«Хороший брат?»: Как Дэйв Франко стал главной звездой в семье
© Robby Klein/Contributor/Getty Images
31 июля в российский прокат выйдет боди-хоррор «Одно целое». Реальные супруги Элисон Бри и Дэйв Франко играют влюбленную пару, охваченную потусторонними чарами. А с 13 ноября в кинотеатрах можно будет увидеть еще один фильм с Дэйвом — «Иллюзию обмана 3». Пока Джеймс Франко расхлебывает последствия судебных обвинений, его младший брат стремительно расширяет карьеру, пробуя себя в качестве продюсера и режиссера. Рассказываем, как Дэйв Франко преодолел творческую стагнацию и как развивался его путь.
В Голливуде плохо быть тихоней
Дэйв Франко вместе с братьями, Джеймсом и Томом, вырос в Пало-Альто в окружении кошек и родительской любви. Мама, Бетси Энн Вербин, пишет детские и янг-эдалт-книги. А отец, Даг Франко, основал компанию, отправляющую гуманитарную помощь в страны третьего мира. Интерес к искусству у братьев — династическая черта. Бабушка по отцовской линии писала романы, а по материнской — владела художественной галереей в Кливленде. «Друзья посмеивались над моей семейкой. Считали, будто на День благодарения мы лепим скульптуры из пюре — что на самом деле недалеко от правды», — шутит Дэйв.
Bruce Glikas/Contributor/Getty Images
Артистичные родители поощряли в сыновьях свободный дух творчества и не навязывали никаких карьерных ожиданий. Джеймс рос бунтарем, а Дэйв — тихоней. В отличие от эксцентричного старшего брата-актера и среднего-художника, создающего арт-пространства для самовыражения междисциплинарных творцов, Дэйв долго искал свою страсть и держался в тени ярких сиблингов. Пока двадцатилетний Джеймс снимался в «Хулиганах и ботанах», четырнадцатилетний Дэйв подрабатывал в маленьком видеосалоне. Каждый день после смены он забирал домой три видеокассеты, влюбленно смотрел классику кино и мечтал обустроиться в Голливуде. Но не как актер: по словам Дэйва, он был застенчивым ребенком, поэтому хотел оставаться за камерой. Годы спустя, на втором курсе Калифорнийского университета, после которого Дэйв планировал стать школьным учителем, агент Джеймса предложил ему записаться на курсы актерского мастерства. Вечно смущенный Дэйв быстро втянулся в чудаковатые занятия, за три семестра до выпуска бросил учебу и переехал поближе к голливудским киностудиям.
Кадр из фильма «Мачо и ботан»
реж. Фил Лорд, Кристофер Миллер, 2012
Несмотря на кровные узы, Дэйв не использовал популярность Джеймса в своих целях и старался дистанцироваться от брата, часто отказываясь от предложений Джеймса сыграть в его кино или выступить дуэтом у других режиссеров — отчасти из-за неуверенности в себе, частично из-за стремления строить свой путь независимо. Поначалу братья мало пересекались на площадках, более того, каждому из них, несмотря на внешнее сходство, доставался свой типаж: Джеймсу — обаятельные хулиганы, антагонисты и многогранные характеры, Дэйву — факбои или придурки, как, скажем, в «Мачо и ботане» или «Соседях. На тропе войны». Дэйв не понимал, почему ему попадаются именно такие образы, и однажды кто-то дал ему внятный ответ: во всем виновато его «лицо засранца».
Дураки и подонки
Первые шаги в индустрии Дэйв делал неуверенно и брался за все доступные проекты. В «SuperПерцах» 2007 года он появляется на семь секунд в роли Грега — хмурого футболиста, которого задирают даже аутсайдеры. Невыразительная роль актера не беспокоила — кино сразу стало культовым. Зато в другой легендарный фильм он так и не попал: Дэйв пробовался в «Сумерки» на роль Эдварда Каллена, даже встречался с Кэтрин Хардвик, но проиграл Роберту Паттинсону.
Не теряя оптимизма, актер приходит на площадки невзрачных телесериалов. В «Избалованных» ему достается второстепенная роль возлюбленного главной героини — старшеклассника Зака с недооцененной окружающими душой романтика. Портфолио растет, но пополняется либо однообразными амплуа школьников и простаков (хоррор «Короткий путь», драма «После секса»), либо короткими, почти невидимыми партиями. Например, в 2010-м Дэйв примыкает к труппе фильма «Гринберг» Ноа Баумбака — получает незаметную сцену, зато работает с любимым режиссером.
Кадр из сериала «Клиника»
реж. Майкл Спиллер, Билл Лоуренс, Адам Бернштейн, 2001
Признание и узнаваемость впервые приходят к младшему Франко благодаря образу заносчивого и избалованного интерна Коула Ааронсона в девятом сезоне «Клиники». Сам по себе персонаж, может, и поверхностный, зато позволил молодому актеру в полной мере обжиться в неестественном для него в жизни амплуа саркастичного циника и опробовать свои актерские способности не в семисекундной сцене, а в целом сезоне. Коул получился настолько неприятным, что в интервью Дэйв не раз оправдывался за роль перед публикой.
