Наследие «Эммануэль»: Как эротика стала большим кино
В этом году легендарный «фильм для взрослых» «Эммануэль» отметил 50-летие. За полвека картина Жюста Жэкина о сексуальных похождениях француженки в Таиланде обзавелась десятками сиквелов, спин-оффов, клонов и последователей. А в российском прокате уже можно посмотреть современное переосмысление картины — «Эммануэль» образца 2024 года от постановщицы Одри Диван («Событие»). Разбираемся, почему каноничную картину 11 лет без перерывов показывали на Елисейских полях, какую роль в выдаче прокатного удостоверения сыграл 20-й президент Франции Валери Жискар д’Эстен и повлияла ли на его решение Сильвия Кристель (актриса, сыгравшая Эммануэль, была любовницей первого лица страны). А также выясняем, как вышло, что «Эммануэль» стала хитом в СССР спустя почти 20 лет после премьеры на родине и какое влияние культовый софткор оказал на голливудские и европейские эротические драмы класса А.
Эммануэль — не француженка, но тайка
В 1972 году, когда в мире гремело «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, — фильм со сценами жесткого секса запросто показывали в кинотеатрах — стало ясно, что за эротическими драмами будущее. В то же время никому не известный Ив Руссе-Руар, не имевший ничего общего с индустрией фильмов и сериалов, покупает права на экранизацию книги столь же никому не известной писательницы Эммануэль Арсан.
Роман, названный в честь своей создательницы «Эммануэль», базировался на жизни самой Эммануэль Арсан, но, как полагается автофикшену, с некоторыми отступлениями от реальности. Так, тайка Марайя Бибид взяла творческий псевдоним Эммануэль Арсан и вообразила себя француженкой, оказавшейся в Таиланде, — теперь понятно, почему именно там. Работающий в ЮНЕСКО супруг реальной Эммануэль, Луи-Жак Ролле-Андриан, в книге — сотрудник посольства Жан, а друг семьи (и отпетый плейбой) Алессандро Русполи — таинственный гуру секса Марио. Последний, кстати, вдохновил в конце 1950-х Федерико Феллини на «Сладкую жизнь»: наблюдения режиссера за ежедневными праздниками итальянской элиты, которую приглашал на бурные вечеринки аристократ Русполи, стали основой фильма. Журналист Марчелло (Марчелло Мастрояни) — это отчасти и есть сам Феллини.
Насколько глубоки знания реальной Эммануэль в искусстве любви, неизвестно, но факт остается фактом: история иностранки-нимфоманки, пустившейся во все тяжкие в Таиланде, актуальна по сей день, причем буквально. Зародившийся в конце 1960-х на фоне Вьетнамской войны секс-туризм в Таиланде на сегодня является чуть ли не основным источником дохода страны — по некоторым данным, это 10% ВВП.
Эммануэль и президент
Несмотря на то, что за продюсирование Ив Руссе-Руар взялся впервые, к работе над экранизацией «Эммануэль» ему удалось привлечь звездную команду. Сценаристом выступил Жан-Луи Ришар (он работал над сценариями большинства фильмов Франсуа Трюффо), режиссером — Жюст Жэкин (фотограф Vogue, сделавший кадры ню Джейн Фонды на пляже). А вот исполнительница главной роли нашлась случайно: юная Сильвия Кристель перепутала помещения и, вместо того чтобы пройти прослушивание на съемки в рекламе, оказалась на кастинге «Эммануэль». Спадающая лямка, которая потянула вниз всё платье, сделала свое дело.
Производство далось сложнее. Сначала власти Таиланда отказали в разрешении на съемки, правда, Ив Руссе-Руар выкрутился, продемонстрировав первую версию сценария, в которой не было столь обильного количества откровенных сцен, и получил «зеленый свет». Потом французские чиновники не выдали фильму прокатное удостоверение (все-таки количество постельных сцен в «Последнем танго в Париже» и «Эммануэль» сильно разнится), но и тут «Эммануэль» повезло.
В мае 1974-го, спустя несколько месяцев после неудачной попытки выпустить фильм в широкий прокат, команда «Эммануэль» заручилась поддержкой новоизбранного президента Франции. Валери Жискар д’Эстен ослабил цензуру и позволил показывать сцены сексуального характера в кинотеатрах. Возможно, на президента напрямую повлияла Сильвия Кристель — поговаривали, что 20-й президент Франции и актриса состояли в отношениях.
