Стоит ли смотреть сериал «Хирург» с Сергеем Гилёвым: Если почка оказалась лишней
В Okko по подпискам START и «Прайм + Премиум» доступны первые два эпизода сериала «Хирург». Это криминальная драма о враче-трансплантологе, которого подставили бывшие коллеги, связанные с черным рынком органов. Рассказываем, что за проект получился у режиссера Ильи Ермолова («Золотое дно») и шоураннера Теймура Джафарова («13 клиническая. Начало»).
Сергей (Сергей Гилёв) — талантливый хирург-трансплантолог, который работает в престижной клинике и является одним из ее соучредителей. Партнеры Сергея, Титов (Евгений Санников) и Булатов (Ростислав Бершауэр), сотрудничают с черным рынком донорских органов. Однако главный герой, кажется, не в курсе серых схем коллег — помимо операций, он занят исследованиями, которые «могут спасти тысячи жизней».
Независимая журналистка-блогер Марина (Анна Завтур) пытается найти доказательства, которые пролили бы свет на дела Титова и Булатова. Она — любовница Сергея, которому не нравится, что девушка сует нос в дела клиники. Одна из подруг Марины, мигрантка Айжан (Евгения Манджиева), решает сделать операцию по пересадке почки — ей нужны деньги, чтобы закрыть кредиты мужа.
После операции Айжан исчезает, а Марина пытается разыскать подругу (безрезультатно). Бандиты, связанные с черным рынком, избавляются и от журналистки. Однако в тюрьму попадает обвиненный в ее убийстве Сергей. Через три года персонаж Гилёва бежит с зоны, чтобы отомстить бывшим коллегам, которые его подставили, и вернуть прежнюю жизнь.
Первоначальное название сериала «Хирург» — «Хищники» — подходит проекту куда больше. Никакой связи с фантастической вселенной Джима и Джона Томаса, конечно, нет. Однако звериная жестокость в человеческом обличии в наличии. Илья Ермолов по-прежнему держится за медицинскую тему — не так давно выходил приквел «13 клиническая. Начало» (кстати, со всё тем же Гилёвым), а теперь еще одна драма о темной стороне врачевания.
В «Хирурге» режиссер проникает в дебри подпольной медицины, которая на поверку оказывается честнее государственной. Здесь, как и в других сферах российской жизни, всё решают деньги. Если есть финансы, будет и орган, и стерилизация, и перевязка, и доставка с мигалками. Это не столько рассказ о черном рынке органов, сколько иллюстрация времени, где у достоинства и совести есть прайс-лист, а врачебная этика уступает расчетливому прагматизму.
Среди доноров, у которых изымают органы, оказываются и бесправные мигранты, и обеспеченные, состоявшиеся люди
Кадр из сериала «Хирург», реж. Илья Ермолов, 2025
Персонаж Гилёва — эдакая смесь Декстера и Раскольникова. Человек, преступивший границу добра и зла, но решивший, что остатки совести у него всё-таки есть. В первых двух сериях, события которых разворачиваются в разные периоды жизни Сергея (готовьтесь к нелинейному повествованию), герой успевает и побегать по болотам, и угрожать девушке пистолетом, и нивелировать ценность человеческой жизни до цифр и букв («Таких казашек в Москве может быть 300 прямо сейчас»).
Герой Гилёва — одна из главных удач «Хирурга». Авторам сценария, Стасу Иванову («ЮЗЗЗ») и Василию Клепацкому («Черная весна»), удалось прописать сложного и неоднородного персонажа, который балансирует между профессиональным долгом и моральной деградацией. С одной стороны, скальпель и зажим руках — инструменты, иллюстрирующие талант врача к спасению жизней («Ты блестящий хирург, можешь работать в любой стране мира»), с другой — орудия проклятия.
«Хирург» — важная ступень в карьере Сергея Гилёва, исполнителя главной роли. Раньше актер чаще появлялся в российских сериалах на втором плане
Кадр из сериала «Хирург», реж. Илья Ермолов, 2025
Но до современного Фауста, что продал душу за возможность остаться человеком в бесчеловечной системе, Сергей не дотягивает. Диалоги, которыми изъясняется герой, оставляют желать лучшего — они холодны и бесчувственны как стерильная медицинская сталь. Другая сторона медали — героиня Завтур, безбашенная журналистка («В очереди на почку я №216, мне нечего терять»). Смертельный диагноз Марины вкупе с духом расследователя становится для зрителя проводником в медицинский ад Данте.
Актриса старается, но с балансом у героини явные проблемы. Образ журналистки-идеалистки рассыпается прямо в первых эпизодах. Когда Марина впадает в истерику, бьет кулаком по стене и убеждает Айжан в желании помочь, героине не веришь ни секунды. Помочь девушка хочет себе, возвеличив собственное эго, а заодно и заработать на лайках и репостах будущего фильма-расследования о прогнившей медицинской системе, связанной с криминалом.
Анна Завтур выглядит на экране дерзко и безбашенно, часто действия интуитивно, на грани журналистской этики
Кадр из сериала «Хирург», реж. Илья Ермолов, 2025
Визуальный ряд «Хирурга» — мрак, помноженный на безысходность. Настолько депрессивного и удручающего изображения российские сериалы не видели очень давно. Свет нелегальной операционной контрастирует с моральной грязью происходящего. Цветовая палитра сериала — засохшая кровь, больничный неон и белые халаты (нет, не символ чистоты, а саван для похороненной гуманистичности). На удушающую атмосферу работают и тесные помещения, где камере некуда деться, и звуковое сопровождение — здесь в коридорах низкий гул, а тишина громче крика заблудших душ.
Демонстрируя бездушность и бездуховность системы, Ермолов попадает в ловушку вторичности. Бедные — расходный материал для богатых. Мигранты живут в трущобах и крышуются бандитами. Врачи бывают добряками, но встречаются и меркантильные негодяи. Сказать, что режиссер открыл в этих тезисах что-то новое, трудно — подобное мы уже видели в десятках кинопроизведений и в России, и за ее пределами.
Вердикт
«Хирург» страдает от идеологических штампов и упивается иллюстрацией так называемой реальности без прикрас. Сериал старательно давит на болевые точки, сопряженные с реальностью, но проекту не хватает честности и некоторого баланса в отображении событий. Зрителя пытаются шокировать, но за брызгами крови и пакетами с вырезанными почками нет ничего, кроме пустоты и цинизма. Вместо диагноза обществу выходит кровавый аттракцион, от которого в какой-то момент начинает тошнить.