Я иду тебя искать: 10 зарубежных детективов 2024 года
Беглый анализ премьер уходящего года убеждает в том, что детектив как чистый жанр окончательно перебрался на телевидение, где обрел вторую жизнь в виде процедуралов и стильных сериалов-антологий вроде «Настоящего детектива». В кино же классическая история о сыщиках появляется всё реже и в лучшем случае служит лишь примесью к другим жанрам: хоррорам, триллерам, боевикам и даже комедиям. Несмотря на это, мы отыскали и собрали для вас 10 ярких фильмов-детективов 2024 года.
Также предлагаем изучить подборку лучших триллеров 2024 года.
«Безмолвным братством» называлась праворадикальная расистская организация, основанная в 1983 году Робертом Мэтьюзом (Николас Холт). Для борьбы за белую Америку харизматичному Мэтьюзу и его сообщникам нужны были деньги — в их планы входило строительство тренировочных лагерей для будущих боевиков. Для этого «Братство» грабило банки и инкассаторские машины по всему северо-западу США и занималось подделкой денег. Фильм австралийского режиссера Джастина Курзеля рассказывает о том, как опытный агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу), успевший повоевать с Ку-клукс-кланом и мафией, объединяется с молодым полицейским Джейми Боуэном (Тай Шеридан) для поимки Мэтьюза, готового пойти на всё ради своих целей.
Четыре из шести полнометражных фильмов Курзеля основаны на историях реальных преступлений. В «Снежном городе» он рассказывал о серии убийств в пригороде Аделаиды, в недавнем «Нитраме» — о массовом убийстве в Порт-Артуре, а в «Реальной истории банды Келли» — о легендарных австралийских грабителях. Историю Мэтьюза, описанную в книге Кевина Флинна и Гэри Герхардта «Безмолвное братство», для экрана адаптировал сценарист Зак Бэйлин. Премьера нового фильма Курзеля состоялась на недавнем Венецианском фестивале, где он участвовал в основном конкурсе.
Пока наша Вселенная расширяется только гипотетически, вселенная «Кингсмен» расширяется на деле! Режиссер трех фильмов о секретной английской спецслужбе, состоящей из лучших лондонских портных, Мэттью Вон поставил и «Аргайла» — историю с приставкой «мета», в которой реальность и вымысел сливаются вместе в детективном экшене.
Сюжет новой части франшизы рассказывает об Элли Конвей (Брайс Даллас-Ховард) — популярной писательнице шпионских романов про неуловимого агента Обри Аргайла (Генри Кавилл). После пяти успешных книг Элли настигает творческий кризис, из которого она выходит необычным способом. Конвей покидает укромное писательское убежище на живописном озере и отправляется к родителям — Рут (Кэтрин О’Хара) и Барри (Брайан Крэнстон) — в Англию, попав по дороге в самую настоящую шпионскую ловушку, из которой ее спасает Эйдан Уайлд (Сэм Рокуэлл), действующий агент спецслужб. По его словам, на Элли охотится преступная организация «Подразделение». Писательница насолила им, каким-то образом предсказывая в романах их действия. На этом сюрпризы не заканчиваются. Элли предстоит узнать много нового о собственных родителях, познакомиться с директором ЦРУ Алфи Соломоном (Сэмюэл Л. Джексон) и убедиться, что Аргайл — персонаж не такой уж и вымышленный.
Пожалуй, самый классический с точки зрения жанра детективный фильм в подборке. Интрига тут служит главным элементом сюжета. Фильм поставлен по мотивам «Книги зеркал» — первого англоязычного и весьма популярного романа румынского писателя Эуджена Овидиу Кировици, вышедшего в 2017-м. «Спящие псы» стали режиссерским дебютом сценариста Адама Купера.
Рой Фримен (Рассел Кроу) — одинокий детектив отдела убийств в отставке, страдающий прогрессирующим Альцгеймером, — участвует в испытаниях препарата, способного восстановить память. Одновременно к сыщику обращается когда-то арестованный им Айзек Сэмюэл, осужденный на смертную казнь за убийство психиатра Джозефа Видера (Мартон Чокаш). Он не признает себя виновным и просит детектива найти настоящего убийцу. Фримен соглашается и обнаруживает, что на пару с бывшим напарником Джимми Ремисом (Томми Флэнаган) расследовал дело не слишком тщательно, даже не опросив Ричарда Финна (Гарри Гринвуд), чьи отпечатки были найдены на месте преступления и который был связан с Видером через его коллегу Лору Бэйнс (Карен Гиллан). Финн погибает почти сразу после разговора Роя с Ремисом. Дело, а вместе с ним и память Фримена постепенно проясняются.
Джон Уоттс, режиссер трилогии о Человеке-пауке с Томом Холландом, в компании Джорджа Клуни и Брэда Питта, старинных друзей, вместе ограбивших не одно казино, поставил старомодный бадди-муви о двух олдскульных одиночках, которые первую половину фильма выясняют, кто из них круче, а вторую вместе надирают задницы плохим парням.
