Опубликовано 18 августа 2024, 16:48
11 мин.

Человек наизнанку: За что мы любим Эдварда Нортона

Поделиться:
Человек наизнанку: За что мы любим Эдварда Нортона

© Theo Wargo/Staff/Getty Images

Эдварду Нортону — 55! Ходят слухи, что он постоянно усложняет собственные роли и переписывает чужие сценарии. Его способность изображать притягательных психов не подлежит сомнению. Интеллигентный, почти прозрачный Нортон держит личную жизнь под замком и в кино снимается не ради денег, а пока ему от этого хорошо. Вспоминаем его творческий путь и самые важные роли.

Также предлагаем вам посмотреть лучшие фильмы с участием Эдварда Нортона.

Закон и беспорядок

Это было снайперское попадание. С первой же роли. Дело было в 1995 году, среди более чем двух тысяч претендентов на роль Аарона Стэмплера, главного подозреваемого в деле об убийстве архиепископа, выбрали Эдварда Нортона. Кастинг-агентка Ширли Рич отыскала его на одной из проб, где тот читал шекспировские монологи. Нортону было 26 лет. Персонаж, манера игры, место действия — всё это разом определило дальнейшую карьеру актера. Фильм назывался «Первобытный страх».

Лучшие роли в карьере актера Эдварда Нортона

Кадр из фильма «Первобытный страх»

реж. Грегори Хоблит, 1996

Прежде чем описывать картину, придется предупредить — без спойлеров тут не обойтись. И если кто хочет для начала посмотреть фильм, лучше сразу перескочить через этот и следующий абзацы. Пока же дело против Аарона Стэмплера в разгаре. И хотя именно Эдвард Нортон становится звездой картины, формально центральное место отведено тут как раз адвокату Аарона, Мартину Вэйлу, которого играет Ричард Гир. Вэйл верит в невиновность своего подопечного и всеми способами пытается разобраться в деле. Улики налицо, но Вэйл не может перебороть сочувствие к этому простодушному парню с акцентом и повадками вежливого фермера южных штатов.

Первобытный страх
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
1996, 125 мин
США, 18+
Режиссер: Грегори ХоблитГлавные роли: Ричард Гир, Эдвард Нортон, Лора Линни, Джон Махони, Элфри Вудард, Фрэнсис Макдорманд

Всё встает на свои места, когда во время встреч с психиатром Аарон выдает все классические приметы человека с диссоциативным расстройством личности. Осталась пара формальностей — и победа в суде в кармане. И всё бы хорошо, если бы не одно «но» — второй и окончательный спойлер: Аарон притворяется. Нортон же всех без исключения покоряет своим исполнением двух, даже трех персонажей внутри одной роли: простака, жестокого грубияна и психопата — в последних сценах все субличности сливаются в едином экстазе.

С этого момента пару-тройку раз в десятилетие Нортон играет именно таких сложносоставных персонажей. Правда, не только герой оказывается судьбоносным для его актерской карьеры. «Первобытный страх» определяет и органичную для большинства нортоновских персонажей среду — среду американской судебно-правовой системы. Пространство моральной озабоченности, гражданских пороков и прав. Причем его герои с равной частотой появляются по обе стороны тюремной решетки.

В том же 1996 году Нортон сыграет молодого и подающего надежды адвоката — тот будет защищать скандального владельца журнала Hustler в фильме Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». Еще через год — только что вышедшего из тюрьмы шулера, которому нужно во что бы то ни стало вернуть долги, в картине «Шулера». Обе роли будут невелики, но уже в 1998-м Нортон получит главную. Его Дерек Виньярд в «Американской истории X» пройдет долгий путь от глубоко антагониста (американского неонациста) до положительного героя (мудрого старшего брата, который всячески пытается загладить свои прежние прегрешения), а Нортон окончательно утвердится как один из ведущих актеров десятилетия.

