«Искушение» Пола Верховена: Святой источник
По подписке Okko уже можно посмотреть скандальную (а фильм не был показан в российских кинотеатрах) драму Пола Верховена«Искушение». Картина участвовала в конкурсе прошлогоднего Каннского фестиваля. Рассказываем, как классик европейского кино снимает на девятом десятке свободный фильм о запретных отношениях в средневековом католическом монастыре.
Бенедетта Карлини (Виржини Эфира) прибывает в монастырь в совсем юном возрасте, чтобы стать невестой Иисуса. Впечатлительная и далекая от тонкостей религиозной философии девочка всё воспринимает буквально: верит, что Богородица защищает ее, обратившись в птицу, поклоняется статуям и ревностно относится к своему замужеству, которое для нее вполне реально, и по крайней мере требует не менее солидного приданого. Повзрослев, Бенедетта остается верна себе, служит с излишним рвением и одного Иисуса видит в своих мечтах. В видениях монахини он предстает даже не рыцарем на белом коне, а героем бульварного романа в мягких обложках: он в них из плоти и крови и спасает свою даму сердца от бандитов и диких змей. Сестры и мать-настоятельница (Шарлотта Рэмплинг) относятся к излишне фанатичной сестре со скепсисом и недоверием, так относятся в школе к выскочке-отличнице, которой больше всех надо. Но настоящим испытанием для Бенедетты, сублимирующей свои подавленные желания в божественные явления, становится появление в монастыре сбежавшей от тяжелой жизни дочери пастуха Бартоломеи (Дафна Патакия). Постоянно нарушающая границы и не ведающая стыда Бартоломея провоцирует Бенедетту, так что ее фантазии становятся всё навязчивее, а запретный плод всё слаще.
Основным конфликтом «Искушения» становится желание Бенедетты, которому она не может противостоять и ее уверенность в собственной безгрешности. С детства ей внушали, что плоть — злейший враг, а страдания плоти приближают к Богу. И чтобы разрешить это противоречие, Бенедетта сознательно или нет назначает себя его прямым представителем, чтобы самой распоряжаться своим телом, тем самым примирив страстную веру и страстное желание. Так история Бенедетты чем дальше, тем сильнее напоминает авантюрный роман, а не эротический.
Закоренелый атеист Верховен превращает историю из книги «Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения» Джудит К. Браун в плутовской роман в центре которого сильная, властная и умная женщина, способная построить карьеру на религиозных предрассудках. А так как на этом пути она не единственная, Бенедетта тут же находит влиятельных союзников. По сути, из конфликта нереализованного желания история как снежный ком докатывается аж до политического противостояния между наместниками церкви из провинции и центра за право наделять те или иные явления божественной природой. Наблюдая за всем этим с явной усмешкой, хитрец Верховен будто подмигивает из-за спин своих героинь: если чудеса происходят, значит это кому-нибудь нужно!
Расхожее выражение Fake it till you make it становится идеальной формулой сестринской жизни и ключом к построению религиозной карьеры, где несокрушимость веры — главное конкурентное преимущество. И простое «верю» или «не верю» становятся критериями святости и богохульства. Не даром же все сестры ставят представления для посетителей на божественные темы. Вера обращается в театр, а у талантливой актрисы Бенедетты для этого шоу заготовлен свой оригинальный сценарий.
«Искушение» прославилось задолго до своего официального релиза. Запретная любовь монашек во время чумы — какое бесстыдство! Фигурка богородицы в роли фаллоимитатора — какое богохульство! Чтобы уберечь особо чувствительных граждан, фильму даже было отказано в получении прокатного удостоверения. До этого та же участь постигла «Любовь»Гаспара Ноэ и «Безумное кино для взрослых»Раду Жуде, так что «Искушение» лишь подтвердило, что сексульная свобода у нас под запретом. Подогревали священный трепет перед картиной и новости о сценаристе Джеральде Сетемане, который счел, что секса в фильме излишне много, и попросил убрать свое имя из титров, а также отказ славящейся своими провокационными ролями Изабель Юппер участвовать в проекте.
На самом же деле «Искушение» — живительный глоток свободы и свежего воздуха в наше затхлое и печальное время, так что пора отбросить все страхи и средневековые суеверия. Пока всё больше людей вокруг только и думают, как бы не сказать лишнего и «как бы чего не вышло», от «Искушения» веет разудалым и насмешливым альмадоварским китчем в декорациях Возрождения. Духом наивной и бесстрашной молодости, которая все простит, и временами, когда «Тату» резвились не только на MTV Video Music Awards, но и на «Золотом граммофоне». Воспоминание об этой оттепели живительно и бесценно.