От джаза до боулинга: 10 культовых американских комедий второй половины XX века
Интеллектуальный Вуди Аллен, эксцентричный Джим Керри, потрепанный Джефф Бриджес — собрали 10 очень разных американских комедий второй половины XX века, которые прошли проверку временем и до сих пор смешат зрителей.
Музыкальная комедия Билли Уайлдера «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро, Тони Кёртисом и Джеком Леммоном в главных ролях — это признанная классика жанра. Снятая в далеком 1958 году лента не утратила своей актуальности и превосходит многие современные комедии как в юмористическом, так и в сюжетном плане. Основная ставка сделана на шутках с переодеваниями, но юмор картины не ограничивается мужчинами в женских платьях. Фильм работает в разных направлениях: миксует жанры, пародирует гангстерское кино, смело говорит об идентичности. От авторитетных изданий картина не раз получала статус лучшей комедии всех времен, и это по крайней мере не безосновательно.
Действие картины начинается в Чикаго во времена сухого закона. Два бедных музыканта Джо (Тони Кёртис) и Джерри (Джек Леммон) становятся случайными свидетелями разборок мафии. Единственный шанс сбежать из города — получить работу в женском джазовом оркестре, поэтому Джо и Джерри переодеваются в женщин. Так появляются саксофонистка Джозефина и контрабасистка Дафна. Вместе с новыми коллегами и двумя чемоданами платьев друзья отправляются во Флориду. Выдавать себя за девушек оказывается не так просто: каблуки оказываются слишком неудобными, а ухажеры — чересчур навязчивыми. Однако из нового опыта ребята выжимают максимум пользы: Джерри довольствуется дорогими подарками от ничего не подозревающего старичка-миллионера, а Джо использует свое альтер эго, чтобы подкатить к очаровательной певице Душечке (Мэрилин Монро). Впрочем, идиллия в любой момент может разрушиться из-за мафиози, которые по иронии судьбы останавливаются в том же отеле, где выступают музыканты.
Комедийная драма Сидни Поллака «Тутси» вышла на экраны в 1982 году и стала хитом кинопроката. Об успехе картины свидетельствуют множество наград и номинаций, признание критиков и второе место в списке лучших комедий по версии Американского института кино. Спустя сорок лет после премьеры «Тутси» всё еще способна рассмешить зрителя. Даже если шутки на тему переодевания Дастина Хоффмана в женщину не сработают, то импровизации Билла Мюррея точно сделают свое дело.
Безработный актер Майкл Дорси (Дастин Хоффман) обладает незаурядными способностями вкупе со скверным характером и худшей репутацией в городе. Он постоянно спорит с режиссерами, поэтому никто не хочет с ним работать. Чтобы собрать деньги на постановку своего друга Джеффа (Билл Мюррей), Майкл переодевается в женское платье и сразу же получает роль в мыльной опере. Однако двойная жизнь сильно мешает мужчине в любовных делах. Нынешняя подружка Сэнди (Тери Гарр) начинает подозревать Майкла в связях с мужчинами, а новая пассия Джули (Джессика Лэнг) принимает альтер эго героя Дороти Майклс за лесбиянку.
Комедийные шедевры Джима Абрахамса и братьев Цукер по праву считаются одними из лучших в своем жанре. Их первым успешным проектом стала комедия «Аэроплан», проложившая дорогу американским пародиям 1980–1990-х. По-настоящему уморительным фильм стал благодаря высокой плотности шуток. Основную ставку авторы сделали на сценарий, а не на кривляния и отыгрыши актеров. На экране герои несут абсолютную чушь с невозмутимо-серьезным выражением лица, всё смешное за них делают неожиданные каламбуры и визуальные приколы. Начиная с поверхностного эпизода в аэропорту, комедия стремительно наращивает темп и не снижает высокую планку вплоть до финальных титров. В плане шуток и гэгов «Аэроплан» ничуть не устарел и даст фору многим современным комедиям.
Действие комедии происходит на борту самолета, экипаж которого стал жертвой пищевого отравления. Судьба пассажиров зависит от того, смогут ли стюардессы и доктор найти среди путешественников хотя бы одного человека, который умеет управлять самолетом и не ел на ужин рыбу. Кандидат на должность пилота находится быстро, но чтобы посадить судно, ему придется преодолеть свои вьетнамские флешбэки. Тем временем на борту начинается настоящий хаос, а на земле готовятся к худшей посадке в истории аэропорта.