Шулера
Рейтинг: 7.3IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Криминальное
1998, 120 мин
США, 16+
Режиссер: Джон ДалГлавные роли: Мэтт Дэймон, Эдвард Нортон, Гретхен Мол, Джон Туртурро, Джон Малкович, Фамке Янссен

Герой о двух лицах

Как и дебютный Аарон Стэмплер, Виньярд в исполнении Нортона произвел фурор. Абсолютный злодей, который с задором в глазах «мочит» темнокожих парней у порога своего дома, попадает в тюрьму, исправляется и наконец становится примерным гражданином, — актер воплотил на экране самые постыдные пороки и самые искренние тщания американского общества. Неудивительно, что именно его Финчер выбрал на одну из главных ролей в легендарный «Бойцовский клуб», который в куда более сатирическом ключе проходится по тем же социальным проблемам США. Фильм в прокате провалился, но очень скоро обрел статус культового. В нём Нортон снова выдает блестящий образ морально озабоченного гражданина со странностями, который критикует современное общество потребления и предлагает вымещать токсичную ярость на встречах бойцовского клуба. Фильм, как и «Первобытный страх», до самого финала сохраняет один небольшой секрет, по которому будет очевидно, что и Финчер вовсю заигрывает с умением Нортона-хамелеона менять типажный окрас.

Опыт «Бойцовского клуба» не прошел бесследно. Еще спустя три года, в 2002-м, в фильме «25-й час» Эдвард Нортон сыграл наркодилера накануне отправки на зону. Зная, что выглядит слишком нежно и с таким милым светлым личиком опасно заявляться на зону, герой просит своего друга избить его: сцена как две капли похожа на любую из встреч клуба, не говоря о кадрах, когда Нортон преспокойно болтает с собственным отражением в зеркале. А чтобы окончательно закрепить эту его «фишку» с раздвоением личности, в 2009-м Тим Блейк Нельсон решает нормализовать патологию и снимает Нортона в роли братьев-близнецов в фильме «Травка». Несложно догадаться, что братья эти совсем не похожи друг на друга: один, оставшийся в родной Оклахоме, выращивает и продает высококачественную анашу, а второй становится уважаемым преподавателем философии в университете Браун.

Дважды Эдвард Нортон сыграл почти идентичных героев в хайст-муви: в отличном «Медвежатнике» 2001-го и слабеньком «Ограблении по-итальянски» 2003-го — и там, и там он демонстрирует свою суперспособность перевоплощаться из чужого в своего. В 2008-м Нортон сыграл копа в «Гордости и славе», в 2010-м — зэка в «Стоуне». Вся эта история с героем о двух лицах достигает мифического масштаба — в 2008 году Нортон сыграет заглавную роль в «Невероятном Халке». И хотя в роли Халка актер не приживается, фильм с его участием стал самой взрослой из существующих на данный момент экранизаций истории Халка.

Бойцовский клуб
Рейтинг: 8.7IMDb: 8.8
Жанры: Триллеры, Криминальное
1999, 133 мин
США, Германия, 18+
Режиссер: Дэвид ФинчерГлавные роли: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф, Зэк Гренье, Холт Маккэллани

Иллюзионист

Его герои с неустойчивыми типажами (то хороший, то плохой, то умник, то недалекий уголовник), но всегда с одним и тем же лицом неминуемо сливаются в единый образ человека, который способен всех обдурить, просто потому что может оказаться кем угодно. Образ вызревает окончательно уже в 2006-м, когда Нортон снимается в фильме «Иллюзионист». Это история жизни одного легендарного фокусника, который встречает любовь детства и всячески пытается вернуть ее. Миссия непростая, учитывая, что девушка — невеста кронпринца. Конечно, главный вопрос — удастся ли персонажу Нортона всех обдурить. Дальше, кто не хочет спойлеров, переходите к следующему абзацу. Тем, кто остался: да, наш иллюзионист и вправду всех дурит, еще и уходит безнаказанным, равно как и нортоновский Стоун четырьмя годами позднее. Причем, если в крупнобюджетном «Иллюзионисте» нам разжевывают все трюки, которые проделал нортоновский герой (в традициях классического детектива), то «Стоун» ставит перед зрителями только одно жирное и угрюмое многоточие.

