Смерть ей не к лицу: Главные королевы крика сегодняшнего дня
Лето выдалось богатым на авторские хорроры. В Okko уже можно посмотреть «Максин ХХХ» с неподражаемой Миа Гот, а «Собиратель душ», в котором блистает Майка Монро, всё еще доступен на больших экранах. Это отличный повод вспомнить современных scream queens, перенявших эстафету у легенд вроде Джейми Ли Кёртис и Нив Кэмпбелл.
Самара Уивинг
Открывает список Самара Уивинг, племянница Хьюго Уивинга, за плечами которой несколько ярких ролей в жанровом кино. Перебравшись в Голливуд в 2015 году, уроженка Австралии сходу возглавила сатанинский культ в «Няне» — отправленном на полку фильме ужасов, выкупленном и выпущенном Netflix два года спустя.
Одновременно с «Няней» в прокат вышел экшен-хоррор «Эксперимент „Офис“ 2». В этом неистовом киноаттракционе, где начинающая актриса составила компанию Стивену Яну из «Ходячих мертвецов», действие развивается стремительно и не прерывается до самых титров. Собственно, как и в первом большом хите Уивинг под названием «Я иду искать». Молодая актриса создала колоритный женский образ, идущий вразрез с тем, как зачастую изображают блондинок в хоррорах: залитая кровью с ног до головы и с безумной улыбкой на лице, она дает мастер-класс по истреблению недоброжелателей самыми изощренными способами. Одного этого фильма достаточно, чтобы считать Самару Уивинг полноправной королевой крика.
Дженна Ортега
Карьера Дженны Ортеги началась почти случайно: однажды мать записала импровизационную сценку 9-летней дочери и выложила в Facebook* (компания Meta признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена). Видеозапись разлетелась по друзьям и знакомым, а затем каким-то чудом попалась на глаза кастинг-директорам. После этого предложения посыпались на девочку одно за другим: реклама McDonald's и пасты Colgate, эпизоды в сериалах вроде CSI, фрагмент в третьем «Железном человеке». Уже в 14 лет Ортега получила главную роль в шоу «Жизнь Харли» — типичной продукции канала Disney в духе «Ханны Монтаны». Однако задерживаться в данном образе ей не захотелось, поэтому при первом же удобном случае Ортега развернула свою карьеру на 180 градусов, переключившись на хорроры и триллеры. В 17 лет она снялась с Уивинг в сиквеле «Няни», после чего сыграла во втором сезоне сериала «Ты», без видимых усилий отделавшись от звания диснеевской принцессы.
Судьбоносным для Ортеги стал 2020 год. Для начала она исполнила второстепенную роль в пятой части «Крика» — культовой хоррор-франшизы Уэса Крэйвена, реанимированной Мэттом Беттинелли-Олпином и Тайлером Джиллеттом (а в шестом фильме, помимо Ортеги, появляется и Уивинг), после чего снялась в нашумевшем слэшере «Х» Тая Уэста о группе порнографов, гибнущих где-то в техасском захолустье. Наконец, в 2022 году случился сериал «Уэнсдэй» по мотивам «Семейки Аддамс», шоураннером которого выступил живой классик Тим Бёртон. Несмотря на некоторые недостатки, готический детектив Netflix тут же обосновался в трендах TikTok, обеспечив 20-летней актрисе статус суперзвезды.
А в Венеции только что прошла премьера следующего совместного проекта Ортеги и Бёртона — сиквела легендарного «Битлджуса» с Вайноной Райдер и Майклом Китоном. Лучший разогрев перед вторым сезоном «Уэнсдэй» и вообразить невозможно.
Майка Монро
Слава пришла к Майке Монро в 2014 году, чему поспособствовал тягучий постхоррор «Оно приходит за тобой» — о девушке, которую сталкерит некая злая сущность. Убедительно сыграв состояние перманентной тревоги, Монро в одночасье вошла в число восходящих звезд жанра и закрепила успех ретротриллером «Гость».
