Ангел или гордый демон: Как менялся образ голливудского героя ромкома
Романтическая комедия — один из самых старых и популярных жанров в кино. Во многом именно ромкомы создают у зрителя представления об отношениях: каким должно быть первое свидание, признание в любви и, конечно, каким должен быть идеальный партнер. В честь Дня святого Валентина предлагаем посмотреть, как менялись образы идеальных и не очень мужчин на экране.
Истоки романтической комедии можно найти еще в фильмах с великими «немыми» Бастером Китоном и Чарли Чаплином, которые преодолевают всевозможные трудности ради возлюбленной. И всё же говорить о какой-то самостоятельности жанра в этот период не приходится. Ромкомы пришли в кино вместе со звуком, когда влюбленные наконец обрели голос.
Золотым стандартом считается картина Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью», которая вышла в 1934 году. Именно благодаря этому фильму жанр пошел в массы и обрел своего зрителя. Репортер Питер в исполнении Кларка Гейбла случайно знакомится со своенравной девушкой Элли, сбежавшей от опеки богатого отца. Герои преодолевают взаимную неприязнь, влюбляются, переживают небольшую размолвку и в финале воссоединяются. Сюжет, который впоследствии в разных вариациях будет воспроизведен сотни раз.
Роль в фильме сделала Гейбла суперзвездой. Зрительниц покорили его мужественность, сила и сексуальный магнетизм. При этом герой Гейбла на сегодняшний взгляд слишком самоуверен, резок и время от времени довольно грубо ставит на место избалованную спутницу. Персонаж в полной мере воплощал всё то, что позже назовут «мачизмом». Однако маскулинность сочеталась в нем с романтичностью. При слабом свете луны герой под разговоры о красоте звездного неба неожиданно делится сокровенным, через мгновение мы видим на лице девушки слезы умиления. И вот она уже готова оставить богатого, но скучного жениха ради вчерашнего незнакомца.
Вообще в лирических комедиях того времени самый расхожий образ — романтик, нацепивший на себя маску прожженного циника. В персонажах поощрялись беззаботное отношение к жизни и склонность к авантюризму.
Неслучайно героями ромкомов классического Голливуда часто становились «профессиональные» циники — газетные репортеры, как в том же фильме Капры или в «Его девушке Пятнице» Говарда Хоукса, где главред в исполнении Кэри Гранта отправляет свою бывшую жену (Розалинда Расселл) писать репортаж о смертной казни. Можно также вспомнить персонажей Джеймса Стюарта в «Филадельфийской истории», Кларка Гейбла в «Любви в бегах» или Грегори Пека в «Римских каникулах». Столь же регулярно в кино появляются обаятельные и эксцентричные миллионеры. Эти образы зачастую воплощали на экране главные красавцы Голливуда, сочетавшие лощеность с демонстративной мужественностью.
Однако в конце пятидесятых голливудские авторы всё чаще стали обращать внимание на маленького человека. Так, героем «Битвы полов» (1959) стал немолодой бухгалтер-трудоголик, сыгранный Питером Селлерсом. Полная противоположность привычным харизматичным героям Гранта и Гейбла. В вышедшем через год фильме «Квартира» выбор между карьерой и любовью предстоит сделать клерку Бакстеру (Джек Леммон).
В семидесятые, в разгар сексуальной революции и с приходом эры Нового Голливуда, ромкомы снимали реже, а сам жанр видоизменился. Зрители хотели не только легкого развлечения на вечер, но и рефлексии на тему отношений. И тут на авансцену вышел Вуди Аллен. Его Элви в фильме «Энни Холл» — скорее антигерой традиционного ромкома: язвительный сноб и невротик с кучей комплексов. Широкие жесты сменились бесконечными разговорами о себе. При этом Элви часто не слышит желаний возлюбленной и настойчиво пытается переделать ее под себя. Логично, что вместо стандартного для жанра хеппи-энда герои в финале честно признаются друг другу, что не могут быть вместе.
В восьмидесятые ромкомы переживают ренессанс. Их героями наконец становятся подростки. Значительное количество фильмов было посвящено попыткам парней-тинейджеров потерять невинность. Как правило, героем был аутсайдер, добивающийся в конце взаимности от девушки своей мечты. Романтические переживания допускались, но всё же на первом плане были сексуальные желания и откровенный юмор.
Режиссер Джон Хьюз в фильме «Шестнадцать свечей» (1984), напротив, акцентировался на чувствах девочки-подростка. Старшеклассница Саманта (Молли Рингуолд) страдает оттого, что самый популярный мальчик в школе не обращает на нее внимания. Поначалу объект воздыханий главной героини Джек представляется нам обычным самовлюбленным и недалеким красавчиком. Но, как и в фильме «Клуб „Завтрак“», Хьюзу удалось показать персонажей вне навязанных школьной средой стереотипов. Джек по мере развития истории раскрывается как чувствительный и понимающий парень.
Впоследствии в «девичьих» романтических фильмах мы еще не раз увидим, как сила чувств превращает заносчивых капитанов спортивных команд и бунтарей-хулиганов в свои куда более милые версии.
