что девочка заразилась вирусом. Альфу отправляют сдавать анализ, а в школе от нее все отворачиваются, заведомо считая одноклассницу прокаженной. В это же время на пороге дома Альфы появляется героиновый наркоман Амин, брат ее мамы. Теперь дядя и племянница живут под одной крышей.
«Альфу» Жюлии Дюкурно впервые показали в основном конкурсе Каннского фестиваля, где фильм остался без наград. В Вологде прошла российская премьера, и это большое событие фестиваля. «Сырое» и «Титан» утвердили французскую постановщицу в статусе звезды боди-хоррора. Наверное, зрители ждали очередной заряд дикой и безудержной энергии, но «Альфа» получилась совершенно другой, хотя внимание к телесности осталось. И уколы в вену, и пронзание кожи иглой с краской показаны крупным планом. Однако это всё же не боди-хоррор, а пронзительная драма, настоящий крик души, печальное и виртуозно сделанное кино о невозможности забыть и отпустить любимых, о связанной с неизвестной болезнью паранойе. Во многом Дюкурно пересказывает историю своей матери-врача, которая в 1980-е столкнулась с эпидемией СПИДа. Трагическое повествование развивается под треки Portishead и Ника Кейва, а также бессмертную музыку Бетховена. Мощное и смелое кино большую часть хронометража водит зрителя за нос, но всё равно обезоруживает силой образов. 18 сентября «Альфу» на большие отечественные экраны выпустит «Экспонента».