Опубликовано 26 марта 2024, 17:39
6 мин.

Остров в море крови и огня: Пьесы и фильмы Мартина МакДоны

Поделиться:
Остров в море крови и огня: Пьесы и фильмы Мартина МакДоны

Мартин МакДона — не только автор таких всемирно известных фильмов, как «Залечь на дно в Брюгге» или «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Он еще и титулованный театральный драматург. Кстати, особенно любимый в России — до этого года в его честь был назван целый фестиваль. Ко дню рождения режиссера рассказываем о его пьесах и повторяющихся мотивах творчества.

Две трилогии

Мартин МакДона

Kate Green/Stringer/Getty Images

Инишмор, Инишмаан, Инишир — так музыкально звучат названия Аранских островов у берегов Ирландии. Они вдохновили МакДону на первую из двух его драматических трилогий о родине. Вторая трилогия, «материковая», посвящена деревушке Линон. Пьесы эти были написаны молодым и безвестным ирландцем в Лондоне в 1990-е годы, когда кровь из-за «ирландского вопроса» на Британских островах по-прежнему лилась рекой. В этих текстах и есть, в общем, весь МакДона, ныне обласканный критикой и публикой режиссер. Вернувшись к истокам, с последним фильмом «Банши Инишерина» автор как бы завершил творческий цикл.

«Банши» — первая пьеса Аранской трилогии, которая никогда не была напечатана, потому что автор посчитал ее слабой. Но этот неудачный первенец, очевидно, вобрал в себя слишком многое для МакДоны, и уже как кинорежиссер он дал пьесе вторую жизнь. Посмотрев фильм, мы увидим, как мотивы других картин и пьес автора отражаются в нем.

Фильмы Мартина МакДоны

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

реж. Мартин МакДона, 2022

Кино МакДоны — о роке, о том, что некоторые люди принимают за знак судьбы и наказывают себя, и о настоящих знаках, незамечание которых оборачивается для слепца наказанием. Банши на Инишерине приходит возвестить смерть только к одному человеку, но под подозрением все у всех. Традиционный двигатель сюжета фильмов и пьес автора — неузнавание, ложное узнавание, фатальная ошибка. Типичные для драматургии, старомодные даже ходы с перепутанными письмами и двойниками обретают у МакДоны новую силу. Роковые развязки уже в ранних текстах писателя зачастую совершенно кинематографичны: неслучайно в «Калеке с острова Инишмаан» «воскресший» юноша после путешествия в Америку является односельчанам из-за киноэкрана. На котором, кстати, показывают фильм Роберта Флаэрти «Человек с Аранских островов».

«Человек с Аранских островов»

Кадр из фильма «Человек с Аранских островов»

реж. Роберт Флаэрти, 1934

Опубликованные и поставленные на сцене пьесы Аранской трилогии МакДоны называются «Калека с острова Инишмаан» и «Лейтенант с острова Инишмор». Эти острова настоящие, а вот на месте Инишира оказался вымышленный Инишерин, что в переводе просто означает «Остров Ирландия». Символизм очевидный и чуть ли не наивный — ссора старых друзей как метафора вечно расколотой страны. В «Банши» время действия — 1923 год, конфликт здесь впервые осознается. В «Калеке» он копится, как туберкулезная кровь в легких главного героя. В «Лейтенанте» (время действия — 1993-й) доходит до кровавого гротеска пяти расчлененных трупов ирландских террористов в сельском домике.

«Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДоны

Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге»

реж. Мартин МакДона, 2008

Трилогия Линона состоит из пьес «Королева красоты», «Череп из Коннемара» и «Сиротливый запад». Первой «неирландской» пьесой стал знаменитый в России «Человек-подушка», чье действие происходит в условной (возможно, постсоветской) диктатуре. «Однорукий из Спокана» посвящен американской культуре насилия, «Палачи» — английским вешателям, а персонажами последней на сегодня «Очень-очень-очень темной материи» стали Андерсен, Диккенс и гениальные писательницы-пигмейки, буквально литературные негритянки из Бельгийского Конго.

Уехать или остаться

Элементы сюжета «Банши» просочились в последовавшие трилогии. Утонувший после отказа влюбленный юноша, сыгранный в фильме Барри Кеоганом, был «спасен» от суицида в «Калеке», как и от убийства в «Черепе из Коннемара». Зато и полицейский, и священник — типичные персонажи ирландской общины — пойдут на дно в трилогии Линона. Одинокая девушка, стремящаяся покинуть Ирландию, вообще станет у МакДоны постоянным персонажем, стремится ли она к славе, семейной жизни в Америке («Королева красоты») или кровавым расправам над «оккупантами» в Англии («Лейтенант с острова Инишмор»).

Фильмография Мартина МакДоны

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

реж. Мартин МакДона, 2017

Одни уезжают, другие остаются. Герой «Банши» не может оставить своих животных, как герой «Калеки» — любимых. А кому-то и вовсе земля не дает покоя, земля с милыми костями («Череп из Коннемара»). Оставание, как и отъезд, сопряжено со страданием, потому что маленький мир, обхаживаемый МакДоной, дисгармоничен, разорван. Отсюда мотив семейной вражды: старых друзей и соседей, родителей и детей («Калека», «Лейтенант», «Королева») и в первую очередь — братьев и сестер, как едва ли не во всех текстах.

