Подборки

Смеяться разрешается: 10 отличных немецких комедий

Если верить анекдотам, у немцев нет чувства юмора. Но цифры не подтверждают этот стереотип: комедия — самый популярный и самый кассовый жанр современного немецкого кино. И далеко не всегда это продукт для внутреннего пользования. Многие комедийные фильмы из Германии стали мировыми хитами. Рассказываем, с каких картин стоит начать знакомство с шутками по-немецки. Кроме того, предлагаем познакомиться с подборкой отличных корейских комедий, а также культовых американских комедий второй половины XX века.

Мой любимый призрак

Hui Buh und das Hexenschloss
Рейтинг: 6.7IMDb: 4.9
Жанры: Фэнтези, Комедии, Приключения, Семейное
2022, 89 мин
Германия, 6+
Режиссер: Себастьян НиманГлавные роли: Кристоф Мария Хербст, Ману Любовски, Рик Каваниан, Михаэль Хербиг, Нелли Хоффман, Кармен-Майя Энтони

Король Юлиус (Кристоф Мария Хербст) живет в старинном замке и страдает от расставания с женщиной, которую считал любовью всей своей жизни. Компанию ему составляет Бубух (Михаэль Хербиг) — незадачливый призрак, мечтающий, чтобы люди его боялись. Местная публика, увы, лишь смеется, когда он пытается кого-то напугать. Однажды на пороге замка появляется девочка по имени Офелия (Нелли Хоффман). Она представляется племянницей Бубуха и рассказывает, что ее мать была похищена коварной ведьмой Эрлой (Шарлотта Шваб). Цель злодейки — завладеть «Некрономиконом», могущественной книгой заклинаний. Юлиус и Бубух решают помочь девочке одолеть колдунью.

Германия — одна из немногих стран мира, где детский кинематограф является важной частью индустрии, поддерживается государством и потому не находится в кризисе. У Немецкой киноакадемии, ежегодно вручающей призы за лучшие фильмы года, даже есть отдельная номинация, посвященная картинам для детей и подростков. «Мой любимый призрак», основанный на старой и очень популярной радиопьесе о дружелюбном привидении, больше подойдет для совсем юной аудитории: шутки тут безобидные, а ужасы — не страшные. Без влияния «Гарри Поттера», конечно, не обошлось, но в целом это вполне оригинальный продукт. О том, что немцы знают толк в сказках, все мы помним еще по книгам братьев Гримм.

Душевная кухня

Soul Kitchen
Рейтинг: 7.39IMDb: 7.3
Жанры: Комедии, Драмы
2009, 95 мин
Германия, 18+
Режиссер: Фатих АкинГлавные роли: Фелина Рогган, Адам Боусдукс, Вотан Вильке Мёринг, Анна Бедерке, Мориц Бляйбтрой

Грека Зиноса Казанзакиса (Адам Боусдукс), владельца маленького ресторанчика на окраине Гамбурга, преследуют неприятности. Сначала в дверь в самый неподходящий момент стучат представители налоговой инспекции, потом из тюрьмы выходит брат-уголовник (Мориц Бляйбтрой), затем любимая девушка Надин (Фелина Рогган) объявляет о том, что уезжает в Шанхай. В заведении становится всё меньше посетителей, и Зинос решается на отчаянный шаг: он приглашает на работу эксцентричного повара (Бироль Юнель), имеющего привычку угрожать посетителям ножом и признающего только изысканную дорогую кухню.

В фильмографии Фатиха Акина, немецкого режиссера турецкого происхождения, эта картина занимает особое место. Он снял ее сразу после драмы «На краю рая», посвященной, во-первых, теме смерти, а во-вторых, трагической невозможности соединить Восток и Запад. От такой тяжелой во всех смыслах работы нужно было отдохнуть. Так на свет появилась «Душевная кухня» — смешная и безбашенная мультикультурная комедия с волшебным саундтреком и потрясающими ролями Адама Боусдукса, Морица Бляйбтроя и Бироля Юнеля, звезды фильма «Головой о стену». Отдельным персонажем в картине становится Гамбург — город, в котором режиссер родился и вырос. Для Акина он не живописная декорация, а та самая малая родина, уютнее и любимее которой нет ничего на всём белом свете.

