Нюхаем пальцы, ищем идеальную тишину, оживляем манекена: Итоги фестиваля молодого кино «Новое движение — 2025»
В Великом Новгороде завершился второй фестиваль молодого кино «Новое движение». Победителем смотра стала отвязная кринж-комедия Вячеслава Иванова «Привычка нюхать пальцы». Дебют Сергея Овечко «Северная станция» забрал три приза: за лучшие режиссуру, мужскую и женскую роль. Кратко рассказываем, как проходил фестиваль, и советуем 5 фильмов «Нового движения», которые не стоит пропускать.
Впервые фестиваль молодого кино «Новое движение» прошел в Великом Новгороде год назад. Победителем стала картина Вениамина Илясова «Эра», однако главным событием конкурса, уж точно по мнению критиков, была премьера драмы Ильи Леутина «Мы жили счастливо», которую больше в России так и не показывали.
В этом году «Новое движение» расширяется и набирает обороты. Киносмотр в Великом Новгороде начинает летне-осенний сезон отечественных фестивалей. Впереди «Горький fest», «Окно в Европу», «Короче», «Voices», «Зеркало» и сериальные «Пилот» и «Новый сезон». Фестивальная жизнь в Великом Новгороде состояла далеко не только из конкурсных показов. В рамках киносмотра прошли деловая, культурная и образовательная программы. Важным событием стал кинорынок. Это первый подобный случай в истории отечественных фестивалей. На кинорынке было представлено 15 проектов (в том числе 7 фильмов из конкурсной программы) на разной стадии готовности: от девелопмента до постпродакшена. Молодые режиссеры и продюсеры рассказали о своих проектах профессиональному сообществу: дистрибьюторам, платформам, фестивальным отборщикам и потенциальным партнерам. Для участия в кинорынке были отобраны:
- «Мальчик-птица», режиссер Савелий Осадчий, продюсеры Иван И. Твердовский, Мария Бомбина
- «35-я страница», режиссер Филипп Ларс, продюсер Катерина Михайлова
- «Выдумщица», режиссер Ксения Зуева, продюсеры Катерина Михайлова, Евгения Соляных
- «Чучело», режиссеры Илья Хотиненко, Владимир Карабанов, продюсеры Елена Гликман, Михаил Дегтярь
- «Любовь», режиссер Никита Миклушов, продюсер Елена Гладкова
- «Бесконечный день Владимира Каляева», режиссеры Сергей Петрига, Юлия Киселёва, продюсер Сергей Петрига
- «Вторая Таня», режиссер Алиса Ерохина, продюсер Юлия Мишкинене
- «Чувства», режиссер Виктория Мокерова, продюсер Максим Добромыслов
- «Привычка нюхать пальцы», режиссер Вячеслав Иванов, продюсеры Вячеслав Иванов, Рамаз Кебадзе
- «Идеальная тишина», режиссер и продюсер Слава Фёдоров
- «Иногда мы путешественники», режиссер и продюсер Даниил Прасолов
- «Мой парень, манекен», режиссер Дмитрий Николенко, продюсер Арсений Овчинников
- «В горах. Она», режиссер Саид Толгуров, продюсер Артём Темичев
- «Северная станция», режиссер Сергей Овечко, продюсеры Игорь Толстунов, Сергей Козлов, Анна Кагарлицкая, Зара Янгульбиева
- «Неподвижные звезды», режиссер Иван Курбаков, продюсеры Глеб Пирятинский, Яна Юрышева
Пока рано говорить об итогах мероприятия, но это интересная и полезная инициатива. Вероятно, это не последний кинорынок в Великом Новгороде.
В обширной внеконкурсной программе было несколько секций. «Утреннее кино» — возможность увидеть семейные хиты проката. Были показаны «Василиса и хранители времени», «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», «Мой дикий друг», «Огненный лис», «Огниво» и «Пираты галактики „Барракуда“». Программа «Война — дело молодых» была посвящена советской классике о Великой Отечественной. В секции короткого метра было представлено 18 картин юных режиссеров. «Панорама» — фестивальные хиты за год: в том числе «Ровесник», «Кончится лето», «Легенды наших предков», «Агния». Спецпоказы киносмотра — «Искупление», «На деревню дедушке» и «Нейробатя». В Великом Новгороде можно было посмотреть не только премьеры, но и отечественные фильмы разных лет.
В конкурсе «Нового движения» действительно показывают молодое кино. Из восьми картин — шесть дебютные. Конкурс очень разрозненный, но любопытный: от семейных картин, рассчитанных на широкую аудиторию, до явно непрокатных фильмов, порой весьма экспериментальных, которые после Великого Новгорода трудно будет отыскать.
Нововведением на фестивале было появление не только кинорынка, но и нового партнера — прокатной компании «Атмосфера кино», которая дала одному из участников конкурса специальный приз и пообещала выпустить его на больших экранах.
