В назидание потомкам: 10 фильмов и сериалов про наследников и наследство
По подписке Okko доступна комедия «Мама мафия», в которой главная героиня в исполнении Тони Коллетт после смерти своего итальянского дедушки внезапно узнает, что тот был боссом целого мафиозного клана, и отправляется к новой «семье» в Калабрию. Вспоминаем лучшие фильмы и сериалы, рассказывающие о других кинонаследниках с неожиданными проблемами.
«Наследники», флагманский сериал HBO последних пяти лет, сочетающий элементы высокой драмы и злобной сатиры, многократно награжденный «Золотыми глобусами» и «Эмми», завершился как раз в этом году. Сюжет рассказывает о медиаимперии семейства Роев — владельцев не только «заводов, газет, пароходов», но еще и новостных агентств, каналов и парков развлечений. События первого сезона запускает инсульт железного патриарха семейства Логана Роя (Брайан Кокс), временно лишившегося способности управлять собственным детищем. Так начинается борьба за власть между его отпрысками — средним сыном Кендаллом (Джереми Стронг), полагающим себя единственным достойным наследником, дочерью Шив (Сара Снук), держащейся как будто в стороне от семейного бизнеса, и младшеньким Романом (Киран Калкин), порывистым и циничным. Также в события вовлекается многочисленная корпоративная челядь (из нее выделяется жених Шив — Том в исполнении Мэттью Макфэдиена), партнеры и соперники по бизнесу и, конечно, дальние родственники вроде внучатого племянника Грега (Николас Браун), способные, несмотря на комичность, сыграть решающую роль. Единственным, кто не участвует в этой борьбе, оказывается первенец Логана Коннор (Алан Рак), белая ворона в этом пестром на характеры и причуды семействе, чьи безосновательные амбиции и ложное самомнение убеждают его, что он достоин по крайней мере поста президента страны.
Несмотря на многие сходства с историей семьи медиамагната Руперта Мёрдока, владеющего газетами и телеканалами в Великобритании и США, создатель сериала, британец Джесси Армстронг, прежде специализировавшийся на политической и социальной сатире («В гуще событий», «В петле», «Вице-президент», «Четыре льва»), утверждает, что Логан Рой является полностью выдуманным персонажем и никакого отношения к Мёрдоку не имеет.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Жанр детектива чрезвычайно популярен на телевидении, но в кинотеатрах в чистом виде появляется относительно редко. При этом обычно кинодетективы являются экранизациями известных литературных произведений. «Достать ножи» в обоих отношениях стоит особняком — фильм был поставлен Райаном Джонсоном по собственному оригинальному сценарию и оказался настолько популярен в прокате, что получил сиквел, «Достать ножи: Стеклянная луковица» (2022). Действие детектива в лучших традициях жанра почти полностью развивается в одном пространстве, а большинство героев предстанут не теми, кем казались.
Объединяет оба фильма фигура частного детектива Бенуа Бланка (Дэниэл Крэйг), который в первой части расследует дело о смерти популярного автора детективов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер). Писателя находят мертвым в своем доме на следующий день после празднования 85-летия в кругу семьи. Насильственный характер смерти кажется очевидным — Харлану перерезают горло, — но, взявшись за расследование, скрупулезный частный детектив вскоре понимает, что всё не так просто. Главной подозреваемой выглядит сиделка Харлана Марта (Ана де Армас), хотя явных мотивов для убийства у нее, в отличие от членов семьи Тромби — дочери Харлана Линды (Джейми Ли Кёртис), его сына Уолта (Майкл Шеннон), невестки Джони (Тони Коллетт), зятя Ричарда (Дон Джонсон) и внука Рэнсома (Крис Эванс), — кажется, нет. Во всяком случае, так кажется до оглашения завещания, по которому Харлан оставил наследство как раз сиделке.