Тони Эрдманн

Toni Erdmann
Рейтинг: 7.04IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Комедии
2016, 155 мин
Германия, Австрия, 18+
Режиссер: Марен АдеГлавные роли: Петер Симонишек, Сандра Хюллер, Михаэль Виттенборн, Томас Лойбл

Винфред (Петер Симонишек), немолодой учитель музыки, обожающий розыгрыши, едет в Бухарест, чтобы навестить свою дочь Инес (Сандра Хюллер). Однако времени на отца у нее совсем нет. Инес работает бизнес-консультантом, и каждый ее день расписан по минутам. Чтобы привлечь внимание дочери, Винфред с помощью лохматого парика и вставной челюсти перевоплощается в Тони Эрдманна — вымышленного персонажа, который не боится быть смешным и бесцеремонным. Инес от этого перевоплощения не в восторге. Появление Тони вносит хаос во все сферы ее жизни, от деловой до личной.

В случае с «Тони Эрдманном» особенно важно определиться с терминологией: картину сложно назвать чистой комедией, это скорее трагикомедия — жанр, который в Германии обожают режиссеры авторского кино. Картину сняла Марен Аде, представительница Берлинской школы, уникального направления, исследующего повседневную жизнь среднестатистического европейца. Ее фильм больше, чем просто комедийная история о любящем отце-провокаторе. Это кропотливое исследование разных форм отчуждения: семейного, сексуального, эмоционального и даже рабочего (пашущая без отдыха Инес на самом деле не производит ничего, кроме потока слов). И, пожалуйста, не бойтесь почти трехчасового хронометража: финал «Тони Эрдманна» стоит того, чтобы его дождаться.

Зачётный препод

Fack ju Göhte
Рейтинг: 7.33IMDb: 7
Жанр: Комедии
2013, 112 мин
Германия, 16+
Режиссер: Бора ДагтекинГлавные роли: Катя Риман, Яна Палласке, Элиас ЭмБарек, Каролине Херфурт, Алвара Хёфельс

Мелкий грабитель Зеки Мюллер (секс-символ немецкого кино Элиас ЭмБарек) выходит из тюрьмы и устраивается учителем на замену в обычную немецкую школу имени Гёте. Всерьез быть преподавателем он, конечно, не собирается. Цель Зеки — получить доступ к местному подвалу. До того как он сел в тюрьму, его подружка закопала награбленную добычу на стройке, которая позже превратилась в новый школьный спортзал. Однако полностью отвертеться от новых обязанностей у грабителя не получается. Ему достается самый трудный класс, ученики которого уже выжили из школы нескольких педагогов. К огромному удивлению окружающих, Зеки все-таки находит с учениками общий язык. Вот только действует он весьма нестандартными методами.

«Зачетный препод» стал второй режиссерской работой Боры Дагтекина, одного из авторов популярного сериала «Турецкий для начинающих». В национальном прокате фильм побил все рекорды: это один из самых успешных проектов новейшего немецкого кино. Его секрет прост: Дагтекин вывел на экран харизматичного антигероя, который делает то, что обычным немцам делать запрещено. Он нарушает все писаные и неписаные правила. Зеки хамит ученикам, расстреливает их из ружья для пейнтбола, спит с коллегой-учительницей (Каролине Херфурт), путает в немецком падежи и артикли и ни перед кем ни в чём не отчитывается. Устоять перед его обаянием невозможно, тем более что под маской циника скрывается парень с добрым сердцем. В финале он докажет всей школе, что не бывает трудных или невыносимых подростков. Бывают взрослые, не сумевшие найти к ним подход.

Выпьем за любовь

Der Vorname
Рейтинг: 7.23IMDb: 7.1
Жанр: Комедии
2018, 87 мин
Германия, 16+
Режиссер: Зёнке ВортманнГлавные роли: Каролина Петерс, Юстус фон Донаньи, Серкан Кая, Флориан Давид Фиц, Янина Узе, Ирис Бербен

Интеллигентная семья, состоящая из университетского профессора (Кристоф Мария Хербст) и учительницы (Каролина Петерс), устраивает ужин для близких друзей. В числе приглашенных — старый приятель (Юстус фон Донаньи), а также младший брат хозяйки (Флориан Давид Фиц) с беременной подругой (Янина Узе). За бокалом вина всплывает вопрос об имени ребенка: уже известно, что это мальчик. Будущий отец предлагает присутствующим угадать, на каком варианте остановились родители. Не угадывает никто, потому что малыша собираются назвать… Адольфом.