Отыскать свою нишу в мейнстриме Монро, к сожалению, не удалось, зато необычных авторских хорроров в ее фильмографии хоть отбавляй. Так, в 2022 году вышел режиссерский дебют Хлои Окуно «Наблюдающий». Картина посвящена инстинктивному страху женщин перед мужчинами и, по сути, вновь ставит Монро в центр истории о преследовании. Но если «Оно приходит за тобой» — предвестник волны elevated horror — был снят в солнечном американском пригороде, то здесь события развернулись в угрюмом Бухаресте. Серые улицы столицы Румынии идеально отразили внутренний мир иностранки, ставшей заложницей незнакомого города и чуждой ей культуры. В том же году вышла «Вторая половинка» — причудливый фильм ужасов, о котором перед просмотром желательно ничего не знать.
А сегодня весь мир обсуждает «Собирателя душ» — экспериментальный хоррор Осгуда Перкинса, посредством новаторской пиар-кампании превратившийся в кассовую сенсацию. Понятное дело, многие зрители ринулись в кинотеатры ради очередного перформанса Николаса Кейджа, чье лицо скрыто под многослойным гримом. Но истинная жемчужина «Собирателя» — вовсе не голливудский мэтр, появляющийся в кадре лишь за 20 минут до финала, а Монро, чьим растерянным лицом камера любуется все полтора часа. Фильм сумел собрать в прокате более 100 миллионов долларов.
Аня Тейлор-Джой
Как и Монро, Аня Тейлор-Джой дебютировала в 2014 году. Вот только из «Академии вампиров» с Данилой Козловским ее в итоге вырезали, да и назвать такое кино удачным, честно говоря, язык не повернется. Но не прошло и двух лет, как актриса с инопланетным взглядом проснулась знаменитостью. Случилось это благодаря независимому фильму ужасов «Ведьма», созданному Робертом Эггерсом — одним из главных хоррормейкеров современности. Атмосферный фолк-хоррор, впервые показанный на фестивале «Сандэнс», сразу же полюбился критикам, а затем, добравшись до проката, окупил свой смехотворный бюджет в десять раз.
После этого Тейлор-Джой сыграла в «Сплите» М. Найта Шьямалана, где сразилась с психопатом в исполнении Джеймса МакЭвоя, а затем — в испанском хорроре «Обитель теней» от сценариста «Приюта» Серхио Х. Санчеса. Однако уже в 2019 году она с удивительной легкостью стала звездой класса А, выдав первоклассную игру в масштабном мини-сериале «Ход королевы» от Netflix. Но даже пробившись в большое кино, Тейлор-Джой продолжила сниматься в ужастиках — как малобюджетных, так и мейнстримных. И в отличие от многих других королев крика, Тейлор-Джой каждый раз предстает в новом образе, не похожем на предыдущие. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть эстетский хоррор Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо», а потом включить вышедший следом ироничный триллер «Меню», рассчитанный на широкую аудиторию.
Кирнан Шипка
Такого рода список трудно представить без Кирнан Шипки — возможно, не самой очевидной, но определенно заслуживающей упоминания королевы крика. Она пришла в профессию еще ребенком и поначалу мелькала в различных популярных телесериалах. В частности, многие узнали о Шипке благодаря «Безумцам», где она сыграла старшую дочь героя Джона Хэмма. Зрители также могли видеть ее в «Носителях», однако прорывом для юной актрисы оказался «Февраль» уже упомянутого Осгуда Перкинса. В камерном хорроре о демонических силах, поселившихся в стенах католической школы, 15-летняя Кирнан показала феноменальную игру, затмив собой даже более опытную Эмму Робертс (к ней мы еще вернемся). К слову, Шипка также исполнила небольшую и вместе с тем чертовски запоминающуюся роль в «Собирателе душ», стилистически идентичном «Февралю».
