Елка, Санта и подарки: Эволюция Рождества в кино
Пока братья Люмьер не изобрели кинематограф, на Западе в сочельник все семьи читали «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса, изданную в 1843 году. И хотя социальная проповедь, безусловно, дело хорошее, писатель вряд ли ожидал, что она со временем примет вид фильма Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь», после чего про Рождество будут рассказывать в самых разных формах вплоть до боевиков и хорроров. Посмотрим, как эволюционировали фильмы об этом празднике.
Едва кино зародилось, появились фильмы о Рождестве, ведь это один из самых любимых праздников западного мира. Вся семья объединяется за столом, обменивается подарками, и каждый ждет чуда. Самый ранний и доживший до нашего времени фильм на эту тему называется «Санта-Клаус», он был снят британцем Джорджем Альбертом Смитом в 1898 году. Тремя годами позже появилась первая экранизация Диккенса про Эбенезера Скруджа и его столкновения с тремя призраками Рождества.
Конечно, Рождество — это не только подарки и пир горой, это еще и время надежд и ностальгии, а также острого одиночества, цинизма и консьюмеризма. Потому фильмы о нём хоть и можно поместить в отдельную категорию, ограничений в жанрах не существует: от фарса до драмы и от вестерна до хоррора. Отчасти именно благодаря кино американский образ христианского Рождества распространился по всей планете: в Японии появился Санта, начали ставить елки и украшать дома и общественные места.
Реалистичность, идиллия и фантазии первой половины XIX века
В начале XIX столетия было спродюсировано несколько фильмов рождественской тематики, однако в 1920-е и 1930-е жанр слегка увял. Причину назвать трудно, известно лишь, что истории о Рождестве подхватило радио и каждый год в декабре можно было слышать, как Лайонел Бэрримор говорит за Скруджа в «Рождественской песни».
Современное рождественское кино по-настоящему заиграло на экранах в 1940-х, во время Второй мировой войны. Тогда Голливуд создавал идеализированную версию Рождества, роскошную сказку, полную радости, пусть и с некоторыми препятствиями по дороге к счастью. Таков, например, фильм «Запомни ночь» Митчелла Лейзена (1940), в котором героиню Барбары Стэнвик ловят на краже. Проникшийся к девушке адвокат освобождает ее под залог и везет домой к семье отмечать Рождество. Что интересно, картина не задумывалась и не рекламировалась как рождественский фильм, равно как и комедия Уильяма Кили «Человек, который пришел к обеду», — студия Warner купила права на экранизацию под напором актрисы Бетт Дэвис.
«Магазинчик за углом» (1940) Эрнста Любича и вовсе стал одним из лучших в мире ромкомов. Герой Джеймса Стюарта завязывает роман по переписке, не представляя, что Клара (Маргарет Саллаван), новенькая сотрудница магазина, с которой они постоянно ссорятся, и есть его любимая. В 1998-м Голливуд выпустил ремейк под названием «Вам письмо». Джордж Кьюкор и Уильям Дитерле сняли вариацию на тему «Запомни ночь» под названием «Увидимся» (1944). В фильме осужденная по ошибке девушка получает на Рождество возможность посетить семью и по дороге домой встречает солдата с посттравматическим расстройством. Между ними, разумеется, завязывается роман.
Голливуд потакал мечтам домохозяек, ждущих мужей с фронта, и солдатам, которым нужна была надежда вдали от дома. Режиссеры пытались создать видение Америки после войны. Отметим, что за океаном их британские коллеги смотрели на Рождество несколько иначе — как, в частности, в документальной короткометражке «Рождество под обстрелом» (1940) или в драме Дэвида Лина и Ноэла Кауарда «В котором мы служим» (1942). Но остановимся только на Голливуде.
Практически сразу после войны стало понятно, что утопическое и процветающее будущее в ближайшие годы Америке не светит, кинематографисты начали смотреть на Рождество чуть иначе. Классическим примером тому стала вышеупомянутая «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, вышедшая в 1946-м. С одной стороны, это очаровательное и оптимистичное кино о том, как житель небольшого городка хотел покончить с собой, но в канун Рождества ангел показывает герою мир без него. С другой, фильм можно интерпретировать как притчу о беспокойстве и предупреждение, что Америка не такая, какой могла бы быть. В конце концов, как вообще может фильм о таком светлом празднике начинаться с мыслей о самоубийстве?
