10 необычных режиссеров, фильмы которых стоит увидеть
Провокация и шок — это не про Голливуд. Большие американские продюсеры предпочитают тратить деньги на безопасные проекты, которые гарантированно принесут прибыль и понравятся широкой публике. Хорошо, что есть режиссеры, которые не зависят от крупных студий, экспериментируя со сложными темами и неординарными сюжетами. Престижные фестивали — Каннский, Венецианский, Берлинский и другие — являются домом для авторских фильмов, которые радуют синефилов. Вспоминаем режиссеров, которые сделали безумное, необычное и интересное кино нормой.
Квентин Дюпьё
Француз Квентин Дюпьё долгое время был известен широкой публике лишь как электронный музыкант Mr. Oizo, автор хитового трека Flat Beat. Однако природная эксцентричность сыграла Дюпьё на руку, когда он решил переквалифицироваться в кинематографиста. Один из первых фильмов режиссера, «Шина», главным антагонистом которого стала автомобильная покрышка, мстящая человечеству за порабощение своих сородичей, четко обозначил интерес Дюпьё к комическому гротеску, ставшему визитной карточкой француза к концу прошлого десятилетия.
Работоспособности Дюпьё можно только позавидовать. С 2018 года режиссер снял восемь (!) фильмов с оригинальным сюжетом, но узнаваемыми абсурдными деталями. Француз не только является режиссером, но и самостоятельно пишет сценарии. Чудак начинает убивать людей по указанию стильной кожаной куртки, пара стоунеров дрессируют огромную муху, а команда супергероев спасает мир под руководством гигантской крысы с ядовитой слюной. Новая картина Дюпьё — «Второй акт» — только что открыла Канны. Похоже, французский эксцентрик совсем не планирует сбавлять обороты.
Что посмотреть: «Жвалы», «Оленья кожа», «Реальность».
Гаспар Ноэ
Один из самых модных фестивальных режиссеров последних десяти лет Гаспар Ноэ обратил на себя внимание критиков и зрителей еще полнометражным дебютом «Один против всех» — жестоким триллером о мяснике и его дочери, снятым по всем канонам нового французского экстрима. С каждой новой картиной Ноэ шел только дальше, повышая планку безумия и оттачивая индивидуальный почерк. Французского автора можно узнать по ярким цветам, стробоскопическим эффектам, гигантским титрам и лобовым метафорам. Ноэ — прирожденный провокатор, который навел немало шуму за последние 20 лет, смущая аудиторию важных фестивалей болезненно долгой сценой изнасилования в «Необратимости», наркотрипом длиной в фильм («Экстаз») и неприкрыто порнографической лентой «Любовь».
К тому же сам Ноэ славится как сложный человек, на что недвусмысленно намекает развалившийся фильм «Золотые самоубийства», написанный автором «Американского психопата» Бретом Истоном Эллисом. Главные роли в ленте должны были играть Наоми Уоттс и Райан Гослинг, но утвержденный на роль режиссера Ноэ отказал актерам, чем сильно разозлил Эллиса и отпугнул потенциальных инвесторов, не готовых спонсировать фильм без больших звезд. И пусть Ноэ уверяет журналистов, что его стремление шокировать публику осталось давно в прошлом, поклонники не шибко-то ему верят, ожидая от каждого следующего фильма француза новую порцию шокирующего контента.
Что посмотреть: «Необратимость», «Вход в пустоту», «Вихрь».
Джеймс Беннинг
Эксперименталист Джеймс Беннинг — один из самых ярких современных авангардных режиссеров мира, но слышали о нём лишь единицы. Всё дело в уникальном, но спорном методе Беннинга: американский режиссер черпает вдохновение в пейзаже, отказываясь от сценария, актеров и спецэффектов в угоду чистому наблюдению. Например, в фильме «Закат солнца» камера не двигается на протяжении всего полуторачасового хронометража, а всё, что видит зритель, — это калифорнийское солнце, скрывающееся за горизонтом в реальном времени.
Конечно, подобное отношение к искусству кино часто вызывает негодование со стороны поклонников «классического» кинематографа, но фильмы Беннинга продолжают цениться среди критиков и кураторов ведущих фестивалей. Стерев грань между видео-артом и традиционным кино, Беннинг застолбил себе уютное местечко в пантеоне необычных режиссеров, выпуская пейзажные зарисовки с завидной частотой. К тому же в последние годы режиссер наконец пустил людей в кадр: фильм «20 сигарет», состоящий из 20 крупных планов курящих людей, с чистой совестью можно окрестить одной из самых смелых лент 2010-х.
Что посмотреть: «RR», «13 озер», «Четыре угла», «Самоубийство в пейзаже».