В состав жюри этого года вошли: режиссер Алексей Мизгирёв (председатель жюри), продюсер Сабина Еремеева, оператор Даниил Фомичёв, актер Даниил Воробьёв, актриса Александра Ревенко. Награды фестиваля были распределены следующим образом:
Лучший фильм
«Привычка нюхать пальцы», реж. Вячеслав Иванов
Лучшая режиссура
«Северная станция», реж. Сергей Овечко
Лучшая женская роль
Дарья Алыпова, «Северная станция»
Лучшая мужская роль
Сергей Волков, «Северная станция»
Лучшие визуальные решения
«Неподвижные звезды», оператор Никита Лычев
Специальный диплом жюри «За проведенную плановую работу по устранению шума»
«Идеальная тишина», реж. Слава Фёдоров
Специальный диплом жюри «За звуковую экранизацию монументальной тишины»
«Иногда мы путешественники», реж. Даниил Прасолов
Специальный приз от кинопрокатной компании «Атмосфера кино»
«Мой парень, манекен», реж. Дмитрий Николенко
Подробнее рассказываем о 5 заметных картинах фестиваля.
«Идеальная тишина», реж. Слава Фёдоров (специальный диплом жюри «За проведенную плановую работу по устранению шума»)
Кадр из фильма «Идеальная тишина»
реж. Слава Фёдоров, 2025
Заявитель Хамит Емалетдинов, проживающий по адресу Можайское шоссе, д. 17, кв. 14, обращается в ЖЭК с просьбой разобраться с шумом, который он слышит каждый день у себя дома. На место выезжает главный инженер Олег Обжирин. Поначалу он и вовсе сомневается, что шум реален. Затем подозрение как на источник низкочастотного звука падает на трубы с горячей водой. Мужчины бродят по подвалу, потом ходят по квартире, переглядываются, прикладывают уши к стенам, в итоге привлекаются специалисты с шумомерами. Проблема будет решена.
«Идеальная тишина» — уже пятый документальный фильм Славы Фёдорова о ЖЭКе, в котором режиссер работает и ежедневно сталкивается с абсурдностью бюрократии, повторяемостью обращений и поиском нетривиальных решений. Наверное, самый известный фильм автора — «Наводка» — был посвящен подвигам лифтеров. Теперь локациями для картины стали квартира заявителя и подвал. Если долго вглядываться в мир коммунальщиков, он неожиданно начинает играть мистическими красками, это целый космос. «Идеальная тишина» — и неспешная комедия, и мерцающий детектив. Можно решить, что никакого звука нет, а заявитель просто сошел с ума. Есть в фильме элементы театра абсурда, все реальные персонажи находятся в ожидании шума, не Годо. Постепенно в воронку безумия вовлекается всё больше лиц. Фёдоров находит неожиданные грани в, казалось бы, максимально скучной работе. Главный инженер с серьезным лицом прикладывает ухо к стене, а заявитель с замиранием сердца и с надеждой в глазах ждет, что же постановит приехавший на вызов специалист. Наверняка ожидающему динамики зрителю кино в антураже захламленной квартиры, как в «Смерти господина Лазареску», и пустынного подвала покажется невыносимым. Однако в узких кругах синефилов творчество Фёдорова ценят.
«Привычка нюхать пальцы», реж. Вячеслав Иванов (лучший фильм)
Кадр из фильма «Привычка нюхать пальцы»
реж. Вячеслав Иванов, 2025
«Привычка нюхать пальцы» — хроника ничегонеделания, иллюстрация абсурдных будней офисного планктона, который с каждый днем становится всё тупее и амебнее, да еще и в мире перенасыщения информацией. Голова пухнет у всех, у героев и зрителей — в первую очередь. Рамаз (Рамаз Кебадзе) вместе с коллегой (Егор Гриднёв) продает унитазы. Парень прямо на рабочем месте с удовольствием нюхает клей, а по вечерам тусуется с друзьями. Коллега делится с Рамазом рецептом поразительного доширака: к лапше быстрого приготовления нужно добавить побольше майонеза, базилик, соевый соус и приправу для курицы. Вкусовая бомба! Рамаз расклеивает по столбам хентай-стикеры. Один из приятелей рассказывает, как с удовольствием смотрит черепашьи бои. Про музыку Рамазу слушать неинтересно, веселее бросать ментос в газировку. Вот только смешным быть не хочется, а коллега обидно называет фриком. А еще несчастного продавца унитазов мучает какой-то неугомонный дед, который упорно звонит на мобильный и требует помочь ему прогнать тараканов из квартиры.
Вячеслав Иванов — выпускник Московской школы нового кино и поклонник творчества Хармони Корина и Нэйтана Филдера. На фестивале «Короче» показывали его короткие метры «Конец мира в Люблино» и «Бракованная партия». «Привычка нюхать пальцы» стоит особняком в конкурсе не только благодаря притягательному названию. Это фильм, в котором сюжет осознанно разбивается на череду туповатых эпизодов, да и никакой трехчастной структурой тут и не пахнет. Это почти час чистого удовольствия для узкой прослойки зрителей, готовых не воспринимать ни себя, ни экранное действие всерьез. Это и антикино, и средний палец хорошему вкусу, и фильм с признаками шизофазии и интеллектуального разложения. Ничего более живого, смешного и даже актуального в конкурсе «Нового движения» в этом году не показывали.