Действие происходит накануне Рождества. Прокурорша одного из боро Нью-Йорка Маргарет (Эми Райан) попадает в анекдотическую ситуацию. Решив в кои-то веки расслабиться, она снимает номер в отеле на пару с Парнишкой (Остин Абрамс), с которым познакомилась тут же в баре. Тот слишком буквально воспринял ее предложение «покувыркаться», прыгая на матрасе, случайно упал на стеклянный столик и, кажется, умер. На выручку Маргарет спешат сразу два безымянных матерых фиксера в одинаково крутых кожаных куртках (Клуни и Питт), которые, убираясь в номере, находят рюкзак, набитый наркотиками. Дело из простого тут же становится сложным. Теперь им надо не только избавиться от тела Парнишки (да, он тоже остается безымянным), но и узнать, где он раздобыл зелье.
Полнометражный режиссерский дебют Зои Кравиц, написавшей сценарий вместе с Е.Т. Фейгенбаумом, автором сериала «Меломанка», в котором Кравиц сыграла главную роль. Изначально называвшийся «Островом кисок», «Подай знак» — это напряженный триллер с кое-какой социальной повесткой (на скамье подсудимых обманчиво привлекательная dolce vita и патриархат), оттянутым до финальной трети кровавеньким экшеном и замечательно переданной атмосферой ирреальности происходящего, что и добавляет интриги всему действу.
Из океана новостей немного потерянную по жизни официантку Фриду (Наоми Эки), бездумно листающую заголовки, почему-то привлекает известие о Слейтере Кинге (Ченнинг Татум) — техномиллиардере, угодившем в сексуальный скандал. В духе времени Кинг публично покаялся, отправился на терапию к известному психологу Ричу (Кайл МакЛоклен) и пообещал больше так не делать. Теперь, по его собственным заверениям, он совсем другой человек и шумным кокаиновым вечеринкам предпочитает компанию близких друзей. По совпадению на очередном светском рауте Фрида и ее подруга Джесс (Алия Шокат) встречают именно Кинга. После короткой беседы он приглашает официанток провести в компании друзей несколько недель на его личном острове. Кинг оказывается внимательным и заботливым, остров кричаще ярким, а еда удивительно вкусной. В общем, всё складывается подозрительно хорошо. Дни превращаются в недели, недели — в месяцы. Джесс, а за ней и Фрида начинают замечать маленькие странности в поведении окружающих, а после Джесс и вовсе исчезает без следа. Фриде предстоит разгадать загадку пропажи подруги и тайны обитателей острова.
Кроткая агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) совсем недавно выпустилась из академии в Лэнгли. Во время обхода домов в районе, где орудует серийный убийца, она безошибочно опознает дом подозреваемого. Ее недюжинная интуиция привлекает внимание опытного агента Картера (Блэр Андервуд), который расследует серию загадочных преступлений. Они происходят в штате Орегон несколько десятилетий по одной и той же схеме: отцы благополучных семейств без видимой причины расправляются со своими женами и дочерьми, после чего кончают жизнь самоубийством. Преступления объединяют письма на неизвестном языке, подписанные «Собирателем душ» (Николас Кейдж), и то, что все убитые девочки родились 14-го числа. В расследовании Харкер помогает не только интуиция, но и странная связь с убийцей, который, кажется, знает девушку с самого детства.
О «Собирателе душ» режиссера и сценариста Осгуда Перкинса — сына актера Энтони Перкинса, известного по роли в хичкоковском «Психо», — говорили как об одном из интереснейших хорроров последних лет, а то и называли среди лучших фильмов года. Фильм эти авансы вполне оправдал. Гипнотическая картина, напоминающая о темных работах Фрэнсиса Бэкона, замечательна липкой атмосферой иррационального страха. Ее мир зыбок, и Харкер, а вместе с ней и зритель медленно и неизбежно проваливаются в него. На создание «Собирателя душ» Перкинса «вдохновило» печально известное нераскрытое убийство шестилетней Джонбенет Рэмси в 1996 году, а отчасти история собственных родителей. В биографии режиссера обошлось без убийств, но его мать, актриса и фотограф Берри Беренсон, на протяжении многих лет помогала Перкинсу-старшему скрывать — в том числе от детей — его бисексуальность.
Старые друзья собираются в небольшом домике накануне важного события — популярная блогерша Никки выходит замуж за красавчика Рубена. На предсвадебную вечеринку съезжаются Сайрус и Шелби, отношения которых в последнее время разладились, Майя, задумавшая отбить Рубена у Никки, и тихоня Брук, робко бросающая томные взгляды на обаятельного Денниса, некогда встречавшегося с Никки. Классический для камерного детектива-триллера зачин, который при определенных обстоятельствах мог бы стать ромкомом, режиссер Грег Жардин дополняет фантастическим элементом. Последним на вечеринку заявляется получивший репутацию гения еще в школе Форбс (Дэвид В. Томпсон). С собой он взял непримечательный на вид чемоданчик, а в чемоданчике хранится машина по обмену телами. Вечер перестает быть томным и превращается во взбалмошную фантасмагорическую игру, где надо выяснить, чье сознание в данный момент занимает чье тело.