Если судить по названию, то за кадром немецкой комедии должен звучать саундтрек от Игоря Николаева. Разумеется, ничего подобного здесь нет, романтичное заглавие — фантазия российских прокатчиков. На самом деле фильм называется просто «Имя», а его идея вообще принадлежит кинематографистам из соседней страны: «Выпьем за любовь» — ремейк французской ленты. Там персонажи, поминая еврейских родственников и Вторую мировую войну, тоже заводили спор об уместности имени Адольф. Перенос действия в Германию обострил конфликт. Это тот редкий случай, когда копия получилась зубастее оригинала: немецкие герои травят исторические анекдоты, рассуждают о миграционном кризисе в Европе и проводят смелые параллели между 1930-ми и 2010-ми.

Фанатки на завтрак не остаются

Groupies bleiben nicht zum Frühstück
Рейтинг: 7.33IMDb: 6.6
Жанры: Комедии, Драмы
2010, 104 мин
Германия, 16+
Режиссер: Марк РотемундГлавные роли: Анна Фишер

Старшеклассница Лила (Анна Фишер) возвращается в Германию после долгого отсутствия: целый год она провела в США в качестве студентки по обмену. Дома за это время многое изменилось. Мама нашла себе нового бойфренда — молодого таксиста, а 11-летняя сестра стала фанаткой какой-то рок-группы, плакатами которой заклеила всю стену. В Ботаническом саду Лила знакомится с симпатичным парнем по имени Кристофер (Костя Ульман). Девушка и не догадывается, что он фронтмен той самой группы Berlin Mitte, по которой сходит с ума ее сестра, одноклассницы и весь город Берлин.

«Фанатки на завтрак не остаются» — лучшее опровержение стереотипа о том, что немецкие авторы якобы не сильны в комедиях. Конечно, ничего прорывного от этого ромкома ждать не стоит. Сюжет, напоминающий о «Золушке», довольно предсказуем, а за образами участников Berlin Mitte легко угадываются музыканты группы Tokio Hotel. Однако сентиментальность картины способна растопить даже самое черствое сердце. Это мастерски сделанное кино, которое не пытается быть шедевром, но отлично осознает свои задачи: зрителей нужно влюбить сначала в очаровательно неловких персонажей, а потом и в Берлин, город абсолютной свободы, где все улицы залиты солнечным светом, где царит веселый переполох и где любую неприятность можно легко пережить, просто прокатившись на теплоходе по реке Шпрее.

Достучаться до небес

Knockin' on Heaven's Door
Рейтинг: 8.21IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Комедии, Криминальное
1997, 85 мин
Германия, 18+
Режиссер: Томас ЯнГлавные роли: Тиль Швайгер, Рутгер Хауэр, Мориц Бляйбтрой, Ян Йозеф Лиферс, Корнелия Фробёсс, Хуб Стапель

Руди (Ян Йозеф Лиферс) и Мартин (Тиль Швайгер), два смертельно больных пациента, сбегают из больницы на угнанной машине, чтобы увидеть море. Без этого в загробной жизни никак. «На небесах только и говорят, что о море, — объясняет новому приятелю Мартин. — Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь…» В процессе путешествия выясняется, что тачку друзья украли у бандитов, а в ее багажнике спрятан чемодан с миллионом марок.

В момент выхода большинство критиков расценило трагикомедию Томаса Яна как очередной «тарантиноид». В конце 90-х десятки, если не сотни режиссеров со всего мира упражнялись в создании остроумных криминальных историй с перестрелками и аллюзиями на классику мирового кино. Авторы «Достучаться до небес» своего восхищения Тарантино никогда не скрывали, однако их картина всё же сумела выйти за рамки обычного эпигонства. Она укрепила зарождающуюся славу Тиля Швайгера, подарила киноманам гениальный в своей проникновенности монолог о море, который многие помнят наизусть до сих пор, и породила в кинематографе Германии отдельный поджанр — фильмы об уходе из жизни. Лучше немцев с этой темой не справляется никто.

Солнечная аллея

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
1999, 101 мин
Германия, 12+
Режиссер: Леандер ХауссманГлавные роли: Александр Шер, Александр Байер, Роберт Штадлобер, Детлев Бук

Солнечная аллея — реальная улица, которая во времена существования Берлинской стены была рассечена пополам. Одна ее часть находилась на Востоке, другая — на Западе. Фильм рассказывает о группе подростков, которые живут в восточной, гэдээровской части города, буквально в двух шагах от КПП. Герои во главе с харизматичным Михой (Александр Шеер) одержимы западной музыкой, охотятся за западными пластинками, сохнут по главной красавице района (Тереза Вайсбах) и даже не задумываются о том, что стена однажды может рухнуть, а привычная жизнь — закончиться.

