Беги, Мэйлин, беги: Почему стоит смотреть сериал «Уроки китайского»
Сегодня в Okko по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум» выходят первые две серии первого оригинального сериала «Амедиатеки», снятого онлайн-кинотеатром вместе с телеканалом СТС, — «Уроки китайского». История, созданная в стилистике молодежного драмеди, рассказывает о приключениях девушки-воительницы из Поднебесной в современной Москве. С красивыми артистами-дебютантами, модной музыкой и неоновыми цветами, разумеется. Рассказываем, что привело героиню в столицу, какое влияние аниме оказало на остросюжетный проект и чем решил удивить зрителей актер Иван Макаревич, режиссер сериала.
Разворот на Азию долго зрел в сердцах отечественных кинематографистов, которые то и дело подступали к теме «Запад vs Восток» с разной степенью успешности — от невероятно милой и доброй сказки «Волшебный портрет» до провалившейся в прокате «Тайны печати дракона», которую от номинации на «Золотую малину» не спасли даже Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан. Создатели «Уроков китайского» прилежно провели работу над ошибками, изучив работы предшественников, дабы не превратить проект в развесистую клюкву. Русские не участвуют в гонках на медведях после бутылки водки, а китайцы не философствуют во время бесконечных чайных церемоний. Всё гораздо изящнее.
В центре повествования — студент Никита Симачёв (Денис Никитин), год назад потерявший мать из-за неизлечимой болезни. Теперь он живет в Москве вместе с отцом-ученым (Артём Ткаченко), чья компания VaXell занимается разработкой лекарства, которое могло бы спасти его жену. Это открытие может принести ему Нобелевскую премию, а пока Симачёву-старшему приходится отбиваться от хакерских атак и промышленного шпионажа. Опасаясь, что враги сделают что-то нехорошее с его сыном, он нанимает для него телохранительницу из Китая по имени Мэйлин (Александра Немчинова), которую просит выдавать себя за студентку по обмену.
Именно в такой хитроумной форме и происходит первое столкновение культур, где Никита будет искренне погружать героиню в мир своей университетской жизни, а девушка-сирота, воспитанная в суровых условиях без любви и ласки, попробует наконец-то мир подростковых проблем, страстей и надежд на вкус. К тому же у героини есть собственная миссия в Москве — здесь она скрывается от мести опасного китайского клана, парочку участников которого она порешила в схватке, а заодно еще и выкрала флешку с ценной информацией. В общем, условные «Эйфория» и «Элита» сходятся в неожиданной точке с «Китайским полднем» и «Крадущимся тигром, затаившимся драконом».
В качестве одной из хитроумных фишек сериала можно выделить аниме-стилистику, которая в нём раскрывается в совершенно неочевидной форме. За этот подход отвечал сам режиссер сериала Иван Макаревич, для которого проект такого масштаба стал дебютным в карьере. Большой поклонник «Атаки титанов», он интегрировал в образы персонажей знаковые элементы из манги — вроде красного шарфа Микасы на Мэйлин или прически Никиты, как у Эрена, яркие боевые сцены, а самое главное — атмосферу. Несмотря на то, что сериал сугубо реалистический и все проблемы и конфликты в нём понятны людям на Западе и Востоке, общая вера в предлагаемые обстоятельства, типажные герои и недосказанность роднят его с классическими представителями аниме-сериалов: «Сагой о Винланде», «Ван-Писом» и «Призраком в доспехах».
Для большинства молодых актеров «Уроки китайского» стали также дебютом в сериальном формате. Яну, самую красивую девушку на курсе (и по совместительству любовный интерес Никиты), сыграла Екатерина Чаннова («Маме снова 17»), роль главного плохиша и эмоционально нестабильного парня по имени Денис исполнил Даня Киселёв («Лихие»), экзальтированную и общительную микроблогершу Лику воплотила Валентина Карташёва («Бегство»), а роль самого веселого и неординарного персонажа Костика досталась Роберту Захаряну («Кибер Иван») — его показательный номер на зимнем балу точно может посоревноваться с танцем Уэнсдэй из одноименного сериала.
Опытная актерская гвардия в «Уроках китайского» помогает разогнать конфликт отцов и детей в сериале на максимум. Герой Артёма Ткаченко не только хранит от сына секрет относительно наемницы, но и тщательно оберегает новые отношения с коллегой по имени Инга Ланге (Анна Слю), приехавшей в Россию откуда-то из Австрии или Германии, судя по акценту. А уж следить за перформансом Анны Михалковой, превратившейся в маму-блогера Аллу, и вовсе удовольствие. Свою дочку Лику она воспринимает как немного отвлекающий фактор от ее многочисленных марафонов желаний, партнерских интеграций и бартерных походов по заведениям общепита. Почему бы не сводить ребенка в ресторан, наполненный эскортницами и папиками, если там подают бесплатных устриц?
Авторам сериала было важно удержать внимание зрителей, сразу же предлагая несколько сюжетных линий (на чём, к сожалению, многие отечественные авторы сыпятся). Макаревич достаточно гладко балансирует между детективной историей, связанной с вакциной, и экшеном, который устраивает Мэйлин в попытках спасти Никиту от проблем, а заодно от убийц из триады, ведущих охоту за ней в Москве. И ко всему прочему на это еще накладывается шумная студенческая жизнь, любовные перипетии, конфликты между поколениями и даже социальная критика. Мэйлин приходится сталкиваться с какой-то особенной формой сексизма. Да, мы все знаем с ранних лет, что обижать и бить девочек нельзя, но когда представители мужского пола понимают, что она может дать им физический отпор, то, как говорится, «забрало падает».
Пожалуй, главным связующим звеном в этой истории стала операторская работа Дмитрия Горевого, который благодаря актерскому бэкграунду знает, как важны для артистов крупные кадры, а также музыкальное сопровождение, написанное самим Макаревичем (творческий псевдоним — James Oclahoma), — в нём прослеживается влияние как старой электронной школы а-ля синтвейв, так и вполне современного хайперпопа и хип-хопа. Очевидно, что сериал сделан с прицелом на молодую аудиторию, которая уже пересмотрела «Сексуальное просвещение», «13 причин почему» и «Ривердейл» и хочет теперь увидеть, как в наших реалиях подростки переживают «взрослые» проблемы и говорят с ними на одном языке (да-да, с «крашами», «токсиками» и иже с ними), носят оверсайз и красят волосы, участвуют в челленджах и отчаянно боятся показаться слабыми даже наедине с самими близкими. Но миллениалам и тем, кто постарше, тоже может приглянуться этот проект — из-за чувства ностальгии и из любопытства, чем сейчас живут дети: даже в таком остросюжетном сериале на тему столкновения разных культур намного больше правды жизни, чем в городских пабликах и сводках новостей.