«Мой парень, манекен», реж. Дмитрий Николенко (специальный приз от кинопрокатной компании «Атмосфера кино»)
Кадр из фильма «Мой парень, манекен»
реж. Дмитрий Николенко, 2025
В Уфе готовятся отмечать День города. Неудачливая художница Вика (Анастасия Панова) устроилась оформить лавку башкирских сувениров посреди торгового центра. Среди редкостей этно-магазина ночью девушка находит древнюю сарматскую маску. Вика прикладывает маску к лицу манекена, манекен оборачивается парнем по имени Радмир (Денис Никитин). Оказывается, год назад он пропал при невыясненных обстоятельствах. С рассветом добрый молодец снова становится манекеном. Радмира может видеть только Вика. Парень с девушкой ищут возможность вытащить юношу из манекена, а параллельно становятся парой.
Дмитрий Николенко прежде продюсировал «Нелегала» Дмитрия Давыдова, а для режиссерского дебюта выбрал текст башкирских сценаристов. Потому центральным местом событий и становится ТЦ в Уфе, да еще и ночью. Получается наш странный ответ «Ночи в музее» с Беном Стиллером. «Мой парень, манекен» страдает от жанровой неопределенности. Мистическая часть совсем слабая, способности и принцип работы маски так и не проясняются. Вроде бы в фильме есть эпизоды, когда зрителям положено смеяться, но улыбку вызывали разве что неловкие диалоги. Забавнее всего было слышать, как главная героиня в любой непонятной ситуации говорит «пу-пу-пу». Пожалуй, лучше всего «Мой парень, манекен» работает как мелодрама про художницу-чудачку, наконец-то нашедшую свою любовь. В манекене. Потенциально это зрительский фильм, но без ярко выраженных сильных качеств. В редких эпизодах получается мило, еще можно посмотреть на Уфу с разных ракурсов и заповедники Башкирии. Да, ближе к финалу это роуд-муви.
«Неподвижные звезды», реж. Иван Курбаков (лучшие визуальные решения)
Кадр из фильма «Неподвижные звезды»
реж. Иван Курбаков, 2025
Поэтесса Соня лежит с другом-ровесником на газоне футбольного поля и говорит, что собирается писать роман. Девочка-подросток гуляет по лесу, записывает мысли в блокнот, сжигает страницы. Экран заливает красный цвет, изображение заметно ухудшается в качестве. Может быть, использованы камеры ночного видения с низким разрешением. Склейка. Из обрывочных разговоров четырех друзей мы узнаем, что прошел год, а поэтесса Соня умерла. Компания бродит по мистическому Зеленограду, чтобы в финале оказаться уж совсем в странном месте — городском Доме культуры.
Иван Курбаков — поэт, писатель, выпускник Московской школы нового кино. Для режиссера это полнометражный дебют. Один из продюсеров картины — Глеб Пирятинский, работавший с Вадимом Костровым над «Кометой», «Народной», «Летом». Грань между сном и явью в картине очень тонка, прошлое и настоящее переплетены. Трудно даже сказать, в какой именно момент умерла Соня. И дремучий лес, и пруд, и модернистские здания покрыты дымкой таинственности. Операторская работа с длинными планами на высоте, но диалоги идеализированных и чересчур образованных подростков удивляют. «Неподвижные звезды» напоминают многомерные мифологические фильмы Ангелы Шанелек, которые едва ли можно разгадать с одного просмотра.
«Иногда мы путешественники», реж. Даниил Прасолов (специальный диплом жюри «За звуковую экранизацию монументальной тишины»)
Кадр из фильма «Иногда мы путешественники»
реж. Даниил Прасолов, 2025
Почти час главный герой, он же оператор и режиссер, поднимается на грузинскую гору по извилистым тропинкам. За кадром есть попутчик, который в каталоге фестиваля указан как актер. Все события (а их на самом деле нет) развиваются от первого лица, изображение зернистое, далекое от идеального, снято всё одним непрерывным кадром (едва ли Роджер Дикинс или Эммануэль Любецки завидуют). Периодически главный герой останавливается, засматривается на летние цветочки или же глядит вдаль. Кульминационная сцена — озаряющий небо закат. Сопровождают путника не самые интересные разговоры о жизни с разными встреченными ранее прохожими и несмолкающий эмбиент. Диалоги были записаны до восхождения на гору и смонтированы с видеорядом хаотично.
Режиссер Даниил Прасолов сам определяет себя как композитора, музыканта, саунд-артиста и собирателя звуков. Кажется, изображение для автора в дебютном фильме действительно вторично. Самураю важен путь, возможность записывать звуки, напитываться впечатлениями. Кажется, без довольно пустых разговоров с людьми из разных мест было бы еще концептуальнее и органичнее. Формально это документальный трэвелог, но монотонное кино уверенно вгоняет в транс или сон. Экспериментальный фильм «Иногда мы путешественники» — мощная проверка на способность не отвлекаться на телефон и внимательно смотреть на камни, луга, кустарники и небо.