Комедия Леандера Хауссмана была выпущена к 10-летнему юбилею со дня падения Берлинской стены. На родине она стала кассовым рекордсменом и на долгие годы задала канон фильмов о ГДР. После «Солнечной аллеи» немецкие авторы один за другим начали ставить в центр сюжета наивного, простодушного, часто верящего в лучшее будущее героя, а главным комическим инструментом стало утрирование деталей гэдээровского быта: от одежды до хрустальных ваз в серванте (по такому же принципу, например, был построен сценарий куда более известной за пределами страны картины «Гуд бай, Ленин!»). Влияние «Солнечной аллеи» прослеживается и в российском кино: можно предположить, что именно отсюда заимствовал музыкальный финал фильма «Стиляги» режиссер Валерий Тодоровский.

Альмания — Добро пожаловать в Германию

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.1
Жанры: Драмы, Комедии
2011, 101 мин
Германия, 18+
Режиссер: Ясемин СамдерелиГлавные роли: Демет Гюль, Айкут Каяджик, Ведат Эринчин, Фахри Ярдым, Лилей Хузер

Дедушка и бабушка 6-летнего Дженка, переехавшие из деревни на востоке Турции в Германию в начале 70-х, только что получили немецкие паспорта, но сам мальчик до сих не может понять, кто же он: немец или турок? Чтобы найти ответ на этот вопрос, вся семья отправляется в Турцию, где дедушка Хюсейн недавно купил дом, а по дороге кузина Дженка рассказывает ему историю о том, как его предки оказались в Германии, к чему им пришлось привыкать на новом месте и какие стереотипы о двух странах не соответствуют действительности.

На этапе производства в скромную семейную сагу не верил никто. Профессионалы индустрии говорили продюсерам «Альмании», что шансов завоевать прокат у них нет. Этнические турки, живущие в Германии, якобы не пойдут на немецкий фильм, а немцы из принципа не пойдут на картину, в которой у всех главных героев турецкие корни. Но, несмотря на опасения, «Альмания» стала кассовым хитом, объединив зрителей самого разного происхождения. Лента с невероятной чуткостью исследует сложнейшие темы: миграцию, столкновение культур, конфликт отцов и детей.

Соблазнитель

Kokowääh
Рейтинг: 7.2IMDb: 6.4
Жанры: Комедии, Драмы
2011, 126 мин
Германия, 16+
Режиссер: Тиль ШвайгерГлавные роли: Тиль Швайгер, Эмма Швайгер, Жасмин Герат, Сэмюэл Финци, Нуман Аджар

Оригинальное название фильма Kokowääh — искажение французского coq au vin, «петух в вине». Это чудесное блюдо — единственное, что умеет готовить главный герой комедии, неудачливый сценарист Генри (Тиль Швайгер). В личной жизни у него полный бардак. Бывшая возлюбленная Катарина (Жасмин Герат) стащила его идею и написала роман, ставший бестселлером. Все прочие девушки не задерживаются у него дольше, чем на одну ночь, а тут еще старая знакомая, которая когда-то по глупости изменила с ним своему жениху, привозит к его двери восьмилетнюю Магдалену (эту роль исполняет младшая дочь Тиля Швайгера Эмма) и оставляет ее там с письмом, утверждающим, что Генри — ее отец.

Что произойдет дальше, угадать нетрудно. Ребенок полюбит нового папу, а все прочие персонажи, пытавшиеся ненавидеть и в чем-то обвинять главного героя, к финалу сдадутся под напором его обаяния и непосредственности. Как и предыдущие комедийные работы Швайгера («Босиком по мостовой», «Красавчик» и «Красавчик 2»), это очень яркое и жизнеутверждающее кино, способное поднять настроение даже зрителю, обычно не склонному к излишним сантиментам. Правда, как это обычно и бывает с историями про перерождение плохиша в заботливого ангела, наблюдать за первой частью картины, где герой борется с самим собой, гораздо интереснее, чем за второй, где у него уже не остается никаких отрицательных качеств.