Эммануэль на Елисейских полях, в СССР и в космосе
Долгожданная премьера, интерес к которой подогрело первое лицо страны, состоялась 26 июня 1974 года. Переполненные кинозалы во Франции просто не успевали вмещать всех желающих увидеть «Эммануэль» — символ сексуальной революции. Успех оказался ошеломительным: фильм показывали на Елисейских полях без перерывов с 1974 по 1985 год.
На французский хит обратила внимание Columbia Pictures: кинокомпания, ранее не имевшая дел с фильмами рейтинга X (когда на сеанс не допускаются лица до 17 лет), купила «Эммануэль» для проката на американском рынке. Остальные игроки восприняли этот шаг как призыв к действию и начали штамповать софткор-фильмы по обе стороны Атлантики: от «Аморальных историй» Валериана Боровчика до «Калигулы» Тинто Брасса и Боба Гуччионе (основателя журнала Penthouse).
С годами популярность «Эммануэль» крепла. Официальные сиквелы и спин-оффы обязательно разбавлялись подражателями вроде итальянской версии «Эмануэль» (одна «м» в названии могла помочь избежать претензий за нарушение авторских прав). К началу 1990-х любовные чары Эммануэль добрались до космоса: в 1994-м дебютант Лев Л. Спиро представил «Эммануэль в космосе» — он же, кстати, позднее срежиссировал некоторые эпизоды культовых сериалов «Все ненавидят Криса», «Американская семейка» и «Оранжевый — хит сезона».
В перестроечные времена, когда Эммануэль, казалось бы, побывала везде, где только можно представить, куртизанка наконец достигла СССР. Вместе с оригинальной версией советский зритель увидел целую линейку «Эммануэль» — сначала на видеокассетах, потом в широком прокате, а позднее на телевидении. Тотальная свобода, не иначе!
Отголоски Эммануэль в Голливуде
Пока в СССР только пробовали вкус свободы, в США переживали бум эротических триллеров и драм, причем кино с откровенными постельными сценами отныне считалось продуктом класса А — главную героиню непременно играла звезда первой величины. Как минимум десятилетие — с середины 1980-х до середины 1990-х — Голливуд был переполнен откровенными фильмами.
Лидирующие позиции заняли Эдриан Лайн и Пол Верховен, которые, кстати, по сей день не изменяют себе и выпускают эротические драмы. Лайн подарил миру «9 1/2 недель» с Ким Бейсингер и Микки Рурком про токсичную любовь (1985 год, на минуточку!), «Роковое влечение» с Гленн Клоуз и Майклом Дугласом про фатальные последствия мимолетной интрижки (шесть номинаций на «Оскар»!), «Непристойное предложение» с Деми Мур и Вуди Харрельсоном про желание быстрого обогащения, «Лолиту» с Доминик Суэйн и Джереми Айронсом про запретную любовь, «Неверную» с Дайан Лэйн и Ричардом Гиром про искушение, «Глубокие воды» с Аной де Армас и Беном Аффлеком про порочные игры в браке.
Жанровый диапазон Верховена шире, но именно ему принадлежат «Основной инстинкт» с Шэрон Стоун и Майклом Дугласом про сексуальное притяжение противоборствующих сторон, «Шоугелз» с Элизабет Беркли о несбыточности американской мечты в антураже стриптиза, «Она» с Изабель Юппер про влечение женщины к своему насильнику и «Искушение» с Виржини Эфирой про сексуальные инстинкты монахинь.
Что говорить, даже великий и могучий Стэнли Кубрик посвятил свой последний фильм сексуальным утехам! Неофициальное название «С широко закрытыми глазами» с Николь Кидман и Томом Крузом — «Сексуальная одиссея».
Сегодня сексуальный пыл в кино в некотором смысле поугас, но нет-нет кто-то из именитых режиссеров да берется за откровенные фильмы. Вспомнить хотя бы «Нимфоманку» Ларса фон Триера или «Любовь» Гаспара Ноэ. Возможно, перезапустит и популяризирует жанр Одри Диван. Ее вариант «Эммануэль» открыл фестиваль в Сан-Себастьяне 20 сентября, а сейчас добрался и до широкого российского проката. В конце концов, погрузиться в беззаботный мир, где можно сфокусироваться на своих чувствах и желаниях, — актуальное эскапистское предложение.