«Эммануэль»: Плотское против чувственного
28 ноября в российский прокат выходит эротический триллер «Эммануэль» — новая вариация одноименного романа Эммануэль Арсан, в основу которого легли ее собственные интимные приключения. За киноадаптацию отвечает Одри Диван, обладательница «Золотого льва» за драму «Событие». Хорошо знакомый сюжет заиграл новыми красками благодаря тому, что сюжет исполнен в полумистическом линчевском ключе, а история представлена через женскую оптику. Рассказываем, какой получилась культовая эротика версии 2.0.
Эммануэль (Ноэми Мерлан) работает на крупную компанию, владеющую элитными отелями по всему миру. Ее задача — отслеживать стандарт качества в работе гостиниц сети. На этот раз служебный долг заводит ее в экзотический Гонконг, где героине предстоит пережить несколько незабываемых встреч и новый для себя чувственный опыт любви.
За свежую адаптацию книги Арсан (хотя существует версия, что роман был написан не ею одной, а в соавторстве с мужем — французским дипломатом при ЮНЕСКО графом Луи-Жаком Ролле-Андрианом) взялся дуэт кинематографисток: победившая с драмой «Событие» на Венецианском фестивале Одри Диван и постоянная участница Канн Ребекка Злотовски («Гранд Централ. Любовь на атомы» и «Мое прекрасное лето с Софи»). Первая выступила постановщицей, сценарий француженки написали в соавторстве. И Диван, и Злотовски хорошо знакомы с жанром чувственного кино, снятого с налетом легкого эротизма. Обеим кинематографисткам интересны откровенные истории про современных женщин.
«Эммануэль» — проект, выбранный по вполне очевидным причинам: сложно найти картину, сделавшую больший вклад в популяризацию жанра эротики на заре его становления. При этом оригинальная картина режиссера Жюста Жэкина, впоследствии выросшая в немыслимую по количеству продолжений франшизу (лента Диван и Злотовски — 15-я по счету), из сегодняшнего дня воспринимается не только прорывной, но и откровенно мизогинной. Фильм буквально напоминает живой памятник мэйлгейзу. А если учесть достоверность предположения, что и текст романа написан не столько Арсан, сколько ее супругом, получается, что первая экранизация «Эммануэль» — триумф мужского взгляда на женскую сексуальность, состоящую на службе у самцов.
В оригинальной книге и фильме Эммануэль (Сильвия Кристель), будучи в браке с Жаном, сотрудником французского посольства в Таиланде, отправлялась с партнером в Бангкок. Там герои, не обремененные супружеской верностью, пускались в различные сексуальные эксперименты. В большей степени за экранный эротизм отвечала Эммануэль — она охотно спала со всеми, кто встречался у нее на пути. При этом секс в фильме буквально ощущался в воздухе, напитав его донельзя. Так, наблюдающие за самоласканием героини тайцы тут же предавались плотской любви. А на саму Эммануэль с подчеркнуто невинной внешностью девочки-подростка жадно поглядывали окружающие. Они же неустанно повторяли ей о необходимости обучиться тонкостям постельных утех, хотя в нехватке опыта заподозрить Эммануэль было сложно — насыщенности ее интимной жизни можно было только позавидовать. Кульминацией секспросвета становилось знакомство героини со взрослым наставником Марио (Ален Кюни), который предлагал ей достичь пика удовольствия с помощью… группового изнасилования.
Вклад провокационной «Эммануэль» в становление жанра софткора сложно переоценить. Кажется, кукольная внешность Кристель вдохновила Ларса фон Триера выбрать очень похожую на нее Стэйси Мартин в «Нимфоманке» — еще одной мужской вариации на тему «как хочет женщина». Фильм Жэкина проложил дорогу многим подражателям: от «Любовника» Жан-Жака Анно с практически идентичным сюжетом, только с героиней еще даже не достигшей возраста согласия, до «Цвета ночи» со всё той же Джейн Марч, ставшей на несколько лет старше.