Впрочем, изредка появлялись в подростковых ромкомах и совершенно нешаблонные мужские персонажи, как Ллойд Доблер из фильма Кэмерона Кроу «Скажи что-нибудь». Джону Кьюсаку удалось создать невероятно симпатичного, добросердечного и, что главное, абсолютно узнаваемого героя. Чудаковатый рыцарь без страха и упрека в американской школе. В знаменитой и часто цитируемой сцене Ллойд держит магнитофон перед окном своей избранницы, врубая на полную громкость Питера Гэбриэла. Подобные романтические жесты с того времени стали неизменным атрибутом жанра.
К девяностые образ идеального мужчины в ромкомах заметно смягчился и потерял в маскулинности. Часто это персонажи в фазе личностного кризиса, пережившие болезненный опыт предыдущих отношений. Вместе с тем они сохраняют оптимизм, им свойственны чуткость и такт. Идеально воплощали эти качества герои Тома Хэнкса из сентиментальных ромкомов сценаристки и режиссера Норы Эфрон. Впрочем, попадались и обворожительные принцы на лимузинах вроде персонажа Ричарда Гира в «Красотке».
В подростковом кино запоминающегося мятежного героя создал Хит Леджер в «10 причинах моей ненависти», где он деконструирует клишированный образ хулигана. При ближайшем рассмотрении Патрик Верона оказывается нестандартно мыслящим романтиком. Успех фильма, конечно, во многом предопределила невероятная харизма Леджера.
Интересно, что американские героини стали всё чаще поглядывать в сторону Туманного Альбиона. Там они попадали под чары неловких, но очаровательных героев Хью Гранта из фильмов «Четыре свадьбы и одни похороны», «Любовь с уведомлением» и «Ноттинг Хилл»). На контрасте с инициативными и сильными американками его персонажи ранимые, инфантильные и даже изнеженные.
В одном из главных романтических хитов начала нулевых «Дневник Бриджит Джонс» Грант предстал в совершенно противоположном образе — бесчувственного ловеласа Дэниела Клэвера. Бедняжка Бриджит попала под обаяние обольстителя и больно обожглась, но в финале, к счастью, выбрала хорошего парня Марка Дарси. Снятый по одноименной книге Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» — современная интерпретация романа XIX века «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. К слову, после успешной экранизации продажи классического произведения резко подскочили. Оказалось, что образ гордого джентльмена с прекрасными манерами всё еще востребован у женской аудитории. Правда, мистер Дарси в исполнении Колина Фёрта всё же не такой чопорный и куда больше располагает к себе.
Другим главным героем ромкомов нулевых был Эштон Кутчер. Из раза в раз он играл простого, немного сентиментального парня, верящего в большое светлое чувство. Однако надо признать, что при всем обаянии Кутчера его однообразные роли отдавали некоторой приторностью, как и некогда другого завсегдатая подобных картин Мэттью МакКонахи. Впрочем, МакКонахи уже стал звездой «серьезных» драм, а Кутчер в последние годы и вовсе редко появляется на экране.
Счастье взаимной любви в нулевые познавали в ромкомах не только милые сердцееды. Галерею невротичных персонажей пополнил герой Адама Сэндлера из фильма «Любовь, сбивающая с ног». Даже такой затюканный парень, как Барри Иган, влюбившись, способен на многое. И, если надо, ради любимой девушки он отправится к бандиту с одной лишь телефонной трубкой в руке. В фильме «50 первых поцелуев» тот же Сэндлер буквально доказывает, что настоящая любовь — это каждодневный подвиг. Тем более если у твоей девушки амнезия и каждый раз нужно напоминать о себе вновь и вновь.
В культовом фильме «Скотт Пилигрим против всех» протагонист ромкома — одновременно и самый обычный парень, и супергерой, которому приходится биться за свою любовь против ее бывших. Неудивительно, что мечтательный разгильдяй Пилигрим (Майкл Сера) стал кумиром гиков. Важно, что ромком Эдгара Райта идет против стандартов жанра. В классической истории Скотт должен был бы остаться со старшеклассницей Найвз, которую до того бросил. Расхожий троп про героя, сперва не разглядевшего настоящую любовь. Но у Райта Пилигрим продолжает гнаться за журавлем в небе, своей manic pixie dream girl (или же маниакальной девушкой-мечтой), и получает всё.
В новом столетии опять заметен спад интереса к романтическим фильмам. Во многом из-за того, что такие истории перестали сочетаться в глазах зрителей с идеалом «здоровых» отношений. Поведение вчерашних любимцев в зеркале новой этики может показаться весьма нездоровым и манипулятивным. Как, например, хитроумная схема в «10 причинах моей ненависти» или публичное признание одного из героев «Реальной любви». Вместе с тем едва ли кто-то из нынешних ромкомовских мужчин способен столь же задорно убегать от полицейских и одновременно петь любимой I Love You Baby, как тот же хулиган Леджера Патрик Верона.
Впрочем, ромкомы хоронят уже не первое десятилетие, а через какое-то время они вновь возрождаются. Меняются наши представления о любви, но не наша потребность в ней. Возможно, новых романтических героев нам подарит уже нейросеть.