От наркоманов до монархов: 11 современных британских фильмов
Когда думаешь о том, чем эталонный британский фильм отличается от любого другого, первое, что приходит в голову, — специфический английский юмор. Или исторические костюмы и интерьеры, выполненные с невероятной достоверностью. Или персонажи, прописанные с такой точностью, что в них не остается места для фальши. Помимо классических костюмированных фильмов и историй из жизни монархов, в нем осталось место социальному реализму и проблемам простых людей. Рассказываем про 11 современных британских фильмов.
Колин Фёрт в картине Тома Хупера, снятой по мотивам реальной монархической драмы прошлого столетия. Принц Альберт готовится стать королем Великобритании Георгом VI и безуспешно пытается справиться с заиканием. Ему, как подобает королю, нужно произносить речи, но он не может связать и двух слов. Альберт обращается к лучшим логопедам, пытается говорить с набитым шариками ртом по совету одного из них, только ни один из методов лечения не приводит к положительному результату. После многочисленных неудач Альберт бросает попытки избавиться от мучительного дефекта речи.
Преданная супруга будущего короля узнаёт о малоизвестном австралийском логопеде, который успешно помогает своим пациентам справиться с заиканием, и принимает решение обратиться к нему. Однако доктор Лайонел Лог не спешит приехать на помощь и заявляет, что работает с пациентами только у себя на дому, даже если его пациент — король. Так начинается история об удивительном исцелении Георга VI от заикания. Методы Лога требуют полного доверия и равноправия, зачастую шокируют Альберта и приводят его в ярость. Но после нескольких провальных публичных выступлений Альберт понимает, что Лог — единственный, кто может помочь ему избавиться не только от заикания, но и от сомнений в том, сможет ли он вдохновить и сплотить свой народ в тяжелые времена накануне войны. Фильм получил множество престижных наград, в том числе «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Интересно, что сценарист Дэвид Сайдлер, в детстве сам страдавший от заикания, просил разрешения на использование этой истории у Елизаветы Боуз-Лайон, королевы-матери и вдовы короля Георга VI. Та согласилась, но попросила не снимать фильм при ее жизни, потому что, по ее словам, воспоминания о муже оставались слишком болезненными.
Сиквел культовой истории о молодых наркоманах, время от времени пробующих завязать и начать новую жизнь. Этот фильм Дэнни Бойл снял по роману Ирвина Уэлша «Порно» — продолжению романа «Трейнспоттинг», который он экранизировал в 1990-е. Во второй части наркотики уходят на второй план, а на первый выходят проблемы людей среднего возраста, так ничего толком и не достигших.
С момента, когда Марк Рентон кинул своих друзей на большие деньги, прошло 20 лет. Он развелся с женой, пережил сердечный приступ и принял решение вернуться в Эдинбург. Никто из старых друзей, кроме Кочерыжки, не рад возвращению Марка. Они помнят о его предательстве, а Бегби, все это время сидевший в тюрьме, и вовсе хочет его убить. Тем не менее Саймон и Марк объединяют усилия, чтобы найти стартовый капитал на открытие борделя. Ностальгическая картина о постаревших, но не повзрослевших друзьях, которые пытаются жить свою жизнь как могут. Иногда — из рук вон плохо.
Биографический фильм о «железной леди» Маргарет Тэтчер, снятый в благородных стальных тонах. Несмотря на то что вся жизнь Тэтчер была посвящена политике, кино не только об этом. В своей трактовке режиссер Филлида Ллойд предлагает увидеть человеческую сторону легендарной и противоречивой исторической фигуры.
Сюжет картины строится на воспоминаниях Тэтчер — одинокой пожилой вдовы, которая борется с деменцией и почти не выходит из дома. Мы видим, как молодая девушка пытается пробиться в Консервативную партию, где доминируют мужчины, и как ее будущий муж Денис Тэтчер делает ей предложение. Тэтчер любит своего супруга, но, подобно большинству мужчин в том же положении, ставит карьеру на первое место. В других воспоминаниях Тэтчер — исторические события, развернувшиеся во время ее пребывания на посту премьер-министра. В безупречном исполнении Мэрил Стрип Тэтчер раскрывается не только как бескомпромиссный и сильный лидер государства, но и как живой человек, который вынужден мириться со старостью и тоской по умершему возлюбленному.