Гай Мэддин
Обращение к немому кино в поисках вдохновения — отнюдь не редкая практика среди современных режиссеров, но именно канадец Гай Мэддин возвел эстетику довоенного кинематографа в абсолют. Низкобюджетные и бесконечно романтические фильмы Мэддина как будто сняты на древние кинокамеры, а сюжеты отрицают штампы, разоблачая режиссера как оригинального визионера, а не банального эпигона. Несмотря на очевидный авторский стиль, Мэддин не снял и два похожих фильма — картины про жителей послереволюционного Архангельска, обитателей тонущей подводной лодки и участников конкурса самой печальной музыки на свете роднит лишь меланхоличная атмосфера с нотками абсурда да намеренно состаренная картинка.
Однако кажется, что Мэддину наконец надоело прозябать в гетто экспериментального кино, ведь для нового фильма «Слухи» канадский авангардист подобрал внушительный актерский состав. Главные роли в сатире о лидерах демократических стран, потерявшихся в таинственном лесу во время важной конференции, исполняют Кейт Бланшетт, Алисия Викандер и Чарльз Дэнс. Премьера картины только что прошла в Каннах. Несмотря на участие звезд первой величины, поклонникам уникального авторского стиля режиссера не стоит волноваться. Никакие голливудские дивы не способны заставить Мэддина пойти на компромисс, и первые кадры «Слухов», окрашенные в привычные для режиссера психоделические тона, подтверждают приверженность постановщика своей эстетике.
Что посмотреть: «Архангел», «Мой Виннипег», «Самая грустная музыка в мире».
Такаси Миикэ
Японец Такаси Миикэ — возможно, самый трудоспособный режиссер в истории кино. С начала 1990-х Миикэ снял больше 100 фильмов и сериалов, но назвать его графоманом не получится при всём желании. Каждый, даже самый коммерческий проект режиссера снят в присущей одному Миикэ манере, в которой стильная картинка и провокационная тематика ходят рука об руку. Конечно, лишь небольшое число фильмов японского маэстро стали культовыми, но его общепризнанные шедевры легко делают Миикэ одним из самых скандальных и необычных режиссеров последних 30 лет.
Дикий монтаж, тошнотворная жестокость и безумные саундтреки — вот три столпа, на которых выросла слава Миикэ. Не каждый зритель способен осилить «Ичи-киллера», «Кинопробу», «Посетителя Q», но те, кто всё же смогут прорваться сквозь извращенные диковинки до финальных титров, точно влюбятся в Миикэ до конца своих дней. Или возненавидят его. Пусть Миикэ давненько не вызывал скандала очередной ультражестокой картиной, предпочтя спокойную атмосферу коммерческого кино всенародному порицанию, фанаты экстремальных фильмов всё так же готовы носить безумного японца на руках.
Что посмотреть: «Ичи-киллер», «Кинопроба», «Посетитель Q», «13 убийц».
Алехандро Ходоровски
Чилийский визионер Алехандро Ходоровски — один из самых скандальных режиссеров в истории, и дело не только в его психоделических, зачастую жестоких фильмах. Да, одной лишь галлюциногенной картины «Святая гора» хватило бы, чтобы прославить Ходоровски как апологета шокирующего кинематографа, но именно истории из личной жизни режиссера сделали его «плохишом» авторского кинематографа. Например, в начале 1970-х Ходоровски хвастался журналистам, что изнасиловал актрису Мару Лоренцо прямо перед камерой, чтобы сделать свой фильм «Крот» более реалистичным. В картинах Ходоровски часто появляются калеки, голые и/или окровавленные люди, странные обряды и многочисленные христианские символы.
Конечно, в эпоху #MeToo Ходоровски попробовал обелить свое имя, заявив, что рассказывал байки про изнасилование только ради скандальной популярности, но защитников общественной морали было уже не остановить. Однако, даже несмотря на несколько подпорченную репутацию автора, фильмы Ходоровски продолжают пользоваться популярностью. В новом тысячелетии чилиец снял автобиографическую дилогию, в которую входят «Танец реальности» и «Бесконечная поэзия». Также Ходоровски придумал целое учение, психомагию, и посвятил новому увлечению документальную картину «Психомагия, искусство исцеления». В терапию входят массаж, магические ритуалы и перформансы, которые призваны добраться до бессознательного человека. По словам Ходоровски, в отличие от психоанализа, психомагия оперирует действиями, а не словами.
Что посмотреть: «Святая гора», «Крот», «Святая кровь».
Энди Уорхол
Легендарный художник и один из основателей поп-арта Энди Уорхол оставил свой след в мировой культуре не только как автор картин с банками супа «Кэмпбелл» и головой Мэрилин Монро, но и как плодотворный кинематографист. Но не стоит ожидать от фильмов Уорхола яркости и ироничности его самых известных полотен — экспериментальные фильмы художника далеки от поп-культуры и критики консьюмеризма, да и сам Уорхол никогда не пытался загнать себя в определенные рамки, снимая порнографические, созерцательные и даже вполне традиционные картины.
