Перемены для всех, везде и сразу: Каким вышел сериал «Эрик» с Бенедиктом Камбербэтчем
На Netflix можно посмотреть все эпизоды ретродетектива с Бенедиктом Камбербэтчем, сыгравшим роль Винсента — ведущего маппет-шоу с непростым характером. Неожиданное исчезновение его девятилетнего сына вскрывает множественные пороки Нью-Йорка 1980-х и вытаскивает на поверхность чудовищные преступления. Рассказываем, почему мини-сериал заслуживает внимания и в чём его недостатки.
Доброе утро, солнышки! На дворе весна 1980 года, в Нью-Йорке отличная погода. Самое время перекусить французскими тостами и отправиться на прогулку! Но, увы, очень скоро небо окажется затянуто тревожными тучами — по дороге в школу бесследно исчезает девятилетний Эдгар Андерсон (Иван Моррис Хоу). Отец мальчика, кукольник и создатель детского маппет-шоу под названием Good Day Sunshine Винсент (Бенедикт Камбербэтч) бросает все силы на поиски сына, но, кажется, делает это слишком эмоционально, забывая о логике. Пока мама Кэсси (Габи Хоффманн) печатает листовки и подключает к поиску знакомых волонтеров, Винсент находит среди рисунков сына изображение монстра по имени Эрик и решает изготовить ростовую куклу. По мнению Винсента, если Эрика удастся показать по телевизору, то он поможет Эдгару отыскать путь домой. Но чем больше времени проходит со дня исчезновения мальчика, тем рискованнее становится поведение отца. Заветная фляжка с алкоголем всё чаще оказывается пустой, а Эрик начинает жить собственной жизнью, превращаясь из своеобразной версии мультипликационного героя «Корпорации монстров» в вымышленного собутыльника.
Параллельно с Винсентом поисками мальчика (и не только его) занимается детектив Майкл Ледройт (МакКинли Белчер III), у которого своих проблем не меньше, чем у семьи Андерсонов. Подступающая смерть близкого человека, отсутствие профессионального признания со стороны коллег и постоянное столкновение с людьми, которым он не может помочь, уже давно подтолкнули Ледройта к краю обрыва, а это значит, что любой неосторожный шаг может стать решающим. О том, что детектив находится на пределе, сообщает его сдержанная манера вести беседу, застегнутая на все пуговицы рубашка и полное отсутствие эмоций. Искреннее желание помочь страдающим родителям найти ребенка бьется об исключительное равнодушие главы отдела полиции, который, кажется, всеми силами пытается закрыть дело.
Создательницы сериала Эби Морган и Люси Форбс умело используют мельчайшие подробности, чтобы заставить зрителя сомневаться в своих подозрениях. После пары эпизодов кажется, что в исчезновении замешаны все: от пожилого уборщика, живущего на цокольном этаже дома, до знакомого волонтера матери. Распутывание клубка и знакомство с новыми персонажами постепенно раскрывают обстоятельства того дня, когда пропал Эдгар. Почему столь юный мальчик отправился в школу без сопровождения? Кого можно увидеть с ним рядом с помощью камер видеонаблюдения? Почему Винсент считает, что Эрик — это единственный шанс вернуть сына живым?
Как и в прошлогоднем сериале от Apple TV+ «Город в огне», в «Эрике» чувствуется запал большого романа — структура сериала, количество персонажей и их взаимосвязь напоминают о масштабных мирах Чарльза Диккенса или Ханьи Янагихары. Морган и Форбс превращают Нью-Йорк в отдельного персонажа, бесконечно расширяют пространство и заполняют его говорящими деталями, но, к сожалению, не всегда достигают заданной планки. Проблемы отцов и детей, противостояние богатых и бедных, джентрификация, жестокое обращение с бездомными, коррупция, насилие над детьми, сексуализированное насилие, расизм, политические перевороты, распространение СПИДа — исчезновение Эдгара словно поднимает огромную бетонную плиту, под которой спрятано всё худшее, что может произойти с человеком в мегаполисе.
«Все думают, как изменить мир, но сами не меняются», — многозначительно говорит герой Камбербэтча словами Льва Толстого, когда начинает подозревать, что сможет отыскать сына, только если разберется с собственным прошлым и посмотрит на ситуацию под другим углом. «Перемены для всех!» — вторят Винсенту протестующие в одном из финальных эпизодов, подводя черту. И в этом, вероятно, кроется главная проблема «Эрика» — его амбиции немного не соответствуют формату, потому что раскрыть такое количество тем в рамках мини-сериала невозможно. Морган и Форбс успешно закрывают все линии и приводят историю к финалу, но из-за их количества ни одна не может похвастаться достаточной глубиной: персонажам попросту не хватает хронометража, чтобы остановиться и взять подходящий для разворачивающихся трагедий темп.
Впрочем, сюжетные огрехи совершенно не мешают актерам с исключительным мастерством перевоплощаться в героев. Камбербэтч черпает вдохновение в прошлых успешных ролях Патрика Мелроуза и Шерлока Холмса, а Дэн Фоглер, исполнивший роль лучшего друга Винсента, мастерски уходит от образа добряка Ковальски («Фантастические твари и где они обитают») и выдает полный спектр эмоций. Не менее талантливо выступают Габи Хоффманн из «Камон Камон» и МакКинли Белчер III, наиболее известный по сериалу «Озарк».
«Эрик» — детектив, до краев наполненный одиночеством, и актерам успешно удается передать это чувство. Несмотря на обнадеживающую интонацию в финале, сериал не позволяет оставить позади пережитые ужасы: те, кого мы потеряли во время одиссеи по улицам Нью-Йорка, никогда не должны быть забыты.