Вторая мировая война. Английский математик и криптограф Алан Тьюринг пытается взломать код немецкой шифровальной машины «Энигма», которую нацисты используют для передачи своих сообщений. Считается, что «Энигму» взломать невозможно, но Тьюринг любит сложные задачи и не хочет отступать. Он предпочел бы работать в одиночку, но ему навязывают недостаточно квалифицированных специалистов. Тогда Тьюринг сам находит новых участников проекта, среди них — юная выпускница Кембриджского университета Джоан Кларк. Тьюринг принимает решение создать собственную машину, которая могла бы расшифровать ежедневно меняющийся код «Энигмы».
Гениальный математик Тьюринг, очень убедительно сыгранный Бенедиктом Камбербэтчем, внес огромный вклад в победу над Гитлером, но позднее был уничтожен политической машиной из-за обвинения в гомосексуальности — она еще считалась в Англии уголовным преступлением. В фильме события Второй мировой войны переплетаются с воспоминаниями Алана о детстве и о потере лучшего друга, в честь которого он потом назовет свою уникальную машину. Еще одна временная линия — арест Тьюринга в 50-х и тяжелый выбор между приемом гормональных препаратов, означающих химическую кастрацию, и тюремным заключением.
59-летний плотник Дэниел Блэйк пережил сердечный приступ и больше не может работать, однако выглядит недостаточно немощным, чтобы получить от государства какие-либо льготы. Ему нужно подать огромное количество онлайн-заявок, но у Блэйка нет ни ноутбука, ни смартфона, ни интернета, и он не знает, как пользоваться мышкой от компьютера. В ходе этой грандиозной бюрократической волокиты он встречает мать-одиночку Кэти, испытывающую похожие трудности.
Выразительная драма о человеке, наивно откровенном в своем стремлении не работать, чтобы сохранить здоровье. Безусловно, фильм — также обвинение бюрократии, которая обезличивает претендентов на выплату пособий. А еще это история обычных людей, пытающихся заботиться друг о друге, когда государство отказывается заботиться о них. Режиссер Кен Лоуч и исполнитель главной роли стендап-комик Дейв Джонс безжалостно обличают систему, которая в попытке избавиться от «халявщиков» съела сама себя. Картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
Роман Джейн Остин «Эмма» 1815 года не теряет своей притягательности для кинематографистов — список экранизаций этого произведения довольно внушительный. В последней версии красивую, умную и богатую героиню Остин Эмму Вудхаус играет Аня Тейлор-Джой. В ее исполнении Эмма становится удивительно колючей и не такой приятной, как ее экранные предшественницы, но фильм от этого, пожалуй, только выигрывает. Режиссерский дебют американского фотографа Отем де Уайлд, которая раньше снимала рок-концерты и музыкальные клипы.
Красивая, умная и богатая Эмма Вудхаус не торопится выйти замуж, предпочитая жить вместе с отцом и заниматься сватовством других. Эмме не терпится свести свою простоватую и неуклюжую подругу Гарриет Смит со священником мистером Элтоном, несмотря на то что у Гарриет есть явная и взаимная симпатия с местным фермером мистером Мартином. Самоуверенные манипуляции Эммы критикует только один человек из ее окружения — мистер Найтли. При этом он также единственный, кто видит настоящую Эмму и понимает ее.
Строгая Англия 60-х. Флоренс и Эдвард только что поженились и полны идеалистических ожиданий друг от друга. Однако уже первая брачная ночь становится для них мучительным испытанием. Они терпят полное фиаско в постели, но не могут толком объясниться. Виной тому — пуританское воспитание и неискушенность в любовных делах. Молодожены в отсутствие шанса признаться друг другу в своих страхах начинают терять уверенность в своих чувствах.