Братьям Шмунц — Эрни (Нэйтан Лэйн) и Ларсу (Ли Эванс) — достается обременительное наследство, завещанное их отцом, в прошлом крупным фабрикантом Рудольфом Шмунцем. Старый, как сама промышленная революция, шпагатный завод, приносящий одни убытки, да захиревший старинный особняк где-то на окраине — вот и всё достояние. Братья расходятся во мнениях относительно того, что делать с фабрикой (Ларс хочет продолжить дело отца, а Эрни настаивает на ее продаже), но сходятся во мнении, что от дома нужно поскорее избавиться. Укрепляет их в этом новость, что особняк спроектировал сам Чарльз Лайл Ларю, известный в прошлом архитектор. Выходит, что Рудольф все-таки оставил Шмунцам немаленькое наследство! Остается отреставрировать дом и выставить его на аукцион, но для этого братьям нужно сначала избавиться от мышки, считающей себя полноправной хозяйкой дома. Так начинается их мышиная охота, которая становится настоящим кошмаром.
Эксцентричная комедия положений, поставленная Гором Вербински, будущим режиссером «Пиратов Карибского моря», стала первым проектом киностудии Стивена Спилберга DreamWorks и, несмотря на стилизацию под слэпстик-комедии 1930–1940-х, была успешна в прокате. Также стоит отметить последнюю роль оскароносного Уильяма Хикки и эффектное камео Кристофера Уокена в образе борца с паразитами.
К эпохе довоенной невинности в истории американского кино отсылает и «Миллионер поневоле» — ремейк классической комедии Фрэнка Капры «Мистер Дидс переезжает в город» с Гэри Купером и Джин Артур в главных ролях, вышедшей еще в 1936 году (Капра, к слову, был награжден «Оскаром» за режиссуру этого фильма). В основе сюжетов обоих фильмов, отличающихся друг от друга некоторыми деталями (и, в частности, финалом), лежит рассказ американского прозаика Кларенса Бадингтона Келланда.
Главный герой, Лонгфелло Дидс (Адам Сэндлер), владеет пиццерией в крошечном городке Мэндрейк Фоллз в Нью-Гемпшире, а в свободное время с энтузиазмом пишет тексты для поздравительных открыток, которые отсылает в офис компании Hallmark (ответа, разумеется, не получая). Жизнь мужчины меняет событие, никак с ним на первый взгляд не связанное: на далеком Эвересте погибает миллиардер Престон Блэйк. Тот внезапно оказывается двоюродным дедушкой Лонгфелло, а поэта-неудачника с говорящей фамилией признают его единственным законным наследником. Теперь ставший в одночасье богатым герой может удовлетворить все свои желания, однако приходится столкнуться с вниманием общества и прессы. В частности, хитрой журналистки Бейб Беннет (Вайнона Райдер), которая стремится подобраться к парвеню поближе.
Сказка о проблеме наследства от Уэса Андерсона описывает культуру Европы эпохи межвоенья. Работая над сценарием вместе с Хьюго Гиннессом, Андерсон вдохновлялся, с одной стороны, полными меланхолии произведениями австрийского писателя Стефана Цвейга о безвозвратно ушедшем мире. А с другой, европейскими фильмами 1930-х и 1940-х и, в частности, работами дуэта режиссеров Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера.
Структурно повествование представляет собой рассказ в рассказе. Безымянная девушка читает книгу Автора, в молодости сыгранного Джудом Лоу, а в почтенном возрасте — Томом Уилкинсоном, посвященную отелю «Гранд Будапешт» в альпийской части выдуманной страны Зубровки (собирательный образ Польши, Чехии и Австро-Венгрии). Некогда бывший популярным курортом и местом отдыха богатых европейцев, в 1968-м — когда Автор впервые его посетил — отель пришел в запустение. Однако память о прошлых славных деньках хранит его владелец Зеро Мустафа (Ф. Мюррей Абрахам). Тот рассказывает Автору историю о том, как он в одночасье получил в наследство одну чрезвычайно ценную картину и отель. Рассказ Мустафы переносит повествование в 1932 год, когда юный Зеро (Тони Револори) только начинает работать коридорным в «Гранд Будапеште» под началом эксцентричного и чрезвычайно обходительного консьержа месье Густава (Рэйф Файнс). Надо заметить, история полотна «Мальчик с яблоком», написанного в духе Северного Возрождения, выдумана так же, как и всё прочее в фильме.
