Как удовлетворить заказчика, не предать своих и похоронить кота: 12 отличных фильмов фестиваля «Короче»
В Калининграде подошел к концу XI фестиваль «Короче», который с этого года стал длиннее. Теперь к короткометражным картинам добавились полнометражные дебютные фильмы. Всего в конкурсе дебютов было показано 8 работ, в конкурсе короткого метра — 28 картин. Лучшим коротким метром был признан фильм Евгения Марьяна «Мне надо вам что-то сказать», лучшим полнометражным дебютом стала семейная комедия «Бери да помни» Байбулата Батуллина. Мы уже подробно рассказывали о «Бери да помни» и «Крецуле». Выбираем другие любопытные короткометражные и полнометражные фильмы из обширной программы фестиваля «Короче».
Конкурс полнометражного дебютного кино
«Сказки Гофмана», реж. Тина Баркалая (специальный приз от телеканала «Россия 1»)
Москва, начало 2000-х. Забитая библиотекарша Надежда (Екатерина Вилкова) живет в стандартной хрущевке с никчемным и ленивым мужем Виталиком (Максим Стоянов). Супруг не снимает халата, весь день валяется на диване и только предъявляет Наде претензии. Жена всё сносит и со всем соглашается. По вечерам она еще работает гардеробщицей в театре. Однажды Надю замечает второй режиссер Гарик (Евгений Цыганов). У скромной библиотекарши удивительно красивые и пластичные руки. Теперь она снимается в рекламе и в кино, зарабатывая солидные деньги. Виталику всё мало, но, может, на актрису эпизода обратит внимание усталый ловелас Гарик.
«Сказки Гофмана» сняла Тина Баркалая, автор короткометражных фильмов «Рубато» и «Правила пользования аттракционом», а также более 300 рекламных роликов и клипов. У режиссера получилась нафталиновая (чему способствует мудрый закадровый голос Алексея Гуськова) и понятная, но душевная история о давно назревших переменах в жизни всё еще молодой женщины. Ведь никогда не поздно полюбить себя и научиться избавляться от лишних людей. Книга «Сказки Гофмана» становится метафорой обретения Надеждой счастья. Весь фильм героиня гоняется за потрепанным томиком, который нужно вернуть в библиотечный фонд. И конечно, в финале всё удается.
«Летом асфальт теплый», реж. Ирина Бас
Даша (Мария Мацель) закончила школу в Кировске, где прожила 17 лет вместе со строгим отцом (Алексей Фаддеев). Выпускница говорит папе, что отправляется поступать в вуз в Мурманск, а на самом деле едет в Петербург. Здесь Даша хочет, во-первых, найти маму-пианистку Лену (Виктория Исакова), которая сразу же после рождения дочери ушла из семьи, а во-вторых, пройти отбор в театральный на актрису. В городе на Неве девочка-подросток знакомится с ровесником Федей (Степан Белозёров), а чтобы не умереть с голоду, пытается продать девственность.
Дебют Ирины Бас, автора коротких метров «Бывшие» и «Конфуз», двух новелл из альманаха «Шестнадцать +» и сериала «Фемида видит», получился рваным, но живым. С приездом в Петербург Даша перекрашивает волосы в красный цвет и начинает совершенно новую жизнь. Фильм начинается как подростковая драма, которая перерастает в семейные разборки дочери и матери. И если первая половина смотрится динамично и интересно, то вторая чересчур эмоциональна и не всегда логична. Естественно, поначалу мама с дочкой больно укалывают друг друга, но затем отмечают сходства и приходят к пониманию. Куда привести зрителей в финале, постановщица не знает.
«Тайм-аут», реж. Владимир Скворцов
Социальной работнице Люде (Наталья Щукина) больше 40 лет. Женщина одна воспитывает первокурсницу Дашу (Евгения Каверау). Люда обожает песни Геннадия Круглова (Павел Майков), переписывается с исполнителем в «Одноклассниках» и не пропускает ни одного его концерта в клубе «Бобер». Слушательницам обычно всем за 40, каждая видит в Геннадии идеального мужчину. Чтобы как-то себя успокоить и вытерпеть ежедневную пытку общением с требовательными пенсионерами, Люда постоянно произносит вслух мотивационные речи.
«Тайм-аут» основан на одноименной пьесе Марины Крапивиной, которая сама написала сценарий фильма. Очевидно, что картина затевалась как комедия, но удачными не назовешь даже половину шуток. Актеры отчаянно переигрывают, все друг на друга кричат, а большая часть ситуаций из жизни соцработницы кажется как минимум неправдоподобной. Все-таки театральная пьеса требует переработки для переноса на экран. Одна бабуля постоянно ругает Люду за покупку продуктов не по скидке и в одном магазине, тоскующий после смерти жены пенсионер и вовсе просит руки и сердца. Проникнуться переживаниями главной героини невозможно, так что лучше всего «Тайм-аут» воспринимать как фарс.