Славу ей, как и Тейлор-Джой, обеспечил Netflix. В 2018 году на платформе стартовал сериал «Леденящие душу приключения Сабрины» — свежая и куда более мрачная экранизация одноименного комикса. Среди прочих актерских работ Шипки нельзя также не отметить и «Конкретного убийцу», благодаря которому, в общем-то, интернет-пользователи и наградили ее титулом королевы крика. Фишкой фильма стало скрещивание метаслэшера а-ля «Крик» с концепцией «Назад в будущее»: современная зумерка попадает в 80-е, где сталкивается и с маньяком, и с архаичными нравами той эпохи. Получилось по меньшей мере нескучно и местами действительно остроумно.
Эмма Робертс
Дочь Эрика Робертса и племянница Джулии Робертс, Эмма Робертс была обречена на то, чтобы связать свою жизнь с кинематографом. Неудивительно, что дебютировала она еще в детском возрасте, в 10 лет снявшись в «Кокаине» с Джонни Деппом и Пенелопой Крус. Затем, транзитом через подростковые ситкомы и романтические комедии, актриса вдруг нашла себя в сегменте ужасов. В 2011 году Робертс поделила экран с главной final girl 90-х Нив Кэмпбелл, а в 2015, кроме «Февраля», сыграла в сериале с говорящим названием «Королевы крика» Райана Мёрфи, где поработала с Джейми Ли Кёртис.
Между тем особняком в фильмографии Робертс, конечно же, стоит другое ностальгическое творение Мёрфи — сериал-антология «Американская история ужасов». Впервые актриса появилась в шоу в третьем и четвертом сезонах, но лучшим в ее послужном списке оказался девятый, с подзаголовком «1984», вдохновленный слэшерами «золотой эры».
Также внимания фанатов жанра заслуживает хулиганская хоррор-комедия «Охота» от таких видных авторов, как Дэймон Линделоф («Остаться в живых») и Крэйг Зобел («Мэйр из Исттауна»). Это своего рода слэшер-перевертыш, где «белое отребье» — добыча, в то время как маньяками, напротив, выступают представители либеральной элиты. В конечном счете дерзкая сатира возмутила, кажется, вообще всех. Впрочем, помимо политического высказывания в «Охоте» полно убойнейших гэгов и брутальных сцен, которые точно не дадут заскучать.
Миа Гот
Конечно же, невозможно обойти стороной Миа Гот — главную королеву крика прямо сейчас. Начав с небольшой роли в «Нимфоманке» Ларса фон Триера, бывшая модель сразу заявила о себе как актриса, готовая отдаваться профессии без остатка. На кастинге драмы об эротических похождениях героини Шарлотты Генсбур она полностью обнажилась и настолько правдоподобно изобразила скорбь по умершей кошке, что тут же заполучила роль (ситуация, уж очень напоминающая открывающую сцену «Максин»). Во время съемок постапокалиптической драмы «Специалист по выживанию» Гот спала прямо в палатке, морила себя голодом и не мылась пять недель, а при подготовке к ремейку «Суспирии» занималась балетом по 10 часов ежедневно.
Широкую известность она обрела в постковидном 2022 году, сыграв в хорроре «Х» и его приквеле «Пэрл». Мало того, что в первой части молодая актриса исполнила сразу две роли, так она еще и научилась говорить с безупречным американским акцентом (Гот — британка) и изменила свой голос до неузнаваемости, перевоплотившись из хрупкой девушки в исчадие ада. Во втором фильме, создававшемся в тех же локациях, Гот уже не только блистала на экране, но и участвовала в написании сценария. «Пэрл» покорила Мартина Скорсезе, а восхищенные зрители даже прочили Гот номинацию на «Оскар» (но академики, как водится, проигнорировали хоррор). Заключительная глава X-трилогии «Максин ХХХ» окончательно закрепила за ней статус хоррор-иконы, или, как сказала бы Максин Минкс, «гребаной кинозвезды». И нет никаких сомнений, что в обозримом будущем Гот еще не раз порадует поклонников новыми сумасшедшими образами, равно как и все прочие участницы нашей подборки.