Литературной основой картины стал роман Иэна Макьюэна «На пляже Чесил». Автор книги сам написал сценарий к фильму и консультировал режиссера и актеров на съемках. В романе Макьюэн подчеркивает тот факт, что его герои жили в то время, когда разговор о сексуальных трудностях попросту был невозможен. В результате одна неудачная ночь в приморском отеле стала для Эдварда и Флоренс настоящей трагедией и крушением всех надежд. Горький взгляд на сравнительно недавнее прошлое Западной Европы накануне сексуальной революции.
Накануне своего 21-го дня рождения Тим узнаёт от отца семейную тайну: мужчины в их роду обладают способностью путешествовать во времени. Обдумывая, как лучше всего использовать этот дар, застенчивый Тим принимает решение наладить свою личную жизнь и усовершенствовать навыки ухаживания за девушками. Ведь теперь, если что-то пошло не так, он сможет вернуться в прошлое и всё исправить. Тим встречает очаровательную Мэри и начинает строить отношения, постоянно отматывая время назад, исправляя ошибки и тут же ошибаясь снова.
Сюжет этого фэнтезийного добродушного фильма напоминает «День сурка», в котором герой Билла Мюррея раз за разом проживает один и тот же день и пытается добиться расположения девушки. Но для Тима смысл этих многочисленных путешествий во времени раскрывается не в том, чтобы стать лучше, а в том, чтобы научиться жить настоящим и ценить каждый момент.
Британский географ исследует джунгли Перу, где знакомится с парой удивительных медведей. Они дружелюбны, проявляют способности к английскому языку и очень любят мармелад. На прощание географ дарит им свою шляпу и говорит, что если они доберутся до Лондона, им будут там очень рады. Спустя десятилетия землетрясение разрушит дом милой медвежьей четы, а их племянник-сирота примет решение отправиться в Лондон. Так начинается история о медвежонке Паддингтоне, который искренне верит в то, что в прекрасной Англии живут исключительно вежливые и галантные джентльмены, и очень хочет стать одним из них.
Очаровательный медвежонок Паддингтон способен влюбить в себя зрителей всех возрастов, поэтому этот фильм вполне достоин звания идеальной картины для семейного просмотра. Тут есть и уморительные сцены, в которых Паддингтон пытается адаптироваться к новой среде, и шутки для взрослой аудитории, и Николь Кидман в роли безжалостной таксидермистки. Режиссерский дебют Пола Кинга, снявшего почти все серии культового шоу «Майти Буш», — соответственно, с юмором в фильме тоже полный порядок.
Чтобы добиться продвижения по службе и устранить соперников, полицейский Брюс Робертсон готов на многое: переспать с женой одного своего коллеги, распустить слухи о гомосексуальности другого, настроить всех против третьего. Главный герой фильма абсолютно аморален — он наркоман, алкоголик, развратник, он не гнушается никакими средствами, чтобы приблизиться к своей цели. По уровню отторжения, которое он вызывает, его вполне можно сравнить с главным антигероем «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика.
Как и «Трейнспоттинг», это экранизация романа Ирвина Уэлша. В ней режиссер Джон С. Бейрд предъявил публике все отвратительные стороны человеческой натуры и современного общества. Несмотря на то что к Брюсу Робертсону почти невозможно проникнуться симпатией, его история трагична и может заставить задуматься. Совершенно безумный и безжалостный фильм, который лицом к лицу сталкивает зрителя с очевидными проблемами этого мира.
Британский сериал «Аббатство Даунтон» завоевал миллионы поклонников по всему миру. Это сага о старой доброй Англии и обитателях старинного поместья. Полнометражный фильм Майкла Энглера можно смотреть и тем, кто не видел сериал и даже не слышал о нем. Действие разворачивается спустя два года после последних событий в сериале. На сей раз жителей Даунтона ждет чрезвычайно важное событие — визит королевской четы.
Аристократическое семейство Кроули и их многочисленные слуги с трепетом и волнением ожидают приезда монарха Георга V с супругой. Серебро отполировано, комнаты приготовлены. Но, к большому огорчению местной прислуги, в доме появляется целая делегация королевских слуг, которые намерены взять на себя ответственность за проведение всего мероприятия. К тому же королева привозит в Даунтон свою фрейлину леди Бэгшоу, а с ней у грозной графини Грэнтэм есть серьезные разногласия.