Чуть раньше Цвейга творил американо-английский писатель Генри Джеймс, чей роман «Женский портрет», опубликованный в 1881 году, был несколько раз экранизирован (несмотря на то что сам писатель был против переложения своего произведения даже в пьесу). Последняя подобная попытка была предпринята новозеландским режиссером Джейн Кэмпион, дважды награжденной «Оскаром». Первый раз — за сценарий «Пианино», второй — недавно, за постановку «Власти пса».
Сюжет фильма, близкий к букве и духу романа, рассказывает об Изабель Арчер, сыгранной Николь Кидман (которая, к слову, являлась большой поклонницей книги), — привлекательной молодой американке, отличающейся своенравием и не желающей связывать себя узами брака. Ввиду этого она отказывает даже глубоко симпатичному ей Каспару Гудвуду (Вигго Мортенсен). Изабель отправляется в Англию в гости к своему дядюшке мистеру Тушетту (сэр Джон Гилгуд), чей болезненный сын Ральф (Мартин Донован) настолько восхищается свободомыслием кузины, что уговаривает отца завещать ей часть своего наследства. Вскоре дядюшка умирает, делая Изабель богатой невестой. Девушка, как и мечтала, отправляется в путешествие по Европе и оседает в Италии, где знакомится с новыми людьми. Среди них оказывается и мадам Серена Мерл (Мэри-Луиз Паркер), которая знакомит ее с Гилбертом Осмондом (Джон Малкович) — осевшим во Флоренции сладкоречивым американцем, и тот заставляет Изабель изменить свои взгляды.
Другое произведение Генри Джеймса — короткий роман «Вашингтон-сквер», опубликованный в 1880-м и вдохновленный реальной историей, рассказанной писателю английской актрисой Фанни Кембл. Он стал основой для «Наследницы», фильма классика американского кино Уильяма Уайлера, получившего сразу четыре «Оскара» и обласканного критиками, но провалившегося в прокате.
Действие разворачивается в 1849 году в Нью-Йорке — ровно за сто лет до выхода фильма. Главная героиня Кэтрин Слопер — в исполнении Оливии Де Хэвилленд, широко известной по роли Мелани Хэмилтон в «Унесенных ветром», — чрезвычайно застенчивая девушка в той же степени требовательного отца, доктора Слопера (Ральф Ричардсон, исполнявший роль и в постановке пьесы). Последний желает, чтобы дочь приобрела хорошие манеры и избавилась от мучительной скромности. Для этого в их резиденцию на Вашингтон-сквер прибывает тетя, Лавиния Пеннимэн (Мириам Хопкинс). Вскоре Кэтрин начинает выходить в свет и на одном из балов знакомится с обходительным и привлекательным Моррисом Таунсендом (Монтгомери Клифт), к которому проникается искренними чувствами. Моррис спустя некоторое время делает ей предложение, однако доктор Слопер видит в юноше исключительно охотника за его состоянием и наследством Кэтрин.
Если кому и не стоит беспокоиться о деньгах, так это героям нашей подборки фильмов и сериалов о богатых, с которой мы предлагаем вам познакомиться.
Фильм современного классика американского кино Александра Пейна также основан на литературном первоисточнике — одноименном и, вероятно, самом известном романе писательницы Кауи Харт Хеммингс, появившемся в печати в 2007 году.
