Опубликовано 15 декабря 2023, 17:01
3 мин.

«Крецул»: Друг в беде не бросит

Поделиться:
«Крецул»: Друг в беде не бросит

В российский прокат вышла основанная на реальных событиях спортивная драма Александры Лихачёвой «Крецул». Главные роли в фильме исполнили Никита Волков и Сергей Волков. Объясняем, чем примечателен фильм о настоящей мужской дружбе, снятый в эстетике румынской «новой волны».

1997 год. Чемпион Европы по дзюдо Олег Крецул (Никита Волков) только что вернулся в родной Кишинёв со своих первых Олимпийских игр. Спортсмен играет свадьбу с любимой Светой (Любовь Теслару). Впереди счастливая личная жизнь и победы. Но после страшного столкновения на дороге с КамАЗом Олег теряет зрение и молодую жену. На помощь приходит верный друг Виталий Глигор (Сергей Волков), который хочет, чтобы Крецул продолжил карьеру, но уже как спортсмен-паралимпиец. Товарищи с трудом наскребают деньги на международный турнир в Вильнюсе. Олег производит на зрителей и профессионалов сильное впечатление и получает приглашение от тренера сборной России, в которой с финансированием проблем нет. Начинается новый виток карьеры дзюдоиста и отношений двух приятелей, которые через многое прошли.

«Крецул»: Друг в беде не бросит

Дебют Александы Лихачёвой, выпускницы ВГИКа, режиссерской мастерской Алексея Учителя, — копродукция России, Литвы, Молдовы и Турции. И международный масштаб проекта чувствуется с первых минут. Оператором картины выступил румын Мариус Пандуру, работавший со звездами европейского авторского кино Корнелиу Порумбою («12:08 к востоку от Бухареста» и «Полицейский, имя прилагательное») и Раду Жуде («Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» и «Безумное кино для взрослых»).

«Крецул» выполнен в эстетике кино 2000-х и ранних 2010-х, как, например, «Аврора» Кристи Пую, в которой камера ни на секунду не отступает от главного героя, а зрители в основном видят план с его затылком. В картине Лихачёвой два затылка на протяжении всего фильма идут рядом. Холодная серая цветовая гамма, словно бы застывшие после трагедии персонажи, спортивные костюмы, кожаные куртки, обшарпанные здания и скудно обставленные квартиры — «Крецула» никак нельзя назвать легким для просмотра развлекательным фильмом. Это неторопливое авторское кино, которое дает возможность зрителю внимательно рассмотреть каждый кадр и оценить эпическую дружбу Олега и Виталия. У Лихачёвой получается почти что библейская притча.

«Крецул»: Друг в беде не бросит

Побочно на экране всплывает страшная нищета Молдовы 90-х, из-за которой многим молодым людям приходится выбирать между спортом и криминальным миром. Далеко не все хорошие знакомые Олега и Виталия доживут до финала — непростые времена перемалывали обычных парней. Только сильные духом и целеустремленные справлялись и шли дальше.

Ни Олег, ни Виталий не привыкли ярко демонстрировать свои эмоции. За весь фильм герои так и не скажут друг другу напрашивающиеся слова благодарности. Вместо приятных слов будут звучать подколы и шутки, разряжающие трагическую атмосферу в кадре. Долгие годы вместе сделали их отличной командой, но, конечно, не обходилось без ссор по пустякам. Пожалуй, только режиссерский взгляд наполняет нежностью суровый мужской мир, в котором слабым не выжить.

«Крецул»: Друг в беде не бросит

Трудно не отметить отличные работы Никиты Волкова и Сергея Волкова (не родственников), которым досталась непростая задача играть реальных людей, да еще и современников. Виталий Глигор участвовал в создании сценария, так что в аутентичности происходящего на экране можно не сомневаться. Изредка изображение, маскируясь под кадры хроники, переходит в VHS сомнительного качества, что на самом деле подчеркивает некоторое расстояние между днем сегодняшним и началом паралимпийской карьеры Олега Крецула. Вроде бы прошло всего 20 лет, но изменилось не только качество изображения. Кажется, можно смело сказать, что парочка друзей из фильма, увлекающихся дзюдо, — уходящая натура. Сегодня редко когда встречается дружба на грани братства. Раньше о подобных отношениях слагали легенды, теперь снимают фильмы.

«Крецул» — кино не для всех, которое едва ли станет сенсацией проката, но это качественная фестивальная картина. В иных обстоятельствах она могла бы победить в Карловых Варах или попасть на другой значительный европейский киносмотр. Сегодня остается «Короче», но мощь рассказанной правдивой истории меньше не становится.

Новое в подписке

Лучшее в подписке