«Эта замечательная жизнь» вернула в рождественское кино элемент сверхъестественного, которого были лишены подобные картины военного времени, предпочитающие отражать реальность или идиллию, достигаемую в каком-то светлом будущем. Так, вмешательство ангела Кларенса в картине Капры породило «Жену епископа» (1947), где персонаж Кэри Гранта спускался на Землю, чтобы вернуть тепло и рождественский дух мрачноватому священнику (Дэвид Нивен).
Хороший, плохой, злой Санта
Американцы приходили в норму после несчастий начала столетия и стали накапливать жирок. Вот тогда-то в их мир вошел новый дивный мир консьюмеризма. Рождество остается семейным праздником, но одним духом сыт не будешь, и на первый план выходит не столько застолье, сколько подарки. Легенда о пожилом бородаче, успевающем за ночь облететь всю планету и подарить детишкам что заслужили (вожделенную игрушку хорошим и кусок угля плохим), всё четче обрисовывается в фильмах. Вплоть до драмы Джорджа Ситона «Чудо на 34-й улице» (1947) Санта очень редко появлялся в кадре, и уж тем более он не был одним из главных персонажей.
По мере того как западное потребительское общество развивалось с бешеной скоростью, его рождественское представление в кинематографе начало склоняться к насилию в качестве протеста и к слэпстику, что говорило о жажде развлечений зрителя. Выходит, у Рождества есть как комедийная, так и темная сторона! Триллер «Ты лучше смотри в оба» (1980) показывал, как праздник оборачивается адским кошмаром для героев из среднего класса, а хоррор «Тихая ночь, смертельная ночь» (1984) превращал Санту в убийцу детей. Так что плохие Санты были в кино и до одноименного фильма.
Подарки тоже бывают разные — можно получить симпатичного гремлина, но не придать значение особенностям его содержания (не поливать водой, держать подальше от света и не кормить после полуночи) и оказаться в настоящем рождественском кошмаре, когда злобные и шаловливые твари наведут свои порядки в округе. «Гремлины» Джо Данте ни разу не скатываются в хоррор, потому что с этими тварями уж больно весело. В 1996-м в «Подарке на Рождество» Арнольду Шварценеггеру приходится искать сыну сверхпопулярного Турбомэна накануне праздника, чтобы извиниться за постоянное игнорирование.
Сентиментальность оставалась в меню, и тут стоит отметить классику романтической комедии, картину Роба Райнера «Когда Гарри встретил Салли». Рождественский дух, предвкушение радости и надежды пропитывают весь фильм, а Новый год, ненавистный герою Билли Кристала, становится площадкой для финального и самого трогательного акта. Заснеженный Нью-Йорк, выбор и установка елки в доме друзей Гарри, Бинг Кросби со своей нетленкой Have Yourself a Merry Little Christmas. Рождество — сентиментальный праздник, и мы вместе с Гарри и Салли чувствуем его, даже когда герои бродят по осеннему городу.
Часто кино показывает Санту в супермаркете, где к нему выстраивается очередь из ребятишек, чтобы рассказать заветное желание. «Плохой Санта» с Билли Бобом Торнтоном как раз идеально демонстрирует одного из таких персонажей, тогда как в недавно вышедшем фильме «Миссия: Красный» в молле за два дня до Рождества сидит самый настоящий Санта (Дж. К. Симмонс), а его безопасность обеспечивает зоркий силач в исполнении Дуэйна Джонсона. И хотя сам фильм не представляет собой ничего особенного, стоит отметить появление в нём Крампуса, злой версии Санты, чья специализация — похищение детей.
Подытоживая историю Санты, отметим, что его «американскость» настолько прослеживается в кино, что даже образ, придуманный Томасом Настом аж в 1863 году, не особенно изменился. Комедия «Санта Клаус» (1994) с Тимом Алленом делает интересное предположение: что если Санта — это переходящее звание? — однако на деле Аллен, герою которого предстоит совершенно случайно стать олицетворением праздника, типичный американец. Ничем не примечательный представитель среднего класса, живущий в хорошем доме где-то в пригороде, тоже может стать Санта-Клаусом, что своего рода исполнение американской мечты.
