Из бойцовского клуба в Королевство полной луны: 10 отличных фильмов с Эдвардом Нортоном
Рассказываем о главных проектах голливудского интеллектуала и перфекциониста Эдварда Нортона. В копилке звезды «Бойцовского клуба» 35 полнометражных проектов, три номинации на «Оскар» и астрономическое число уничтоженных нервных клеток режиссеров и продюсеров, которым посчастливилось узнать, насколько серьезно Нортон относится к работе. Топ-10 составлен в хронологическом беспорядке.
Один из самых блестящих актерских дебютов в истории Голливуда, благодаря которому никому не известный Нортон номинировался на «Оскар». Новичку удалось переиграть самого Ричарда Гира. Между прочим, на роль Аарона рассматривались более двух тысяч актеров, в том числе Мэтт Дэймон, Педро Паскаль и Эдвард Ферлонг. Последний станет партнером Нортона в драме «Американская история Х», подробности о которой — чуть ниже.
Мартин Вейл — тщеславный адвокат, который берется за самые громкие уголовные дела Чикаго. Годы практики научили его разбираться в клиентах, среди которых были действительно опасные люди. На этот раз Вейл вызвался защищать Аарона Стэмплера, подозреваемого в убийстве городского любимца архиепископа Рашмена. Прокуратура не сомневается: этот заикающийся подросток хладнокровно расправился со священнослужителем. Все улики действительно против парня, но Вейл чувствует, что на самом деле он не виновен. По признанию самого юноши с лицом бойскаута, он действительно присутствовал в кабинете Рашмена в момент нападения, но только как невольный свидетель. Кто именно держал в руке нож, Аарон не помнит, так как на время выпал из реальности (такое с ним порой происходит), а когда пришел в себя, архиепископ был уже мертв. Адвокат хочет разобраться в природе подозрительной отключки клиента. Он приглашает психиатра Молли Эррингтон пообщаться с юношей, и результаты экспертизы шокируют всех участников судебного процесса.
Экранизация бестселлера Дэвида Бениоффа, на главную роль в которой изначально претендовал Тоби Магуайр, специально выкупивший права на роман. К счастью, вскоре лучший друг Леонардо ДиКаприо приступил к съемкам «Человека-паука», и зрители получили возможность насладиться неполиткорректным монологом Нортона, разоблачающим ньюйоркцев.
У наркодилера Монти Брогана есть сутки, чтобы попрощаться со всем, что ему дорого. У героя нет проблем со здоровьем, на него не объявил охоту киллер, просто семилетнее тюремное заключение, отсчет которого начнется следующим утром, для него подобно смерти. Оставшееся время Монти бродит по городу вместе с псом, рефлексирует о прошлом, а также встречается с друзьями, отцом и девушкой, которой он внезапно перестал доверять. Броган подозревает, что именно Натурель сдала его копам, но не находит сил поговорить по душам. Зато ему удается оставаться честным с собой, никого не обвинять в собственных неудачах и проживать свой последний день так, как ему хочется.
Один из главных проектов великого 1999 года, который, хотя и провалился в прокате, получил культовый статус. Дэвиду Финчеру удалось превратить неровное повествование оригинального романа Чака Паланика в визуальное и смысловое пиршество с финальным твистом, ради которого стоит избегать любых спойлеров.
Рядовой сотрудник страховой компании с респектабельным гардеробом и идеально обставленной квартирой мучается бессонницей. Целыми днями он балансирует на грани бодрости и дремы, и это сводит с ума. Вместо того чтобы выписать отчаявшемуся пациенту убойную дозу снотворного, врач отправляет его на собрание группы поддержки мужчин с раком яичек. Оказавшись в обществе людей, доживающих последние дни, клерк впервые расслабляется, плачет и спит. Постепенно он подсаживается на встречи смертников, как на наркотик, но всё рушится с появлением в группах такой же здоровой, как и он, гастролерши Марлы Сингер. Впрочем, это перестает иметь значение после знакомства с производителем и продавцом мыла Тайлером Дёрденом. Обаятельный бунтарь и ярый враг консюмеризма даст герою по лицу и станет его лучшим другом. Паре предстоит основать бойцовский клуб, где сотни разочарованных в жизни мужчин смогут обрести себя.