Наконец — удача! Чертовщинка во взгляде Дэйва и его дьявольски широкая улыбка привлекли внимание кастинг-директоров «Иллюзии обмана» Луи Летерье. Впервые Дэйв оказался чуть ближе к первому плану, сыграв на равных вместе со своими кумирами. Для роли Джека, иллюзиониста и члена банды грабителей «Четыре всадника», он часами заучивал фокуснические трюки с игральными картами (и с каждой новой частью франшизы улучшал свое мастерство). Правда, синдром самозванца, жужжащий в голове неуверенного в себе актера, влегкую перечеркнул несколько лет упорной работы: первую неделю на съемочной площадке Дэйв боялся опростоволоситься. Хотя для страха не было причин: как выяснилось, одаренности ему не занимать, а по пустякам переживают даже опытные звезды. «Невероятно наблюдать за процессом работы других людей и видеть, что они всё еще сомневаются в себе», — признавался Дэйв.
Секрет видимости
Как бы Дэйв ни пытался преодолеть клеймо «младшего брата Джеймса Франко», он всё равно стал заложником периферийных образов «друзей главных героев». Даже в более-менее серьезном романтическом триллере «Нерв» ему выпадает роль байкера-красавчика, участника опасной онлайн-игры, но всё еще сайдкик-персонажа, необходимого для раскрытия главной героини и демонстрации накачанного торса. Из-за застенчивости Дэйва, мешающей актеру расправить плечи, его карьера развивалась утомительно долго и неоднородно. Кто знает, может, с помощью брата всё сложилось бы иначе. Однако после 2015-го Дэйв будто смирился с подобным раскладом. Чувствуется, что он и его образы стали смелее. В «Малых часах» Джеффа Бейны герой Дэйва поселяется в женском средневековом монастыре и становится объектом для сексуальных интриг сестер-бунтарок. В драмеди-сериале «Сейчас» его персонажу приходится распутывать семейные травмы и искать смысл жизни на кушетке психотерапевта. Разные роли, зато сыгранные с нескрываемым удовольствием.
Кадр из фильма «Нерв»
реж. Генри Джуст, Эриэль Шульман, 2016
Неясно, как Дэйв совмещает невротизм и стремление к совершенству с легким отношением к профессии и разносторонностью, как мрачный взгляд сочетается с его неунывающей и шутливой индивидуальностью. Именно эти качества выгодно отличают Дэйва и позволяют ему оставаться на виду. Мало кто из действующих актеров позволяет себе расслабленно играть в разномастных проектах, порой откровенно дурных, и не рваться к чему-то большему. А он без иронии готов сняться даже в 37-й части «Иллюзии обмана» и по сей день хватается за крошечные партии или присоединяется к шоу по просьбе друзей. Например, играет самого себя в эпизодах «Киностудии» Сета Рогена и Эвана Голдберга, гарантируя своей улыбкой прибавочную ценность уморительным событиям сериала.
Горе-режиссер
Погоня за успехом в актерстве так и не стала его главной амбицией. Что обиднее — он не видел в ремесле перспективы и держался за плохие роли, лишь бы сохранить место в индустрии. Со временем он начал забывать, почему вообще занялся кино. Дело в том, что с делом мечты — режиссурой — у Дэйва долго не складывалось. Еще с 2010-х он снимал юмористические ролики для YouTube-канала Funny or Die — весьма посредственные и слишком крохотные, чтобы разглядеть в них мастерство. Первенство и тут оставалось за более продуктивным и отвязным Джеймсом. Пока младший боялся облажаться, старший вовсю снимал и работал на производствах разных телешоу. А в 2011-м, выпускаясь из Нью-Йоркской школы кино, Джеймс представил магистерскую дипломную работу — черно-белую драму «Разрушенная башня», навеянную общим увлечением братьев Франко поэзией. Дэйв исполнил роль американского поэта Харта Крейна в юности, появившись в экспозиции фильма.
После удачной коллаборации братья взялись за трогательный метанарративный байопик «Горе-творец». Джеймс выступил режиссером и сыграл загадочного бизнесмена, синефила и бесталанного актера Томми Вайсо, снявшего ужасную, но ставшую культовой любительскую драму «Комната». Однако основная история ведется от лица персонажа Дэйва — начинающего актера-неудачника Грега, который соглашается сниматься у Вайсо и удивленно наблюдает за происходящим безумием. Пусть все номинации и парочка премий достались одному Джеймсу, похвалу критиков и зрителей братья разделили поровну, как и радость от съемочного процесса: Джеймс даже за камерой не выходил из роли, создавая массу поводов для смеха труппы, а Дэйв наконец смог воплотить драматически многогранный образ — один из самых ярких в его фильмографии.
