От Бастера Китона до Индианы Джонса: 8 фильмов, которыми вдохновлялись создатели «Приключений Паддингтона 3»
Фильмы о Паддингтоне — это не только греющие сердце сюжеты о забавных приключениях очень вежливого медвежонка, но и сборник киноотсылок разной степени сложности. Так, в прошлых частях создатели могли спародировать как «Миссия невыполнима», так и «Новые времена» Чарли Чаплина. Триквел продолжил славную традицию и представил сразу несколько необычных отсылок к классике мирового кинематографа. Мы не только посмотрели сам фильм, но и изучили интервью создателей, чтобы ничего не надумать, и теперь готовы представить 8 фильмов, которые повлияли на третью часть «Приключений Паддингтона».
«Пароходный Билл», 1928
В одном из своих поздних шедевров комик и каскадер Бастер Китон поставил один из самых известных трюков в истории кино. На героя падает фасад дома, но Китон остается невредим, потому что стоит ровно под оконным проемом тяжеленной двухтонной плиты. Опасный трюк мог запросто убить храброго Китона (достаточно было сдвинуться на несколько миллиметров в сторону), но по иронии обессмертил наследие каскадера.
Трюк в качестве трибьюта в разное время повторяли «Чудаки» и Джеки Чан — вопросом времени было, когда к этому списку добавится еще одна современная звезда слэпстик-комедии, медвежонок Паддингтон. Правда, на героя в фильме падает фасад не обычного дома, а каменного. Паддингтон поднимает свой зонтик для защиты, но аксессуар оказывается бесполезен — герой проходит точно в оконный проем, как в свое время Бастер Китон.
«Черный нарцисс», 1947
Шедевр Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера посвящен пяти монахиням, которые переезжают в далекие Гималаи, чтобы открыть католическую школу. Суровое высокогорье негостеприимно встречает героинь, которые начинают сомневаться в собственной вере и скучать по дому. Может показаться, что «Черный нарцисс» вдохновил создателей на написание внутренних конфликтов монахинь из дома престарелых медведей, в котором живет тетя Люси, но это не так. Оказывается, основное влияние почти 80-летнего фильма — в технической составляющей. Картину снимали на студии, а живописные виды Гималаев рисовали вручную и ставили на фон. Создавался интересный эффект — «задники» выглядели стилизованно, но реалистично и не по-театральному.
Режиссер Дагал Уилсон признается, что классический фильм стал для него примером того, как фейковые декорации могут передавать масштаб и дух приключения. Дело в том, что не всех актеров удалось свозить на съемки в Перу, пришлось выкручиваться с помощью спецэффектов и как раз таки наложения студийных съемок на кадры натуры.
«Добрые сердца и короны», 1949
«Добрые сердца и короны» — одна из самых циничных и жестоких комедий в истории британского кинематографа. Сын герцогини, лишенной титулов, решает отомстить за свою нищету и восстановить справедливость простым способом: герой хочет убить восьмерых родственников и завладеть семейным наследством. Помимо едкой истории, фильм может похвастаться еще одним интересным достоинством: все восемь целей в списке будущих жертв сыграл великий Алек Гиннесс.
В «Приключениях Паддингтона 3» этот трюк повторил Антонио Бандерас — актер исполнил роль не только алчного охотника за сокровищами Хантера Кабота, но и сразу нескольких предков героя, которые требуют воплотить семейную мечту и найти Эльдорадо. Как и Гиннесса в свое время, Бандераса искусно гримировали и переодевали ради ролей — актер предстал перед зрителями в том числе в образах конкистадора и священника.
«Звуки музыки», 1965
Не поверите, но на эпизоды с Оливией Колман в образе поющей монахини и настоятельницы дома пожилых медведей повлиял самый известный фильм про поющую монахиню. Это «Звуки музыки» — бродвейская классика, голливудская экранизация которой в середине 1960-х стала самой кассовой картиной в истории.
В центре сюжета — австрийская девушка из женского монастыря. Она соглашается стать гувернанткой военного, который после смерти жены в одиночку воспитывает семерых детей. Дагал Уилсон признается, что «Звуками музыки» создатели вдохновлялись во время работы над полноценным музыкальным номером Колман и отдельными эпизодами в ее офисе.
«Агирре, гнев божий», 1972
Когда только стало известно, что новая часть «Паддингтона» сфокусируется на приключениях в родном для герое Перу, новый режиссер франшизы Дагал Уилсон признался, что основными источниками вдохновения для сценария стали шедевры Вернера Херцога о приключениях чужаков в регионе Амазонки.
После просмотра «Приключений Паддингтона 3» зрители поняли, что именно почерпнули создатели. Из «Агирре» перекочевали поиски мифического города Эльдорадо, сводящая с ума одержимость и даже отдельные локации недалеко от Мачу-Пикчу. «Фицкарральдо» тоже повлиял на образ Хантера Кабота, но в деталях: он, как и Клаус Кински, одет в белый костюм и слушает оперу на граммофоне, пока плывет по тропическому лесу.
«Апокалипсис сегодня», 1979
Не самый очевидный, но подтвержденный источник вдохновения. Оператор фильма Эрик Уилсон пересматривал напряженные сцены из «Апокалипсиса сегодня», где герои Уиллард и Шеф блуждают по тропическим лесам и отбиваются от тигра, чтобы воссоздать схожую давящую атмосферу в эпизоде, где медвежонок и задумавший злодеяние Кабот остаются наедине.
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», 1981
Приключенческие фильмы об Индиане Джонсе вдохновили не одно поколение кинематографистов, в том числе обоих режиссеров франшизы о Паддингтоне. Отсылка на культовую сцену, где герой успевает забрать шляпу во время побега из ловушки с золотым идолом, была в первой части франшизы: медвежонок убегал из музея и в последний момент подбирал красную панамку. В новом фильме создатели пошли еще дальше и воссоздали одну из культовых экшен-сцен — ту самую, где Инди убегает от валуна. Огромный, сбивающий всё на своем пути камень пополнил коллекцию достойных соперников неуклюжего медвежонка.
«Приключения Паддингтона», 2014
Как бы очевидно это ни звучало, но первые части франшизы тоже повлияли на триквел. Режиссер Дагал Уилсон признается, что фильмы Пола Кинга — образцовые семейные блокбастеры: креативные, смелые и невероятно смешные. Постановщик пересматривал их и всегда сравнивал со своей работой, самокритично спрашивая себя: «Достоин ли наш фильм быть в одном ряду с этими шедеврами?»