Кинематографическое разоблачение культов расизма и неонацизма, на почве которого расцвели идеи современной этики. На этот раз Эдварду Нортону удалось показать максимально широкий драматический диапазон и передать трансформацию фанатичного садиста в человека, умеющего думать и сострадать. Роль Дерека принесла актеру вторую номинацию на «Оскар».
Старшеклассник Дэнни Виньярд во всём хочет походить на старшего брата-скинхеда, отбывающего тюремный срок за убийство чернокожего угонщика. Накануне выхода Дерека на свободу подросток пишет эссе о гражданских правах на тему «Мой „Майн кампф»», и это заставляет учителя-еврея нервничать. Чтобы научить парня критически мыслить и освободить от навязанных ценностей, директор-афроамериканец поручает ему написать сочинение о его самом близком человеке и событиях, благодаря которым тот угодил за решетку. Дэнни в ярости, он ожидает, что брат его поддержит, но за три года в неволе кумир стал совсем другим человеком. Дерек запрещает школьнику общаться со старыми приятелями и советует сконцентрироваться на учебе. Растерянный Дэнни садится за сочинение, которое поможет ему разобраться в круговороте зла, разрушающего его семью.
Четырежды оскароносная картина, в которой Эдвард Нортон сыграл пародию на самого себя. Его Майк Шайнер — такой же перфекционист-интеллектуал, постоянно вмешивающийся в сценарий и доводящий режиссеров до нервного срыва. Кстати, по словам самого артиста, он в детстве был большим поклонником Майкла Китона и счастлив был с ним поработать.
Звезда Ригана Томсона, знакомого публике по главной роли в супергеройской трилогии «Бёрдмэн», закатилась более 20 лет назад, и теперь актер готовится к триумфальному возвращению в высшую лигу с бродвейской постановкой «О чем мы говорим, когда говорим о любви». Ради спектакля, в котором он и сценарист, и режиссер, и продюсер, и ведущий персонаж, Риган заложил дом, так что права на провал у него попросту нет. Накануне предпремьерного показа труппа на четверых лишается артиста, которым Томсон и так не был доволен. Ему на смену приходит любимец зрителей и головная боль голливудских режиссеров Майк Шайнер. У надменного профессионала есть собственное видение, и он пытается взять происходящее на сцене под контроль. Противостояние с Шайнером окончательно расшатывает нестабильное психическое состояние героя, который и без этого каждую минуту сражается с настойчивым голосом всесильного супергеройского альтер эго в собственной голове.
Лихая криминальная история, где Нортон исполнил роль крайне отталкивающего персонажа, который даже не пытается понравиться зрителям. Такая однобокость оправдана, роль Стива капризному артисту навязали боссы студии Paramount. В ответ Эдвард Нортон устроил постановщику Ф. Гэри Грею и его команде веселую жизнь и даже отказался от подарка по результатам высоких кассовых сборов.
Очаровательный седовласый медвежатник-виртуоз Джон Бриджер перед выходом на пенсию собирается совершить последнее ограбление в Венеции. Вместе с постоянным напарником Чарли Крокером и четверкой экспертов в самых разных криминальных областях он выносит из принадлежащего гангстерам сейфа золотые слитки на 35 миллионов долларов. Соучастники празднуют победу, обсуждая, куда потратить свалившееся богатство, и только угрюмый новичок Стив не может поддержать разговор. Для Стива ограбление еще не закончено, он давно решил расправиться с бандой и забрать всё золото себе. Коварный план работает, но всем кроме Бриджера удается уцелеть. Когда через несколько лет предателя находят в Лос-Анджелесе, Чарли обращается к дочери погибшего Стелле. Девушка пошла по стопам отца, став лучшей взломщицей замков континента, и она должна помочь ограбить убийцу.
«Королевство полной луны»
Первый совместный проект двух голливудских перфекционистов, Эдварда Нортона и Уэса Андерсона, ставший началом настоящего мужского сотрудничества. По словам постановщика, он пригласил актера сыграть Рэнди Уорда, так как он внешне воплощает саму суть вожатого скаутов. За «Королевством» последовали «Отель „Гранд Будапешт»» и еще три фильма, последний, «Город астероидов», чей сюжет держится в строгом секрете, находится на стадии постпродакшна.