Кадр из фильма «Горе-творец»
реж. Джеймс Франко, 2017
Главной поворотной точкой в жизни Дэйва стало знакомство с актрисой Элисон Бри в 2011 году. Актеров свели общие друзья на вечеринке — с тех пор они не расставались и активно занимались совместным творчеством, сперва для упомянутого Funny or Die. В 2017-м сладкая парочка тайно женится и снимается в «Малых часах». С каждым годом Дэйв работает увереннее. В разгар пандемии он берется снимать игровой дебют и дарит жене роль в триллере «Кто не спрятался». Франко помещает действие в замкнутое пространство загородного дома, чтобы пристально исследовать проблемы четырех инфантильных взрослых, в чьи каникулы вмешиваются паранойя, камеры видеонаблюдения и серийный маньяк.
Как и в актерстве, за камерой Дэйв старается не ограничиваться одним жанром. В 2023-м он выпускает романтическую комедию «Кто-то, кого я знал», которую написал в соавторстве с Элисон. Здесь уже чувствуется оформленный почерк Дэйва: он изучает эмоционально неустойчивых и потерянных персонажей, перенося на экран личные тревоги. Ориентируясь на классику ромкомов, Франко слегка деконструирует шаблонный жанр: в центре оказываются не межличностные любовные связи, а не менее запутанные и чувственные отношения человека с самим собой. Главная героиня, вновь сыгранная Бри, возвращается в родной город, чтобы переосмыслить выбранный путь в жизни.
Репутационный хоррор
В новом боди-хорроре «Одно целое» австралийского дебютанта Майкла Шэнкса Дэйв и Бри выступают продюсерами и исполнителями главных ролей. Шэнкс искал актерскую пару, которая вместе и в реальной жизни, Дэйв и Элисон отлично вписались в сюжет, привнеся в повествование натуралистичную химию. Вдобавок темы фильма резонируют с режиссерскими работами Франко — это вновь история о сломленных людях, дисфункциональных и созависимых отношениях, в которой хрупкость человеческой психики и уязвимость тела проявляются сквозь злую иронию и въедливый самоанализ. По сюжету герой Дэйва, Тим, бросает попытки построить карьеру и переезжает вместе с профессионально успешной возлюбленной Милли в другой город. Уставших партнеров внезапно начинает тянуть друг к другу, их кожа, органы и души буквально сливаются в единое целое. «Во время съемок практически каждой сцены мы проживали высокочастотные эмоции и экстремальную натуралистичность. Мы знали, что эта авантюра закончится либо разводом, либо усилением нашей зависимости друг от друга», — делится Франко.
Кадр из фильма «Одно целое»
реж. Майкл Шэнкс, 2025
Пара после съемок не рассталась, но расхваленный критиками фильм наложил первое темное пятно на безупречную репутацию актера. Бри и Франко заподозрили в плагиате независимого хоррор-ромкома 2023 года «Лучшая половина» Патрика Генри Фелана, сюжет которого также строится на созависимости влюбленных, чьи тела срастаются во время секса. Философское измерение обоих фильмов отсылает, естественно, к «Пиру» Платона с его знаменитой теорией о «половинках». Патрик Генри в 2020 году питчил актерам свою идею и предложил исполнить в фильме главные роли — пара от участия отказалась. Команда Фелана на премьерном показе «Одного целого» на фестивале «Сандэнс», по слухам, замерла: Шэнкс, Бри и Франко не просто позаимствовали историю, а «украли практически каждый уникальный аспект» чужого фильма. Другой вопрос, насколько в этом виноват лично Дэйв? А вот Бри уже не в первый раз подозревают в нарушении авторских прав. В 2020-м Элисон выступила соавторкой и продюсеркой «Наездницы» Джеффа Бэйны. Оказалось, что тонально, драматургически и визуально фильм — копия независимой параноидальной драмы «Бог в моем ухе» Джо Бадона, выпущенной в 2017 году. Сравнительный анализ двух лент говорит сам за себя: совпадает всё — вплоть до нюансов работы камеры, актерских интонаций и композиции.
Пусть в прошлый раз Бри удалось избежать громкого судебного разбирательства, сейчас она и Дэйв готовятся выступать в суде. Несмотря на столь оглушительный удар по имиджу актера, это событие едва ли разрушит его карьеру. Братьям Франко удается сохранять лицо и с холодной головой выбираться из скандалов. Когда пять женщин обвинили Джеймса в домогательствах в период его преподавания в киношколе, от актера отвернулись лучшие друзья (например, Сет Роген), но не индустрия — он и дальше снимается в кино, хоть и реже оказывается в центре внимания. Вот и Дэйв, несмотря на судебные иски, продолжит работать и едва ли остановится на достигнутом. Теперь он не просто «брат Джеймса Франко», а Дэйв Франко сам по себе, и этот успех еще предстоит закрепить — уже без нарушения авторских прав.