«Собиратель душ» с Николасом Кейджем и Майкой Монро: Недобрый день рождения
В Okko вышел мрачный мистический триллер Осгуда Перкинса «Собиратель душ». Главные роли исполняют Майка Монро и Николас Кейдж. Спецагент ФБР Ли Харкер ловит маньяка, который убивает целые семьи уже пару десятков лет. На месте преступлений он оставляет письма, в которых называет себя Собирателем душ. Рассказывем, чем пугает триллер в духе «Молчания ягнят» и почему фильм стал сенсацией в американском прокате.
1970-е, штат Орегон. В канун дня рождения к девочке (Лорен Акала) с фотоаппаратом-мыльницей в руках, играющей на заснеженной лужайке около дома, подходит незнакомец. Он вроде бы хочет поздравить именинницу с праздником. Проходит 20 лет. Недавно заступившая на службу ФБР спецагент Ли Харкер (Майка Монро) раскрывает первое дело при трагических обстоятельствах. Среди множества однотипных домов следовательница благодаря шестому чувству («как будто кто-то трогает за плечо и шепчет») определила жилище, в котором засел преступник, а ее напарника он успел застрелить выстрелом в голову. Харкер назначают на более сложное дело. Как минимум пару десятилетий маньяк убивает целые семьи по всему Орегону. Общее у цепочки преступлений одно — среди жертв обязательно есть девочка, родившаяся 14-го числа. Месяц не важен. И преступления все происходят незадолго до или после дня рождения. Любопытно, что сам маньяк будто и не заходит в дома к жертвам, а на расстоянии заставляет их убивать друг друга. Однако на месте преступлений остаются зашифрованные послания, подписанные Собирателем душ. Харкер стремительно продвигается в расследовании и чувствует, что у нее с жутким маньяком есть какая-то связь. Словно бы это дело было создано для Ли.
«Собиратель душ» — четвертый фильм Осгуда Перкинса, автора страшной сказки «Гретель и Гензель» и диковинных хорроров «Я прелесть, живущая в доме» и «Февраль». Постановщик является потомственным мастером ужасов, но режиссером, да еще и в пугающем жанре, решил стать сравнительно поздно. Осгуд — сын актера Энтони Перкинса, звезды «Психо» Альфреда Хичкока. Продолжение истории Нормана Бейтса снимал уже не Хичкок, но Перкинс остался лицом франшизы. А его сын Осгуд дебютировал на экране в девятилетнем возрасте в роли совсем молодого Нормана. В начале 2000-х режиссер «Собирателя душ» снимался в «Блондинке в законе», «Недетском кино» и «Секретарше», убегая от жанра фильмов ужасов. В 2015-м Перкинс сдался, снял «Февраль» и стал одним из самых любопытных хоррормейкеров сегодня.
«Собиратель душ» менее чем за две недели сумел собрать в прокате более 50 миллионов. Одни критики называют картину хоррором, другие триллером. Если это всё же фильм ужасов, то ни один представитель жанра не может похвастать таким впечатляющим стартом в прокате со времен «Ведьмы из Блэр». Детище Перкинса уже стало одной из сенсаций года. Отдельно стоит сказать про потрясающую маркетинговую кампанию студии Neon. Мы часто говорим о гениях маркетинга из А24, но их главные конкуренты в поле независимых прокатчиков в этот раз смогли достойно ответить. С самого начала было известно, что маньяка играет Николас Кейдж, он же один из продюсеров фильма, но вот внешний вид Собирателя душ оставался загадкой. На YouTube-канале прокатчика появились тизеры с шифрами в духе тех, что оставлял маньяк на месте преступлений, а также с голосом убийцы, записанным на диктофон. Также можно увидеть ролик, на котором лицо маньяка скрыто за черным квадратом, но видна реакция Майки Монро при первой встрече с Собирателем душ. А это действительно была первая совместная сцена актрисы с Кейджем. Также на постерах к фильму изображение убийцы то было размыто, то показывались лишь отдельные части его тела. Жутковатые баннеры к премьере фильма висели на улицах Лос-Анджелеса, а на них был номер телефона. Звонишь по нему — слышишь очень высокий голос Кейджа, который уверял звонивших в скорой смерти. В итоге первый трейлер картины посмотрели 12 миллионов человек, второй — 10 млн. Для независимого фильма с бюджетом в районе 10 миллионов долларов результат грандиозный.