«Правда», реж. Максим Кузнецов
Молодой школьный учитель Женя (Кузьма Котрелёв) готовится к свадьбе с Катей (Александра Дроздова). Во время безмятежной прогулки полицейские останавливают пару и подкидывают жениху наркотики. По крайней мере, парень уверяет, что они не его. В суде, естественно, разбираться никто не будет, так что Женя отправляется в тюрьму на два года. После выхода на свободу на работу вчерашнего зэка не берут, а еще педагог узнает, что Катя уже встречается с другим — с Сашей (Михаил Тройник). В провинциальном городе уже несколько лет пропадают девочки. Новой жертвой становится сестра Кати Маша (Мария Бубенщикова). Последним девочку видел Женя. Он попадает под подозрение. Женя знает, что случилось с Машей, но боится сказать правду.
Режиссером захватывающего триллера стал Максим Кузнецов. До прихода в кино он работал следователем прокуратуры и Следственного комитета. Сценарий фильма написали Алексей Камынин («Хандра») и Александр Родионов («Море волнуется раз»). «Правда» отличается от однообразных картин о поиске маньяка. Расследование серии исчезновений девочек отходит на второй план, на первом — драма человека, который после тюрьмы не может найти себя и сталкивается с предубеждениями окружающих. Зрители изначально знают ответы на некоторые вопросы, но напряжение в кадре не снижается с первой до последней минуты.
Конкурс короткометражного кино
«Нас всё устраивает», реж. Сергей Войткевич
Корпорация, занимающаяся производством изделий из пластика, заказывает киллеру-профессионалу (Иван Кондрашёв-Гарден) убить главу фирмы-конкурента. Мастер своего дела приходит к жертве домой и тихо расправляется с немолодым человеком. Но после выполнения задачи результат нужно показать заказчику. Тут начинается бесконечно абсурдный процесс согласования с постоянными новыми правками.
Постановщик Сергей Войткевич сначала окончил актерский факультет (мастерская Сергея Соловьёва) Института современного искусства, а теперь продолжает обучение в Московской школе кино по программе «Режиссура». У автора получился народный анекдот с ироничным названием о безжалостной к людям корпоративной культуре. Бесконечные правки, согласования и новые советы от разных руководителей могут свести с ума кого угодно, а если исполнителем является киллер, жди беды.
«Теплое», реж. Миша Чевега
После шумной вечеринки Катя (Анастасия Кувшинова) просыпается на огромном надувном матрасе в виде единорога с розовыми крыльями. Рядом лежит непонятный парень, который представляется именем Игнат (Вадик Королёв из группы OQJAV). Где бойфренд Паша (Игорь Титов), Катя не знает. Далеко ли до берега, тоже загадка.
«Теплое» снял Миша Чевега, который учится продюсированию в школе кино и телевидения «Индустрия». Для режиссера это дебютный короткий метр. Мотивом картины является запоминающаяся композиция «Заплыв» группы «Дед, Игорь и Оглобля». В первую очередь впечатляет сеттинг — сходу сразу трудно вспомнить фильм, действие которого почти полностью развивается на надувном матрасе. И даже в столь необычных условиях два самца делят Катю, пытаясь показать себя с лучшей стороны. Мнение девушки, понятное дело, мало кого интересует. Получается весело, свежо и стильно.
«Бернаки», реж. Андрей Лукьянов (приз за лучший сценарий)
Не так давно Колю (Тимофей Петров) уволили из фирмы «Бернаки», которая производит колбасные изделия. Предприимчивый парень решается на неординарный ход и набивает над бровью логотип компании. Внезапно Коля становится лицом агрессивной рекламной кампании «Бернаки», чем недовольны его друзья, которые тоже остались без работы на колбасном заводе и протестуют у офиса фирмы.
Режиссер одной из новелл альманаха «Настоящее будущее» и короткометражной «Теплицы» Андрей Лукьянов снимает социальное драмеди о дружбе, принципах, протесте и лживой сущности капитализма. Как бы ни старался Коля, своим в «Бернаки» он всё равно не станет. Жирующий владелец крупной компании всегда найдет возможность обмануть пролетария, так что важно хотя бы не предать друзей.
«По-человечески», реж. Ярослав Лебедев
У Ивана (Олег Ягодин) умирает кот Антон — единственный, кто связывал грустного мужчину с бывшей женой. Разрыв с супругой он всё еще тяжело переживает. На помощь приходит друг Паша (Дмитрий Колчин), который уверен, что кота надо похоронить по-человечески. Но как это сделать, когда на улице зима и земля промерзла, а кремация животного даже со скидкой стоит 11 тысяч рублей?
