Тихие шедевры и остроумные комедии: 10 бельгийских фильмов
Бельгийский кинематограф не пользуется такой же популярностью, как, например, французский или скандинавский. Однако это вовсе не означает, что страна шоколада не заслуживает внимания. Картины бельгийского производства регулярно оказываются на престижных кинофестивалях, а также несколько раз были номинированы на премию «Оскар». От хорроров до социальных драм — в нашем списке каждый найдет себе фильм по душе. Также предлагаем познакомиться с подборками других зарубежных картин — современных скандинавских и британских фильмов.
У Жоржа (Жерар Депардье) всё идет наперекосяк: пожилой актер разочарован в профессиональной деятельности, злоупотребляет алкоголем и понятия не имеет, как разобраться с хаосом в жизни. И без того сложную ситуацию усугубляет появление новой помощницы и телохранительницы — Аиссы (Дебора Люкумуэна), которая временно заменяет своего приятеля. Двум совершенно разным людям придется научиться уживаться рядом друг с другом.
«Защитница» — полнометражный дебют режиссерки Констанс Мейер. Зарождение дружбы между полными противоположностями — излюбленный троп кинематографистов и зрителей. Вот и в этой картине два героя — белый мужчина в возрасте и темнокожая девушка — находят общий язык. Работа Мейер избегает жанровых клише и предлагает честную историю со сложными героями. У фильма блестящий каст: Жоржа сыграл легенда кино Жерар Депардье, а Аиссу — юная звезда Дебора Люкумуэна. Молодому режиссеру прекрасно удается удерживать баланс между смешным и грустным.
Детище Феликса ван Гронингена можно найти практически в любом списке лучших фильмов из Бельгии. «Разомкнутый круг» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Душераздирающая история бельгийского режиссера в свое время покорила как критиков, так и зрителей. Семейная драма с кантри-музыкой (актеры сами исполняют песни на экране) и меланхоличными нотками основана на пьесе Йохана Хелденберга, который сыграл в фильме главную роль.
Несмотря на разные характеры, Элис (Верле Батенс) и Дидье (Йохан Хелденберг) влюбляются друг в друга с первого взгляда. Он — музыкант и атеист, она — владелица тату-салона и верующая в Бога. На этом отличия героев не заканчиваются, но, вопреки всему, возлюбленные заключают брак и заводят ребенка. Когда дочь молодой пары серьезно заболевает, идиллия в жизни супругов начинает рушиться.
Десятилетний Тори (Пабло Шильс) и семнадцатилетняя Локита (Жоэли Мбунду) приехали из Африки в Бельгию в надежде на лучшую жизнь. Мигранты познакомились на корабле, и между ними тотчас завязались доверительные отношения. Чтобы получить вид на жительство, герои пытаются соврать правительству и доказать, что они родственники. Дети так привязались друг к другу, что стали настоящей семьей. Но еще Тори и Локите необходимы деньги, чтобы жить и помогать семьям, оставшимся в Африке. Ребята ввязываются в темные дела.
«Тори и Локита» — фильм известных бельгийских кинематографистов Жан-Пьера и Люка Дарденнов. Братья прославились благодаря социальным драмам, которые не раз были представлены на Каннском кинофестивале. На счету дуэта две «Золотые пальмовые ветви». Режиссеров нередко и заслуженно называют авторами-гуманистами, ведь работы Дарденнов обнажают острые проблемы общества. «Тори и Локита» — идеальный вариант для знакомства с творчеством бельгийцев: перед нами чувственное кино без излишнего мелодраматизма, которое призывает публику быть более человечными и приходить на помощь нуждающимся. А еще это трогательная история дружбы на фоне ужасных обстоятельств, с которыми сталкиваются мигранты, которые всего лишь хотят жить в достатке и мире.
«Невидимый мир» — дебютная картина Лауры Вандель, которая, к большому сожалению, довольно незаметно прошла в отечественном прокате. Премьера фильма прошла в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Бельгийская постановщица изобразила на экране портрет буллинга в начальной школе. Весь фильм снят глазами детей: камера следует за учениками и показывает окружающую обстановку на уровне глаз главной героини, благодаря чему зритель словно бы помещается в маленький и порой небезопасный мир ребенка.
Нора (Майя Вандербек) отправляется в первый класс. Неизвестность пугает девочку, но, к счастью, рядом с ней находится старший брат Абель (Гюнтер Дюре). Только вот мальчик не может каждую перемену проводить с сестренкой: у героя проблемы посерьезнее — одноклассники выбрали его объектом издевательств. Нора не может смириться с происходящим и всячески пытается помочь брату, пока взрослые закрывают глаза на проблему.
Семь мужчин разных возрастов находятся на грани нервного срыва. Нуждаясь в помощи, они отправляются на групповую терапию. Незнакомцам необходимо провести на природе четыре дня и пройти таинственный курс, который предназначен исключительно для мужчин. Сюрпризы начинаются уже с прибытия: оказалось, что коучем является женщина. Именно ей предстоит вернуть героям вкус к жизни.
Работа Одри Дана — легковесная комедия об эмоционально истощенных героях, у которых появляется возможность ненадолго забыть о проблемах. У постановщицы получилось сделать обаятельную картину, где исследуется ряд стереотипов о мужчинах. Находясь вдали от городской суеты, персонажи начинают понимать, как сильно давление на работе и дома истощает их ментальное состояние. Калейдоскоп трудностей остается где-то далеко, ведь на терапии семерка незнакомцев находится вне зоны доступа и позволяет себе наконец расслабиться, а заодно переосмыслить свою жизнь.