Таким же непроницаемым является и Харлан, ковбой посреди современной Калифорнии в фильме «Это случилось в долине». Ему без труда удается очаровать своим романтическим амплуа двух трогательных родственников — еще совсем ребенка Лонни и его старшую сестру Тоби, которая влюбится в Харлана. Но батя у ребят — суровый и разочарованный в жизни коп (в исполнении Дэвида Морса), который, как ему кажется, видит Харлана насквозь и всячески пытается разоблачить. Нортон приветлив, светловолос, еще и на белого коня в какой-то момент запрыгивает. Что тут может пойти не так? Зная его прежние роли, можно предположить, что примерно всё.

Наконец, на этом же напряженном недоверии построен и образ Уолтера Фэйна, врача-бактериолога в «Разрисованной вуали». Наоми Уоттс, которая играет его неверную жену, идеально показывает это пронизанное страхом существование на далекой земле, куда она вынуждена отправиться с мужем, а фильм временами и вовсе превращается из исторической драмы по роману Моэма 1920-х годов в настоящий хоррор.

Разрисованная вуаль
Рейтинг: 7.9IMDb: 7.5
Жанры: Драмы, Мелодрамы
2006, 119 мин
Китай, США, 16+
Режиссер: Джон КарренГлавные роли: Наоми Уоттс, Эдвард Нортон, Лив Шрайбер, Дайана Ригг, Тоби Джонс, Катрин Эн

Идейный добряк

Однажды в бар зашли психопат, адвокат и священник… Если бы хоть один анекдот начинался с этих слов и кто-нибудь взялся его снять, то всё это был бы один человек и играл бы его Нортон. Правда, надо признать, роль священника он все-таки исполняет в отрыве от своих порочных сущностей. В собственном режиссерском дебюте, ромкоме «Сохраняя веру» 2000 года. Это первая роль, где Нортон позволяет себе улыбаться без того, чтобы в следующем кадре к этой улыбке добавилось дьявольское, одержимое сияние глаз (один из его мощнейших инструментов). Нет, здесь он добрый, довольно плаксивый и очень искренний. Вновь его внешность счастливого комсомольца, собирающего отряд у костра, идеально использует Уэс Андерсон в своем «Королевстве полной луны».

«Сохраняя веру»

Кадр из фильма «Сохраняя веру»

реж. Эдвард Нортон, 2000

Еще более неожиданна роль Нортона в «Убить Смучи». Фильм обычно называют черной комедией, хотя оттенков и цветов в ней гораздо больше. Всё начинается с детского телешоу и Робина Уильямса, который скачет по сцене в радужном пиджаке с пайетками. Нортон появлятся чуть позже, когда Радужного Рэндольфа (Уильямса) берут на взяточничестве и на шоу вместо него приглашают розового носорога Смучи. Смучи — не простой носорог. И вовсе не потому, что его рог из плюша. У Смучи есть свои жизненные принципы. Он против насилия, он не ест мяса, он не одобряет корпоративных продаж, которые проталкивают вредные для здоровья продукты. Смучи — большой молодец, но куда ему тягаться с очередной корпорацией? И всё же он, обезоруживающе искренний и улыбчивый, попробует.

Розовый Смучи на фоне всех этих маньяков, католических священников, копов и бунтующих клерков более всего напоминает самого Нортона. И если к своей личной жизни актер мало кого допускает, то о его общественной деятельности известно достаточно. Выходцу из протестантской семьи с увесистым багажом социального влияния, Нортону с детства знаком социальный активизм. Его дедушка был сооснователем Enterprise Community Partners — некоммерческой организации, которая целит в улучшение рынка жилья и расовое равенство, а сам актер занимается экологическим активизмом и социальным предпринимательством. И судя по его делам, он не просто безупречный плюшевый носорог, но и отличный бизнесмен.

«Убить Смучи»

Кадр из фильма «Убить Смучи»

реж. Дэнни ДеВито, 2002

Да и про фильмы, в которых он снимается, Нортон часто говорит в социально полезном ключе — мол, берется за те, что могут изменить общество к лучшему. Ну ладно, «Халк» не в счет, это просто его любимчик из комиксов. Не зря же второе, что говорит Нортон об актерстве, да и обо всём остальном: играть и работать нужно не только с пользой, но и в радость, а когда накатывает усталость — нужно отдыхать. Воистину, Смучи-дзен.