Никому не нужный сирота и девочка-бунтарка идут наперекор миру взрослых и отправляются в путешествие к уединенному пляжу родного островка Нью-Пензанс. Сэм бежит из скаутского лагеря, где у него совсем нет друзей, Сьюзи оставляет с виду благополучную семью, в которой ее даже не пытаются понимать. Мальчишка отлично подготовлен к испытаниям дикой природы, его подруга берет в поход чемодан книг, проигрыватель и кота. Пока юные влюбленные идут по маршруту к заветной цели, за ними в погоню отправляются поисковая команда бойскаутов под руководством вожатого Рэнди Уорда и местный шериф капитан Шарп. Беглецов вот-вот обнаружат, но удастся ли преследователям их разлучить?
Динамичная хроника супергеройской карьеры Эдварда Нортона, которая оборвалась, едва начавшись. Актер, которому была интересна судьба Халка, вновь вмешался в сценарий, а в перерывах между дублями обсуждал с Лив Тайлер предысторию их персонажей. После того как продюсеры лишили главную звезду права влиять на монтаж, он взбрыкнул и сократил свое участие в промотуре. На съемки «Мстителей» Нортона уже не позвали и заменили его Марком Руффало.
Пять лет назад физик Брюс Бэннер подвергся мутации, которая при повышенном сердцебиении превращает его в яростного пуленепробиваемого зеленокожего монстра Халка. С тех пор герой скрывается от военных и ищет способ исцелиться. Он живет в Бразилии, работает на заводе, учится сохранять самообладание и постоянно контролирует пульс. После незначительного происшествия на производстве убежище Брюса дискредитировано, и заклятый враг ученого генерал Росс находит его след. Группе спецназа под командованием Эмиля Блонски поручено взять Бэннера живым. После долгой погони по улочкам Рио-де-Жанейро Брюс больше не может сдерживать трансформацию, становится Халком и дает отбой преследователям. На этот раз ему удается уйти, но генерал Росс не собирается останавливаться.
Экранизация романа Сомерсета Моэма, работа над которой проходила с риском для жизни. Во время съемки эпизода конной поездки Эдвард Нортон рухнул на камни и повредил три позвонка. По словам самого актера, он обратился за медицинской помощью, после того как команда проекта вернулась в Гонконг.
Молодая аристократка Китти Фэйн прибывает в отдаленную китайскую провинцию в разгар эпидемии холеры. В ожидании носильщиков посреди дождливого нигде в двух метрах от нелюбимого мужа она вспоминает, как дошла до жизни такой. Два года назад девушка из приличной лондонской семьи вообще не собиралась выходить замуж, но бактериолог Уолтер Фэйн был весьма настойчив. Вскоре после их знакомства врач должен был вернуться в Шанхай, и, не тратя времени на ухаживания, он сделал Китти предложение. Та согласилась и уплыла в экзотическую страну с человеком, которого совсем не знала. Страсть между молодоженами так и не вспыхнула, зато героиня закрутила роман с женатым соотечественником. Поездка в охваченную болезнью деревню на краю мира стала своеобразной местью супруга за измену жены. Сейчас Китти уверена, что их семью не спасти, но уже очень скоро она откроет Уолтера с другой стороны.
Самобытный байопик на грани драмы и фарса о карьере эксцентричного редактора Hustler от Милоша Формана — создателя «Амадея» и «Пролетая над гнездом кукушки». Нортону отчаянно хотелось поработать с живым классиком, поэтому он сразу ухватился за роль адвоката Алана Айзекмана. Кстати, Алан Айзекман — собирательный образ, наделенный чертами юристов, защищавших Ларри Флинта на разных этапах карьеры.
В начале 1970-х Ларри Флинт владел не самым популярным стриптиз-клубом Цинциннати и искал новые пути продвижения. То, что начиналось как рекламный постер с обнаженкой, быстро превратилось в стостраничный журнал, способный составить конкуренцию самому Playboy. Если Хью Хефнер ориентировался на читателей среднего класса и старался оставаться в рамках закона, Hustler был чтивом для всех. В своей редакционной политике склонный к эпатажу Флинт намеренно нарушал все существующие правила и злил пуританскую общественность. Естественно, эта лихость не могла оставаться без внимания. После первого ареста жена героя Алтея нанимает молодого адвоката Алана Айзекмана, которому предстоит почти невозможное — доказать невиновность клиента, который своими дикими выходками настраивает судью и присяжных против себя.