Место действия — маленькая деревушка в глуши. Хлои (Ана Жирардо) и Жюль (Джованни Пуччи), мама и сын, переезжают сюда из-за работы женщины. В селе ходят слухи, что в этих местах обитает древнее зло. Ко всему прочему, совсем недавно пропал ребенок, но жители стараются не вспоминать трагедию. Вскоре новоприбывшие начинают понимать, что в деревне происходят странные и страшные вещи.
Хоррор Арно Малербе не может похвастаться скримерами, ведь главное здесь — особая атмосфера, пугающая каждым новым кадром. Сельский ландшафт — излюбленное место для режиссеров, которые снимают фильмы ужасов. Внешняя красота противопоставляется кошмару внутри: страх постепенно поглощает маленького героя, которому нужно противостоять монстру. Вопрос лишь в том, является ли чудище реальным или это лишь плод фантазии.
Дамиен (Дамиен Боннар) и Лейла (Лейла Бехти) — супруги, чья страсть не утихала с годами, а любовь становилась только крепче. Партнеры воспитывают сына Амина (Габриэль Мерц Шамма) и работают в области искусства: он художник, она реставраторка. Гармонии в семье приходит конец, когда Дамиену диагностируют биполярное расстройство. Мужчина переживает из-за предстоящей выставки, пытается сохранить теплые отношения с сыном и боится оттолкнуть любимую жену. Пока художник принимает лекарства, всё выглядит как прежде. Однако вскоре герой отказывается от лечения, чтобы таблетки не мешали ему творить. Со временем от былой идиллии в доме не остается и следа.
Чтобы полностью проникнуться фильмом, необходимо знать некоторые детали из биографии Жоакима Лафосса. Бельгийский режиссер взял за основу картины историю своей семьи: у отца Жоакима, фотографа, тоже обнаружили биполярное расстройство. Постановщик не романтизирует и не стигматизирует болезнь, а, напротив, старается продемонстрировать реалистичный портрет семьи, которая столкнулась с трудностями. Тяжелая драма была показана в основном конкурсе Каннского фестиваля в 2021 году.
Где-то в Брюсселе живет сам Бог (Бенуа Пульворд). А у него есть дочь Ия (Пили Груан). Девочка устала от жестокости папы, которому давно нет никакого дела до людей. Бог пытается сделать их жизнь хуже: соседняя очередь всегда двигается быстрее, а бутерброд стабильно падает вареньем вниз. Бог, а выглядит он как обычный дядька средних лет в халате и тапках, ужасно радуется, когда кому-то плохо. Ия же, напротив, хочет помогать окружающим. Дочь Бога решает пойти против отца и отправляет всем даты их смерти, а еще сбегает из дома. Девочка меняет привычный уклад человечества и дает людям новый смысл жизни.
«Новейший завет» — фэнтезийная комедия Жако ван Дормеля, режиссера фильма «Господин Никто». С момента премьеры изобретательная картина стала культовой в Бельгии и за ее пределами. Лента не боится пофантазировать на библейскую тему и переосмыслить всем известный сюжет. У Дормеля получилось хулиганское кино с забавными эпизодами, фактурными персонажами и феминистскими мотивами. «Новейший завет» — один из главных и самых оригинальных фильмов Каннского кинофестиваля 2015 года. Бельгия выдвигала необычную работу на соискание «Оскара» в 2016 году.
Сюжет переносит зрителей в Лимбург. Джеки Вэнмарсенилл (Маттиас Шонартс) — фермер, который разводит крупный рогатый скот и продает мясо. Однажды герой сталкивается с подозрительным ветеринаром, который предлагает фермеру сделку. Связавшись не с теми людьми, Джеки ввязывается в цепь разрушительных событий и сталкивается лицом к лицу с травмами прошлого.
«Бычара» — дебютная работа режиссера Михаэля Р. Роскама (мини-сериал «Черная птица»). Криминальная драма о гангстерах и фермерах — еще один фильм, который был выдвинут Бельгией на «Оскар». В духе жанра сюжет повествует о предательстве, дружбе и фатальности. Поражает работа, которую проделал Маттиас Шонартс, чтобы сыграть главную роль: актер готовился к съемкам два года, перестроил питание, занимался в спортзале, набрал 27 кг, а также выучил лимбургский язык — смесь диалектов, на котором говорят на юго-востоке Нидерландов, сопредельной территории на западе Германии и северо-востоке Бельгии.
Посреди леса находится необычная школа для девочек. Ученицы поступают в учреждение в гробах без каких-либо воспоминаний о прошлой жизни. Учителя (одну из которых сыграла Марион Котийяр) обучают воспитанниц балету и естествознанию. Покидать территорию и уходить за пределы леса не разрешается. Загадочное место таит в себе множество тайн. Почему девочки ничего не помнят о родителях? Является ли школа жизнью после смерти? И правда ли, что наставницы — бывшие ученицы, которые некогда провинились и застряли тут навсегда?
«Невинность» — дело рук Люсиль Хадзихалилович, супруги Гаспара Ноэ. Однако постановщица не теряется на фоне более именитого партнера: в 2021 году, например, вышел мистический хоррор «Уховертка», который понравился критикам и не особенно пришелся по душе широкому зрителю. «Невинность» тоже делит аудиторию на два лагеря: картиной можно либо очароваться, либо остаться крайне недовольным. Это поистине странное кино с пугающим антуражем, которое основано на рассказе немецкого драматурга Франка Ведекинда и содержит множество метафор о девичьем взрослении. Не используя чересчур много инструментов жанра, Хадзихалилович без труда создает на экране напряжение и до самых титров заставляет зрителей томиться в ожидании чего-то страшного.