«Молчание ягнят». Постановщик хотел привлечь внимание поклонников триллеров и сразу же ориентировался на широкую аудиторию. Но это вовсе не ремейк фильма Джонатана Демме, поскольку во второй половине постановщик резко меняет жанр и удивляет сюжетным твистом. Как и Кларисса Старлинг из «Молчания ягнят», Ли Харкер сразу же достается сложное дело и игры с маньяком-безумцем. Время действия — 1990-е — напоминает о «Семи» Дэвида Финчера, но «Зодиак» и сериал «Охотник за разумом» тоже приходят на ум. Здесь и безликие пригородные дома, и скучная планировка жилищ, и форма спецагентов, и серые тона.
У «Собирателя душ» необычная главная героиня. Ли с самого начала кажется как минимум странной: ее не покидает тревога, она всё время на взводе, нелюдима, а еще с экстрасенсорными способностями. Кажется, Харкер и маньяк подходят друг другу. Как он убивает на расстоянии — тоже вопрос. Поклонники классических триллеров могут остаться озадаченными, поскольку Перкинс словно бы посмеивается над зрительскими ожиданиями и пользуется чит-кодами. Разве можно в триллер про маньяка вводить мистическую составляющую? С другой стороны, в финале, когда складывается весь пазл истории, трудно не восхититься простотой и изяществом задумки. Да, Ли разгадывает шифр маньяка за день, а бедные фэбээровцы прежде мучились более двух десятков лет. Да, мы даже толком не понимаем, как спецагентам удалось поймать убийцу, — кажется, он сам этого хотел. Да, Перкинсу важнее не сбор улик и расследование (постановщик то и дело иронизирует над каноном — как, например, отказать себе в удовольствии и не показать Ли перед стеной, на которой развешаны фотографии, письма и подсказки?), а стилистика картины.
В триллере есть несколько действительно забавных эпизодов, но смех в любом случае получается нервным, потому что на протяжении всего хронометража публика, как и спецагент Харкер, не чувствует себя спокойно и в безопасности. Камера оператора Андреса Арочи долго вглядывается в верхушки елей над рядом низкоэтажных домов или же в небольшую улицу в пригороде. Кажется, что в любую минуту где-то в углу экрана мелькнет тень маньяка. В «Собирателе душ» общие планы автоматически несут тревогу, как и выверенная геометрия кадра в духе фильмов Йоргоса Лантимоса, особенно «Убийства священного оленя». Также Перкинс использует вроде бы избитый, но всё равно действенный прием с медленным зумированием: камера наезжает на объект, добавляя моменту важности, акцентируя внимание. Другая любопытная стилистическая задумка, почему-то добавляющая неуютности, — во флешбэках кадр сужается почти до квадрата с закругленными вершинами.
«Собиратель душ» вроде бы отталкивается от классики жанра, но несколько раз удивляет и стабильно пугает. Хотя это вовсе не мясорубка и не бесконечный парад скримеров, ничего подобного. Просто Перкинс помещает зрителей в пространство нескончаемого кошмара, который не заканчивается даже на финальных титрах. Порой режиссер забывает об интриге и слишком увлекается собственноручно придуманными правилами, но жанровое кино ведь зачастую становится великим, лишь когда раздвигает привычные границы. Наверное, «Собиратель душ» по странности может сравниться с «Нет» Джордана Пила, только фильм Перкинса намного страшнее. В и без того наполненную ужасами привычную реальность вторгается чистое зло. Наручники и тюремная решетка его не останавливают, кровавый спектакль закончится в установленное маньяком время.