Четыре премии «Оскар» и четвертое место в списке 100 лучших комедий от Американского института киноискусства получила одна из ранних работ Вуди Аллена «Энни Холл». Главную мужскую роль Аллен сыграл сам, а женскую исполнила Дайан Китон. Название картины является отсылкой к настоящей фамилии и прозвищу актрисы, с которой режиссер когда-то состоял в романтических отношениях. Своего персонажа он очевидно писал с себя, но все намеки на автобиографичность кинодел отрицает.
Картина представляет сборник эпизодов из жизни 40-летнего жителя Нью-Йорка комика Элви Сингера и его подружки Энни Холл. Через призму очередного неудавшегося романа герой размышляет о своей жизни и окружающих его людях. В прологе он травит анекдоты, в середине выступает со стендапом, а на протяжении всего повествования стабильно ломает четвертую стену забавными комментариями к различным ситуациям в прошлом и настоящем.
Культовая комедия «День сурка» с Биллом Мюрреем в главной роли породила множество подражаний, ввела в обиход устойчивое выражение для бесконечной рутины и стала традиционным фильмом на каждое второе февраля. Несмотря на успех и популярность среди зрителей, американские академики сперва не обратили на кино о временной петле никакого внимания. На родине «Доктора Кто» были чуть более благосклонны: британцы отметили сценарий премией BAFTA. Отсутствие серьезных наград не помешало ленте стать признанной классикой, а впоследствии «День сурка» внесли в Национальный реестр фильмов США — список картин, обладающих культурным, историческим и эстетическим значением.
В центре сюжета оказывается циничный телеведущий-метеоролог Фил Коннорс (Билл Мюррей). Четвертый год подряд его отправляют на старейший погодный фестиваль в Панксатони, чтобы снять репортаж с празднования Дня сурка. Схематично отработав материал, герой рассчитывал как можно скорее вернуться домой, но у вселенной на этот счет оказались другие планы. Из-за снежной бури съемочная команда застряла в городе, а Фил по необъяснимым причинам попал во временную петлю. Ведущий вынужден проживать один и тот же день снова и снова. Так у него появляется новая мечта — чтобы завтра наконец-то наступило.
Комедии с Джимом Керри занимают особое место в американском кинематографе. Фирменные кривляния, уникальная пластичность и экспрессивные отыгрыши принесли актеру мировую известность и славу. Его ранние работы можно охарактеризовать как радикально придурковатые и невероятно смешные. Воспринимать талантливого комика как талантливого актера стали после выхода на экраны экшен-комедии «Маска». Роль зеленоголового трикстера сделала Керри суперзвездой и принесла ему первую номинацию на «Золотой глобус». Вольная экранизация одноименного графического романа запустила еще одну карьеру — для Кэмерон Диаз роль в этой картине стала дебютной.
В основу «Маски» легла кровавая и жестокая серия комиксов издательства Dark House. Режиссер Чак Рассел переосмыслил оригинальное чтиво и снял киношную версию в жанре комедии. Главным героем стал робкий банковский служащий Стэнли Ипкисс (Джим Керри), об которого все вытирают ноги. Жизнь тихони переворачивается с ног на голову, когда он находит волшебную маску. Эта вещь превращает неуклюжего клерка в невероятно гибкого и неуязвимого мультяшного супергероя с зеленой головой и черным чувством юмора. С внезапно приобретенной силой приходят большая любовь, крупные неприятности и колоссальная безответственность.
Сюжет подростковой комедии «Выходной день Ферриса Бьюллера» строится вокруг предприимчивого старшеклассника и его друзей, которые решили прогулять школу и насладиться свободой. Главный по прогулам и симуляции болезней Феррис Бьюллер (Мэттью Бродерик) стабильно водит за нос любимых родителей и дурит школьных учителей. В семье на обман подростка принято закрывать глаза, но директор школы намерен во что бы то ни стало вывести прогульщика на чистую воду.
«Выходной день Ферриса Бьюллера» снял режиссер и сценарист Джон Хьюз — автор молодежных комедий «Клуб „Завтрак“», «Шестнадцать свечей» и серии фильмов «Один дома». Творения Хьюза стали образцом жанра и вышли за пределы поколения, для которого создавались. В истории Ферриса Бьюллера он рисует портрет подростков середины 1980-х, которые толком не знают, чего хотят от жизни. Комедия с юным Мэттью Бродериком, активно ломающим четвертую стену на протяжении всей картины, вполне найдет отклик даже у современных школьников.