Юрист Мэтт Кинг (Джордж Клуни) происходит из рода, восходящего к последнему правителю Гавайев — его прабабушка была принцессой, вышедшей замуж за белого мужчину. Многочисленному семейству Кингов, состоящему из дюжины кузенов, дядюшек и тетушек Мэтта, было оставлено наследство — обширные земельные участки на островах — около 25 000 акров. Мэтт является попечителем семейного траста, права которого на землю по новому закону истекут через семь лет. Семья Кинга собирается продать угодья, но окончательное решение остается за Мэттом.
Тем временем супруга Мэтта в результате несчастного случая впадает в кому. От своей старшей дочери Алекс (Шейлин Вудли) отец узнает, что ныне пребывающая в бессознательном состоянии мать семейства имела внебрачную связь с риэлтором Брайаном Спиром (Мэттью Лиллард). По совпадению последний является родственником богатого бизнесмена, претендующего на земли клана. Мэтт соглашается отключить жену от аппарата жизнеобеспечения, но перед этим отправляется к Брайану, чтобы тот успел проститься с Элизабет. Впрочем, в конце концов растерянному герою придется принять несколько важных решений.
Историю еще одной пары братьев рассказывает драма Барри Левинсона, отмеченная «Золотым медведем» Берлинского кинофестиваля и награжденная четырьмя «Оскарами» в категориях, включая «Лучший фильм».
Чарли Бэббит (Том Круз) — типичный яппи конца 1980-х, циничный, прагматичный, самовлюбленный, помешанный на внешнем лоске и не расстающийся с телефоном (время — деньги). Даже известие о смерти отца, с которым у него были не самые теплые отношения, волнует его меньше, чем новость о том, что всё свое немалое наследство папенька завещал не ему, а его брату Рэймонду (Дастин Хоффман), о существовании которого Чарли даже не подозревал. Оказывается, Рэймонд, психика которого сочетает савантизм с аутизмом, большую часть жизни провел в лечебнице для душевнобольных.
Бизнес Чарли переживает не лучшие времена, ему срочно нужны деньги, чтобы остаться на плаву. Он решается похитить Рэймонда из-под носа у опекуна, требуя своей половины наследства, и отправляется с братом в путешествие по Америке, которое, разумеется, полностью его изменит. Похожая история на самом деле приключилась с английским актером Майклом Кейном, в зрелом возрасте узнавшем о брате с некоторыми особенностями психического развития. Кейн при этом отмечал замечательную актерскую игру Тома Круза, оставшуюся в тени выдающегося представления Дастина Хоффмана, награжденного вторым в карьере «Оскаром». Забавно при этом, что на съемках сам Хоффман полагал, что это одна из худших его ролей.
Неожиданными родственными связями обзаводится и брутальный комиссар Юбер Фиорентини (Жан Рено), гроза парижской преступности, который узнает, что любовь всей его жизни, японка Мико, оставившая его девятнадцать лет назад, оставила ему наследство. Впрочем, на этом сюрпризы из прошлого не заканчиваются. Прибывший на похороны в Токио Юбер узнает, что Мико родила от него дочь Юми (Рёко Хиросуэ), а на ее счету в банке лежат двести миллионов долларов, за которыми охотятся люди одного из боссов якудза по прозвищу Зебра (Ёси Оида). Юберу и его верному помощнику Момо (Мишель Мюллер) предстоит придумать, как выбраться из этой заварушки и заодно наладить отношения с Юми. Девушка не знает, кто ее отец, и к тому же терпеть не может полицейских.
Как и Уэс Андерсон, Люк Бессон, спродюсировавший «Васаби», часто работает с любимыми артистами. Так, Жан Рено снялся у Бессона в нескольких фильмах — «Подземке», «Никита», «Голубой бездне», «Леоне» и второй части «Багровых рек», а режиссер Жерар Кравчик поставил три части франшизы «Такси».
Также предлагаем вам познакомиться с подборкой фильмов и сериалов о братьях и сестрах.