«По-человечески» — новая работа Ярослава Лебедева, выпускника курса Алексея Попогребского и Дениса Клеблеева в Московской школе кино, а также автора одной из глав сериала-антологии «Шестнадцать +» и короткого метра «Красиво жить», показанного в конкурсе «Кинотавра» четыре года назад. Фильм Лебедева — безудержное веселье, в котором градус абсурда нарастает в геометрической прогрессии. Сдержанная цветовая гамма напоминает картины Аки Каурисмяки, а два главных героя не затерялись бы в мире братьев Коэн. Главный зрительский фаворит фестиваля «Короче» обречен на культовость в узких кругах. Важно отметить, что во время съемок ни одно животное не пострадало. Кот в кадре нарисован с помощью компьютерной графики.
«Ветивер», реж. Сергей Малкин
Шуст (Кузьма Котрелёв) жил в одной квартире с приятелем (Всеволод Володин), но вынужден уехать. За день до отъезда он встречает Дашу (Софья Шидловская), подругу его соседа. Но, кажется, Шуст с Дашей тоже знакомы. От девушки пахнет ветивером. Запах духов не дает парню покоя.
«Ветивер» — фильм Сергея Малкина, выпускника режиссерского курса Алексея Попогребского в Московской школе кино. Дипломная работа постановщика «Накипь» участвовала в конкурсе «Кинотавра» в 2021 году. Новая работа — снова чувственная мелодрама о расставании, прощании и воспоминаниях. В фильме много недосказанностей, но на уровне мизансцен это замечательное кино.
«Друг, эпизод 7», реж. Михаил Мещеряков (специальный приз жюри актрисе Марине Калецкой)
Бывшие одноклассники Маша (Марина Калецкая) и Паша (Даниил Пугаев) встречаются спустя много лет. На лице у девушки несколько синяков, губа разбита. Скорее всего, это результат ссоры с бойфрендом. Идти Маше некуда, она обращается к Паше. У одноклассника как раз жена с дочкой уехали к родителям супруги, так что квартира свободна. Старые знакомые предаются воспоминаниям и разбираются в своих чувствах.
Режиссером картины выступил Михаил Мещеряков, выпускник Школы-студии МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина). Сценарий написала исполнительница одной из главных ролей Марина Калецкая. Душевную драму в первую очередь выделяют детали. Пока Маша несчастлива с очередным ухажером, Паша боится ответственности, ведь после рождения дочери жизнь уже никогда не будет прежней. Оба находятся в уязвимом меланхоличном состоянии, размышляя о том, что могло бы быть, поступи они в тот или иной момент иначе. Но возможна ли между ними любовь или уже только дружба?
«Шоссе энтузиастов», реж. Фёдор Кравчук
Юный Саша (Ильдар Тагиров) воспитывается в религиозной семье. Родители вечером будут смотреть по телевизору прямую трансляцию богослужения по случаю Пасхи, сын же хочет пойти на день рождения лучшей подруги Алисы (Ольга Балацкая) и наконец-то признаться ей в своих чувствах. Кроме Саши, на праздник приходят еще двое друзей. С собой у них волшебные таблеточки, которые могут унести в другой мир. Алиса с нетерпением ждет, что же будет дальше. Саше приходится выбирать между любовью и верой.
Режиссер Фёдор Кравчук — выпускник мастерской Александра Котта и Владимира Котта во ВГИКе. Автор снимает яркую неоновую картину, в которой ключевой сценой становится галлюциногенный эпизод наркотического трипа. Получается необычная история о последнем искушении совсем юного героя. Правда, не до конца понятно все-таки, к чему подводит зрителей автор. То ли говорит, что от наркотиков один только вред. То ли утверждает, что вера должна быть на первом месте.
«Большая перемена», реж. Светлана Сигалаева
У старшеклассницы (Амалия Барышева) умирает бабушка, которую девочка-подросток никогда в жизни не видела. Мама (Екатерина Устюгова) готовит кутью, собирается на похороны и ждет гостей на поминки. Дочь спокойно идет на урок, который проходит в онлайн-формате. Вместе с друзьями она сидит в ресторане фастфуда, пьет водку и не очень слушает учительницу. Боясь показаться странной, школьница не признается, что ей нравится одноклассник с неславянскими корнями.
Режиссер Светлана Сигалаева успела снять короткометражные картины «Плохая дочь» и «Только не думай о маме». «Большая перемена» — кино неровное, чрезмерно эмоциональное и рифмующееся с «Летом асфальт теплый» Ирины Бас из конкурса дебютов «Короче». Фильм начинается очень бойко, забавно и точно показано отношение старшеклассников друг к другу и урокам, но линия с первой любовью получилась натужной.