Снятый на черно-белую пленку дебютный фильм Кевина Смита «Клерки» заложил основу для целой киновселенной View Askewniverse, в которой живут такие колоритные персонажи, как Джей и Молчаливый Боб. Впервые друзья-торчки появились именно в этой низкобюджетной разговорной комедии, а после продолжили кочевать по другим смитовским каринам и даже получили свою собственную дилогию. Чтобы снять первых «Клерков», Смит бросил киношколу и влез в долги, но результат того стоил. После премьеры на фестивале независимого кино «Сандэнс» лента получила приз кинодеятелей, а также взяла две награды в Каннах. Проверку временем черно-белая комедия тоже прошла на отлично: спустя годы ее внесли в Национальный реестр фильмов США и включили во всевозможные топы и списки лучших. Основной упор «Клерков» сделан на острых диалогах и нелепых ситуациях — до чертиков смешных и жутко неприличных.
Картина рассказывает об одном дне из жизни продавца супермаркета Данте Хикса (Брайан О’Хэллоран) и его кореша Рэндела Грейвса (Джефф Андерсон), работающего в соседнем видеопрокате, но постоянно тусующегося в продуктовом. Рабочую смену друзья проводят за обсуждением «Звездных войн» и разговорами о сексе. Пока на улице толкают дурь Джей (Джейсон Мьюз) и Молчаливый Боб (Кевин Смит), работнички умудряются сыграть в хоккей на крыше магазина, испортить похороны бывшей подружки Данте и получить штраф за продажу сигарет четырехлетней девочке. Нетрудно догадаться, что свои должностные обязанности они выполняют крайне неохотно. Рэндел вечно пререкается с покупателями, а Данте постоянно ноет из-за того, что ему пришлось работать в выходной.
Мистическая комедия Тима Бёртона «Битлджус» рассказывает о злоключениях милой парочки недавно усопших призраков, которые после смерти пытаются выгнать из своего дома новых жильцов. Правда, все попытки испугать надоедливую семейку не дают желаемого результата, ведь кроме странной и необычной девочки Лидии привидений никто не видит. В отчаянии мертвецы решают обратиться за помощью к профессионалу. Частный биоэкзорцист по имени Битлджус гарантирует качественное изгнание новых хозяев, но вместо этого выводит из себя заказчиков, и те отказываются от сделки. Впрочем, скоро за потусторонними услугами поедателя жуков придется обратиться кое-кому из живых.
Кроме Майкла Китона в образе Битлджуса и юной Вайноны Райдер в роли мрачной Лидии Дитц, в фильме снялись узнаваемые лица американской комедии 80–90-х. Главу семейства Чарльза Дитца сыграл директор школы из «Выходного дня Ферриса Бьюллера» (Джеффри Джонс), а его супругу Делию — мама Кевина из «Один дома» (Кэтрин О’Хара). Призраков изображали дебютировавшая в «Тутси» Джина Дэвис и не нуждающийся в представлении Алек Болдуин. Несмотря на скромный бюджет, Тиму Бёртону удалось снять прекрасный фильм, в котором есть всё — талантливые актеры и основательный сценарий, черный юмор и олдскульные спецэффекты, стильные костюмы и «оскароносный» грим.
Фарсовая криминальная комедия братьев Коэн вернула интерес к боулингу, ввела в оборот фразу «Где деньги, Лебовски?» и явила миру необычного героя. Безработный пацифист в поношенном халате в исполнении Джеффа Бриджеса собрал вокруг своей вымышленной персоны армию реальных фанатов. Ежегодные фестивали имени Лебовски и даже целое религиозное течение, основанное на философии и образе жизни персонажа — далеко не каждый фильм может похвастать таким наследием. При этом в год выхода ленту приняли довольно прохладно, некоторые издания даже нарекли ее худшей из снятых братьями-сценаристами. Однако благодаря повышенному вниманию со стороны зрителей и отборному юмору картину провозгласили «первым культовым фильмом эпохи Интернета», а сегодня редкий список лучших комедий обходится без «Большого Лебовски». Несмотря на обилие ненормативной лексики в репликах героев, фильм признали национальным достоянием США — теперь его копия хранится в Библиотеке Конгресса.
События картины приходятся на начало 90-х. Главный герой по прозвищу Чувак живет себе припеваючи: вместо работы катает шары в боулинге, пропускает стаканчики «Белого русского» и всё в таком духе. Внезапно идиллия рушится: в квартиру вваливаются гангстеры, портят любимый ковер и требуют какие-то деньги. После пыток водой из унитаза выясняется, что бандиты перепутали Чувака с однофамильцем-миллионером. Желая возместить ущерб, герой отправляется к тезке. Вместо компенсации мистер Лебовски предлагает Чуваку сделку — тот должен передать преступникам выкуп за похищенную миссис Лебовски. Тогда герой-бездельник получит двадцать тонн и сможет оставить взятый без разрешения ковер.