Семейная вражда

Сложные братские чувства в творчестве МакДоны тянет приписать биографическим обстоятельствам: они с братом Джоном начинали вместе писать в Лондоне, и Джон еще раньше стал режиссером. В «Сиротливом западе» братская ненависть доходит до дикого гротеска, а в «Человеке-подушке» сосуществование братьев — жертв эксперимента превращается в сложную аллегорию о жертве и творчестве, повторенную в «Темной материи». Один из братьев или сестер должен умереть, чтобы другой жил — по крайней мере, творчески.

«Залечь на дно в Брюгге»

Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге»

реж. Мартин МакДона, 2008

Членовредительство

Еще посильнее мотив членовредительства. Отрезающий себе пальцы музыкант из «Банши» переживает таким образом символическую смерть — и пытается что-то доказать. Схожее символическое самокалечение разуверившегося священника из «Сиротливого запада» завершается в конце концов реальной гибелью, как и паясничание персонажа «Палачей». Пойти на смерть, чтобы оставить послание живым, — мотив явный и для прославивших МакДону фильмов. Так поступили герои «Залечь на дно в Брюгге», «Семи психопатов», «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури».

Семь психопатов
Seven Psychopaths
Рейтинг: 7.3IMDb: 7.2
Жанры: Комедии, Криминальное
2012, 110 мин
Великобритания, 18+
Режиссер: Мартин МакДонаГлавные роли: Колин Фаррелл, Сэм Рокуэлл, Кристофер Уокен, Вуди Харрельсон, Том Уэйтс, Эбби Корниш

Самоубийство

Самоубийство же от слабости, от разочарования, в некоторых случаях может быть остановлено — то ли чудом, то ли апатией, в которой всё же можно разглядеть призрак надежды. Именно на невыстрелившем пистолете завершаются «Шестизарядник» и «Залечь на дно», первые фильмы МакДоны. Так, в конце пьесы «Ожидание Годо» персонажи хотят повеситься, но не встают искать веревку — Сэмюэль Беккет, великий ирландец и певец абсурда, повлиял на МакДону столь же сильно, сколь и Чехов с одновременно случайными и пророческими смертями на фоне застольных разговоров в его пьесах.

Творчество Мартина МакДоны

Кадр из фильма «Семь психопатов»

реж. Мартин МакДона, 2012

Покалеченные и карлики

Герои МакДоны ранят друг друга, порой остервенело. Вот отрезанные пальчики из «Банши» вновь всплывают в «Человеке-подушке»: они явились уликой в вещах слишком любившего насилие писателя, и полицейский заставляет его съесть их без соли. Мы не знаем, отрезали ли Однорукому из Спокана кисть ирландские хулиганы, как он говорит, либо он сам. Однако рука становится его роком — маньяк собирает отрубленные кисти по всей Америке, и всё не те. Проклятье Калеки с острова Инишмаан делает его жизнь полувыносимой, но и особенной: так и не поймешь, насмешка небес или их благословение. Телесная инаковость дважды выделяет персонажа «Темной материи»: черная пигмейка-дюймовочка осталась без ноги.

«А теперь не смотри»

Кадр из фильма «А теперь не смотри»

реж. Николас Роуг, 1973

Последнее — увечье человеческое, метка европейского колониализма, территориального и культурного (МакДона доводит до абсурда нарратив «политкорректности», одновременно напоминая, что ирландцы — «белые негры»). Но персонажи маленького роста влекут МакДону — эта их особенность врожденная, чуть ли не сакральная. В большом дебюте режиссера «Залечь на дно в Брюгге» маленький человек появляется на съемочной площадке фильма в фильме, и его гибель обеспечивает развязку. Здесь нескрываемая отсылка к «А теперь не смотри» Николаса Роуга, в котором герой тоже проспал смерть ребенка и не смог считать нехорошие знаки судьбы.

«Банши Инишерина»

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

реж. Мартин МакДона, 2022

И снова карлик-герой в исполнении Питера Динклэйджа появится в «Трех билбордах». С его помощью «злой полицейский» спасет из огня материалы дела. Негорящая рукопись также возникает в финале «Человека-подушки», понапрасну пытаются сжечь и письма в «Королеве красоты». Горит вымышленный персонаж фильма в фильме из «Семи психопатов» — совершивший самосожжение, чтобы остановить войну, буддийский монах, — однако сама картина выходит на экран. Искусство вечно, потому покидает невредимым горящий дом герой «Банши Инишерина» и отправляется дописывать свою мелодию. Название фильма совпадает с названием этой мелодии: одинокий и печальный голос провозвестника смерти. Но в красоте мелодии и победа над смертью — рождение живого символа, знака присутствия Бога в мире вечной войны без смысла.

Новое в подписке

Лучшее в подписке