Ключевая отличительная черта новой «Эммануэль» заключается в том, что проект Диван возвращает главной героине ее субъектность. В оригинальном фильме она была объектом вожделения, который покорно выполнял чужие сексуальные фантазии во сне и наяву. В новой вариации Эммануэль обретает самоценность и характер. Сыгравшая ее Ноэми Мерлан добавила героине независимости и твердости в том, чего в первую очередь хочет она сама, а не другие. Переписывает фильм и несколько узнаваемых эпизодов оригинальной картины. Новая адаптация начинается со сцены полета Эммануэль в Гонконг. На борту самолета она приглашает к сексу в туалете понравившегося ей незнакомца. А вернувшись на свое место, встречается глазами с другим неизвестным — загадочным Кеем (Уилл Шарп из «Белого лотоса»), который поселится с ней в одном отеле. В картине Жэкина акт соития Эммануэль сразу с двумя пассажирами самолета был снят так, что это до абсурдного беззастенчиво происходило у всех на глазах, никого при этом не смущая. Выдаваемая за реальность сцена напоминала похабную мужскую фантазию.
В новой экранизации скрытный Кей, воздерживающийся от секса несколько лет и зарабатывающий на жизнь строительством дамб, играет важную роль в истории Эммануэль. Равно как и другой ее новый знакомый, сэр Джон (Джейми Кэмпбелл Бауэр). Как и управляющая отелем Марго (Наоми Уоттс) и игривая сотрудница Зельда (Чача Хуан из «Бумажного дома»). Каждый из них отразит в себе ту или иную грань личности героини: Зельда будет реализовывать скрытые желания Эммануэль, трудолюбивые Марго и сэр Джон отразят в себе ее зацикленность на работе, от которой она смертельно устала. А таинственный Кей воплощает всю накопленную неудовлетворенность героини, желающей исследовать границы собственной сексуальности, но не испытывающей от этого заветного удовольствия.
Если при просмотре фильма держать в голове линчевскую схему в духе обманчивого «Малхолланд Драйва», история предстает как загадка, которую зрителю предлагают разгадать. Главное — не забывать, что в сценарий запрятана также и линчевская «синяя коробка», открывающаяся лишь к финалу. Однако, если воспринимать сюжет буквально, он оставит много нераскрытых вопросов и может разочаровать. Останется загадкой, почему все встреченные Эммануэль герои сперва появились в ее жизни, а затем почти мистически из нее исчезли один за другим. Также любопытно, почему история будто бы не достигает ожидаемого катарсиса, хотя сама Эммануэль наконец-то получает вожделенное наслаждение. В фильме вообще хватает тревожных и неуютных эпизодов, оттого картина обрастает приметами триллера.
Диван, взявшись за ревизию «Эммануэль» с дистанции в 50 лет, снабжает сюжет не только женской оптикой, но и дополнительными жанровыми полутонами. Как и страстная натура самой Эммануэль, история о ней напоминает загадочный и манящий еле заметными деталями квест. Вот она завороженно любуется обрушившимся на Гонконг штормом как неконтролируемой стихией, о мощи которой ей с упоением рассказывает Кей. В другом эпизоде Эммануэль, подобно герою Тома Круза из «С широко закрытыми глазами», блуждает коридорами тайного клуба — не столько напуганная скрытой в этих стенах неизвестностью, сколько ведомая ею.
Постановщица снижает уровень сексуальной концентрации — в новой «Эммануэль» плотских утех ощутимо меньше, но редкие откровенные эпизоды кажутся уместными, особенно на контрасте с отчаянно утомительной чередой сцен секса из фильма Жэкина. Диван представляет историю о поиске физического удовольствия как повод почувствовать что-то внутри себя не только на плотском, но и на чувственном уровне. Это уже не софткор, а сложный и даже немного мистический опыт познания себя. Так с подачи Диван секс в кино перестал быть привычным движением двух тел.