Мир наизнанку

«Мир наизнанку». Ровно так назвал свою книгу о «комической» — американской комедии с постоянными персонажами-масками — Леонид Трауберг. Там он в том числе рассказывал о студии «Кистоун», которая переворачивала реальность с ног на голову и стала пристанищем многих гениальных комиков эпохи немого кино. На «Кистоуне» начинал Фэтти Арбакл и Чарли Чаплин. Там же на студии комики оттачивали многочисленные гэги, которые стали основой не столько жанра, сколько целого мира. Этот мир был призван смешить, и поэтому всё в нём было узнаваемо, хоть и оказывалось порой в странных местах. Крем для торта — на лице, а лошадь — в гостиной. Были узнаваемы и герои — по их маскам. Котелок, усы, трость и ботинки — Чаплин. Огромные глаза, широко раскрытые то ли от удивления, то ли от боли, и неподвижное лицо под войлочной порк-пай шляпой — Китон. Фэтти был толстячком, а Ллойд носил круглые очки и костюмчик по сезону.

Про роль Нортона в «Бёрдмэне» принято говорить как о чём-то очень ему подходящем. Вот, мол, обсессивный актер, играющий по системе Станиславского. Но если приглядеться, то большинство его ролей, их сердцевина, скорее напоминают маски и механику комической. Когда главный герой в «Бойцовском клубе» устраивает самому себе взбучку в кабинете начальника — это прием, который могли бы использовать Чаплин или Китон. Чистая техника и умение безопасно приземлиться на задницу. И это не говоря о масках. Они так и завораживают в игре Нортона.

Лучшие фильмы с Эдвардом Нортоном

Кадр из фильма «Бёрдмэн»

реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014

Не переходы из одного состояния в другое, а готовые маски для каждого из них. В своем интервью для New York Times Нортон однажды сказал, что величие актрисы Мэрил Стрип заключается в том, что она умеет одновременно показать и фасад, и те эмоции, которые прячет под ним. Нортону удается эти фасады менять. Менять маски. Нет, он не существует, как Чаплин, с неизменными атрибутами весь фильм напролет, но в отдельных сценах именно маски доводят их до необходимого эффекта, Нортон это знает и застывает. Застывает с маской нациста-фанатика в «Американской истории X», застывает с маской хорошего парня в «Первобытном страхе».

Бёрдмэн
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанр: Драмы
2014, 114 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Алехандро Гонсалес ИньярритуГлавные роли: Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис, Андреа Райзборо

Штука в том, что маски эти не всегда в выражении лица — это может быть движение или голос. Так, работу над своей ролью заключенного в «Стоуне» Нортон начинает с интервью десятков заключенных — ищет, как будет говорить. Он признается, что прекрасно знает об этой своей особенности — умении пародировать (еще один навык профессионального комика). И оно ему пригождается не раз. Он пародирует — идеально — синдром Туретта, исполняя главную роль в своем же «Сиротском Бруклине». Пародирует умственно отсталого сотрудника в «Медвежатнике». Даже своего кумира Де Ниро он пародирует, точнее одну из его ролей: в «Это случилось в долине» есть сцена с Харланом, который красуется с револьверами перед зеркалом точно так же, как это делал Трэвис из легендарного «Таксиста» Скорсезе.

Эдвард Нортон в фильме «Стоун»

Кадр из фильма «Стоун»

реж. Джон Кёрран, 2010

За вычетом нескольких комедийных картин, где персонажи Нортона благополучно отыгрывают амплуа ангельского мальчика, мир вокруг героев актера обозлен и жесток. И герои принимают тот вид, надевают те маски, которые этой реальности соответствуют. Иначе им явно не справиться. И ничего здорового в этом нет. Герои Нортона и вправду в большинстве своем просто молят об интенсивной терапии. Тут он, конечно, куда ближе к Джокеру, а не к Халку. Порождение криминальной драмы, сатиры или нуара, которое научилось не прятать свою улыбку, но использовать ее. Добряк-наркодилер, безобидный психопат, адвокат и преступник в одном лице. На сей раз уже не мир — человек наизнанку.

Новое в подписке

Лучшее в подписке