Уорхол был одним из первых режиссеров, решивших открыто провоцировать своих зрителей, то заставляя их пять часов смотреть на спящего поэта Джона Джорно в фильме «Сон», то перегружая их внимание двухканальым изображанием, как в ленте «Девушки из Челси», натуралистичной псевдодокументальной работе о жителях легендарного нью-йоркского отеля. Скандальный художник прославился и как продюсер, финансируя смелые ленты своего товарища Пола Моррисси, в которых блистал малоизвестный тогда Удо Кир.
Что посмотреть: «Девушки из Челси», «Винил», «Velvet Underground и Нико».
Дэвид Линч
Можно сколько угодно обвинять Дэвида Линча в заигрывании с мейнстримом, но факт так и останется фактом — никто из современных популярных американских режиссеров не сделал для «странного» кино больше, чем Линч. Начиная с жуткого независимого дебюта «Голова-ластик» и заканчивая студийным, но не менее диковинным третьим сезоном «Твин Пикса», Линч никогда не переставал экспериментировать с границами дозволенного в кинематографе, раз за разом погружая своих поклонников (и случайных зрителей) в атмосферу паранойи.
Каждый из 11 фильмов Линча оставил свой след в теории и истории маргинального кинематографа, а ведь плодовитый мастер снял еще с десяток короткометражных картин, записал несколько дарк-эмбиент-альбомов, написал бесчисленное множество картин и прославился как блогер, выпустив более 150 абсурдно-притягательных выпусков прогноза погоды. Линч — эталонный чудак современного кинематографа, и даже если он так и не соберется снять еще один фильм, поклонники мэтра точно не останутся без новых экспериментов Линча в смежных видах искусства.
Что посмотреть: «Шоссе в никуда», «Дикие сердцем», «Внутренняя империя».
Джон Уотерс
Родоначальник кэмпа в кино, Джон Уотерс ворвался в американский кинематограф с целым рядом провокационных фильмов, которые шокировали публику на десятилетия вперед. Уотерс уже вошел в историю как один из главных режиссеров трэш-кино. «Съешь свой макияж», «Множественные маньяки», «Розовые фламинго» — одни названия независимых фильмов внушали страх поборникам нравственности, а сцены, в которых дрэг-квин поедали фекалии и убивали людей с особой жестокостью, посеяли настоящую панику среди озабоченных родителей и критиков-эстетов.
К концу 80-х Уотерс решил отправиться покорять Голливуд, сняв Джонни Деппа в фильме «Плакса» и Кэтлин Тёрнер в кэмповом слэшере «Мамочка-маньячка-убийца». Несмотря на то, что Уотерс не снимал новых лент уже 20 лет, его популярность с появлением интернета только растет: он пишет книги, записывает спокен-ворд-альбомы и появляется в эпизодах популярных сериалов как приглашенная звезда. Уотерс доказал, что даже представитель контркультуры может стать любимцем мейнстримных медиа, не изменяя себе и ни под кого не подстраиваясь.
Что посмотреть: «Розовые фламинго», «Множественные маньяки», «Лак для волос».
Вернер Херцог
Вернер Херцог — эталонный режиссер кино не для всех. Настоящий человек эпохи Возрождения, Херцог с самого начала карьеры умудрялся жонглировать документальными и художественными фильмами, шокируя публику смелыми темами и открыто хулиганским поведением. Несмотря на уйму интересных ранних работ, настоящая слава пришла к Херцогу с выходом фильма «Агирре, гнев божий», в котором заглавную роль безумного конкистадора сыграл Клаус Кински, актер, тандем с которым во многом определил карьеру немецкого режиссера. Хоть актер и режиссер и поработали вместе над пятью фильмами, отношения у двух эксцентриков были как минимум напряженными, и Херцог несколько раз угрожал Кински убийством, целясь в него из заряженного пистолета и даже пытаясь поджечь его дом. В то же время после смерти актера постановщик многократно называл умершего близким другом.
За свою долгую и продуктивную карьеру (Херцог снимает фильмы до сих пор, выпуская по ленте каждые пару лет с 1962 года) режиссер успел снять кино с актерским составом, состоящим исключительно из карликов, заставить 700 индейцев протащить настоящий корабль через холм с помощью одних лишь тросов, пройти пешком от Мюнхена до Парижа, ввести непрофессиональных актеров в состояние гипноза, а также съесть свой собственный кожаный ботинок из-за проигранного спора. Подобные выходки, конечно, интересны и порождают множество кинобаек, но в первую очередь внимание должны вызывать шедевры Херцога, снятые в разных жанрах, на разных языках и с разными актерами.
Что посмотреть:«Агирре, гнев божий», «Носферату — призрак ночи», «Строшек», «Человек гризли».