Все семьи дисфункциональны по-своему
Праздничные дни не всегда наполнены радостью и счастьем, но иногда становятся настоящей пыткой. Более того, во время праздников семьи проходят проверку скандалами и кризисами, что порой выливается в искру, которая зажигает елку. Так, например, в «Мошенниках» 1945 года разыгрывается излюбленная многими история о незнакомце, чье появление в доме заставляет родственников узнать правду друг о друге и дает возможность измениться. Хотя, конечно, это совсем малоизвестный фильм, а самое знаменитое рождественское кино про дисфункциональную семью — пожалуй, «Один дома» (1990). Собираясь в отпуск, семья Кевина (Маколей Калкин) случайно в суматохе оставляет его дома — как вообще такое возможно? — и мальчик прибегает к смекалке, чтобы отбиться от двух незадачливых воришек.
В комедии «Пережить Рождество» Бен Аффлек играет Дрю, которому ужасно не хочется оставаться на праздник в одиночестве, и он возвращается в дом, где вырос. Там живет другая семья, но Дрю упрашивает ее принять его, как своего, и даже платит за это 250 тысяч долларов. По мере развития сюжета выясняется, что отец семейства хочет развестись с женой, старшая дочь проникается чувствами к Дрю, а сын — типичный тинейджер со своими проблемами.
Не всё ладится в семье Кларка Гризволда (Чеви Чейз) в комедии «Рождественские каникулы» по сценарию Джона Хьюза. Тщательно спланированное особое «Рождество семьи Гризволд» превращается в кошмар, когда начинают собираться гости. Кларк приглашает своих родителей, родителей жены, дядю и слегка выжившую из ума тетушку. 20 тысяч лампочек на доме, елка и… никакого настроения, потому что на Кларка снежным комом валятся неприятности.
Если же человеческий ребенок оказывается в семье маленьких помощников Санты, то получается комедия Джона Фавро «Эльф», в которой Уилл Феррелл растет в сложных условиях, поскольку он в прямом смысле растет, в отличие от собратьев. Поэтому он уезжает в Америку искать своих настоящих родителей.
Снова Диккенс
До сих пор идут споры, можно ли считать рождественским фильмом «Крепкий орешек» (1988), поскольку персонаж Брюса Уиллиса вынужден сражаться с террористами под Рождество. С другой стороны, в этом фильме появится главный уродский рождественский свитер с надписью «Теперь у меня есть автомат. Хо-хо-хо». «Кошмар перед Рождеством» (1993) упорно называют проектом Тима Бёртона, но его режиссер — Генри Селик. Джек Скеллингтон и его возлюбленная, тряпичная кукла Салли, вошли в империю Disney и ежегодно приносят ей миллионы долларов.
Хотя рождественское кино менялось на протяжении столетия, в нём до сих пор можно увидеть версии диккенсовской «Рождественской песни». Роберт Земекис сделал Эбенезера Скруджа из Джима Керри в своем полностью нарисованном на компьютере фильме 2009 года. Совсем недавно у Скруджа появилось новое лицо: Уилл Феррелл сыграл умершего Эбенезера, которому в посмертии приходится исполнять роль духа Рождества из настоящего и его очередной клиент — богач-мизантроп в исполнении Райана Рейнольдса. На редкость неплохой мюзикл Шона Андерса полон всех примет праздника, и даже небольшая грустинка в финале ему не мешает.
Отдельным пунктом идут обязательные рождественские фильмы в стиле телеканала Hallmark — их много, они необязательны, зачастую ужасны, но с приходом стриминг-платформ они распространяются с большой скоростью и не щадят своего зрителя. Типичный пример — «Незабываемое Рождество» (2022), в котором героиня Линдси Лохан, богатая наследница, теряет память и переживает жизнь заново (как в «За бортом»).
Какой рождественский фильм лучше всех? Выбор всегда за зрителем, а мы, как кажется, предложили вам немало вариантов.