Актуализируя в ироническом ключе фразу «Главное то, что внутри», фильм Жардина стал одним из самых необычных хитов американских фестивалей независимого кино — «Сандэнса» и SXSW — и был куплен Netflix за 17 млн долларов! Ждем Жардина в списке новых режиссеров киновселенной Marvel.
Брак популярного писателя Ким Джун-сока (Ли Му-сэн) и художницы Юн Док-хи (Чху Джа-хён) кажется идеальным. Они любят и поддерживают друг друга после случившейся несколько лет назад трагедии. Тогда Юн попала в аварию и потеряла память, забыв обо всём, что предшествовало инциденту. С тех пор Ким каждый день терпеливо напоминал ей об их совместном прошлом, оставляя, только чтобы закончить работу над новой книгой. Во время очередной поездки мужчина погибает в автокатастрофе. От безысходной печали Юн Док-хи отвлекает незнакомый голос, который сообщает по телефону, что ее муж многое от нее скрывал.
Заключительный третий фильм в подборке, — наряду с «Аргайлом» и «Спящими псами» — в котором память героев является не только инструментом, но главным пространством и препятствием расследования. Идеальным примером этого «мемориального» субжанра детектива до сих пор остается «Мементо», сделавшее имя молодому Кристоферу Нолану.
Ма Сок-то (Ма Дон-сок) — гроза преступности и гений сыска. При появлении этого крепко сбитого детектива с небогатой, но выразительной мимикой воришки и наркодилеры всей Южной Кореи расступаются, как воды моря перед Моисеем. Но теперь перед героем стоит новый вызов. При всей своей крутости Ма ничего не понимает в современных технологиях, а расследование убийства кодера Чо Сона-чжэ, тело которого было найдено на Филиппинах, приводит к нелегальному онлайн-казино и техногению Чен Дон-чо (Ли Дон-хви), задумавшему запустить собственную криптовалюту. Чтобы найти виновных, детективу понадобится помощь юных коллег из IT-отдела. Впрочем, и без старой доброй драки не обойдется, ведь Пэк Чан-ки (Ким Му-ёль), один из подручных Чен Дон-чо и бывший военный, объявляет своему боссу войну.
«Возмездие» — уже четвертый фильм в популярной серии «Криминальный город». В предыдущих частях всё тот же Ма Сок-то, сыгранный Ма Дон-соком, одним из главных актеров корейского кино, разбирался с китайской бандой, затеявший большой переполох в маленьком районе Сеула («Криминальный город»), наказывал убийцу корейских туристов во Вьетнаме («Криминальный город 2») и выявлял предателя в рядах полиции, работавшего на наркодилеров («Криминальный город: Разборки в Пусане»). Подробнее о серии мы рассказывали в отдельном материале.
После тяжелого расставания с женой Бен Монро (Эрик Бана), известный психолог, написавший бестселлер о важности социальных групп в современном обществе, переезжает в Берлин, чтобы собрать материал для новой книги. Коллега по университету привлекает его к расследованию нескольких массовых самоубийств, интересных Бену с научной точки зрения. Монро видит в суицидах признаки ритуала, но Нина Хоффманн (Сильвия Хукс), психолог, консультирующая полицию, с ним не согласна. Пока Бен, перевоплотившись в детектива психологических мотиваций, всё глубже погружается в расследование и заодно в отношения с Ниной, его дочка Маззи (Сэди Синк), приехавшая на семестр из Америки, всё больше отдаляется от отца. Она знакомится с Мартином (Йонас Дасслер) — тихим, одиноким парнишкой, состоящим в обществе идеалистов. Общество возглавляет харизматичная Хилма Фукс (София Ройз), проповедующая отказ от личных потребностей в пользу коллективных и необходимость жертв для спасения природы. Бунтующая Маззи находит в ее речах притягательность и всё больше ими проникается.
«Город страха» поставила Джордан Скотт, дочь знаменитого Ридли Скотта, вероятно, хорошо знающая, каково это — иметь вечно занятого отца, влюбленного в свое дело. Скотт также написала сценарий фильма по мотивам романа Николаса Хогга «Токио», вышедшего в 2015 году. Примечательно, что в последние годы Эрик Бана частенько появляется в главных ролях в фильмах, в названии которых упоминается город (пусть и в локализованной версии). В 2020-м австралийский актер сыграл в «Городе тайн», в 2023-м — в его сиквеле, и вот теперь — в «Городе страха».