Сладость или гадость? 10 фильмов про Хэллоуин
Хэллоуин — уникальный праздник, для каждого имеющий свое значение. Кто-то создает экстравагантные костюмы, кто-то готовит «отравленные угощения», кто-то пытается призвать черта, а кто-то, спрятавшись под одеялом от всех страхов внешнего мира, включает кино. Для последних рассказываем о фильмах, действие которых происходит в канун Дня Всех Святых.
Забавный праздник Хэллоуин, тот самый, «когда любая девушка может одеться как шлюха, а другие не могут ничего сказать по этому поводу», на самом деле появился много веков назад. Считается, что современный День Всех Святых — это христианизированный кельтский праздник сбора урожая. Первые упоминания Самайна (название означает «конец лета») встречаются в летописях X века, тогда он символизировал переход от светлого времени к темному. Праздник всегда был связан с проявлениями сверхъестественного и общением с мертвыми. Сэм, сокращенно от Самайн, — главный герой фильма «Кошелек или жизнь» Майкла Догерти, сценариста «Людей Икс 2» и режиссера «Крампуса».
Сэм проводит зрителя по антологии кошмаров американского городка. В первой части семейная пара решает убрать страшные декорации ночью на Хэллоуин еще до окончания праздника, но Сэм следит, чтобы вековые традиции соблюдались неукоснительно. Во второй социопат угощает отравленной конфетой мальчика, похитившего у него сладости. В третьей подростки пытаются напугать девушку с расстройством аутистического спектра, но сами становятся жертвами своей шутки. В четвертой отравитель невинных получит по заслугам, а в пятой ненавистник Хэллоуина встретится с призраками своего прошлого.
По Салему ходит история о проклятии трех ведьм, повешенных в городе 300 лет назад. По преданиям, если невинная девушка зажжет свечу в доме в канун Дня Всех Святых, то колдуньи восстанут. Ради шутки Макс и Дени, недавно переехавшие в дом ведьм, решают их призвать. И тут многовековая легенда оказывается правдой — сестры Сандерсон действительно являют себя на пороге дома и к тому же пытаются их съесть. Но в любой, даже страшной сказке злу противостоит добро, на этот раз в виде огромного черного кота.
Почти сразу после выхода фильм приобрел культовый статус, став для празднования Хэллоуина чем-то вроде семейной картины «Эта замечательная жизнь» для Сочельника. Образы коварных сестер Сандерсон (Бетт Мидлер, Сара Джессика Паркер, Кэти Нэджими) вкупе с запоминающимися костюмами стали символом праздника. Почти 30 лет шли разговоры о продолжении «Фокуса-покуса», и наконец в сентябре этого года «Фокус-покус 2» вышел на Disney+. В первом фильме ведьмам из XVII века пришлось приспосабливаться к современности — считаться с городским трафиком, учиться пользоваться телевидением и за неимением метлы в каждом доме приспосабливаться летать на пылесосах. Сиквел эксплуатирует ту же тему, благо за 30 лет в мире многое поменялось. А вернувшиеся к своим ролям уже подзабытые зрителем Мидлер, Паркер и Нэджими смотрятся в своих ретро-образах так же очаровательно, как и в первый раз.
Еще одна черная комедия, без упоминания которой не обходится ни один Хэллоуин, — «Семейка Аддамс». Аддамсы живут в мрачном особняке, носят только черное и постоянно рассуждают о смерти. Но это не мешает им быть самым счастливым семейством в мире. Единственная мысль, которая беспокоит главу семейки Гомера (Рауль Хулиа), — воссоединение с давно потерянным братом Фестером. Но вот так чудо! Фестер (Кристофер Ллойд) объявляется на пороге семейного особняка после спиритического сеанса с утраченным родственником. Беда в том, что он мало что помнит и вообще не очень-то похож на своего братца.
История эксцентричной семьи основана на карикатурах художника Чарльза Аддамса для журнала The New Yorker. Впервые пародия на идеальную американскую семью появилась в 1938 году и приобрела такую популярность, что серия продолжала выходить до 1980-го. В 60-е годы вышел сериал по мотивам карикатур, затем мультфильм и комикс. Кстати, создатели сериала подали иск на продюсеров фильма «Семейка Аддамс» за несоблюдение авторских прав. Однако это не помешало режиссерскому дебюту Барри Зонненфельда о готическом циничном семействе выйти на экраны и найти своих зрителей.
Прошло 40 лет после кровавой резни в Хэддонфилде, в которой погибло четверо подростков. Майкл Майерс провел всё это время в стенах лечебницы для преступников, а Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис), единственная выжившая в событиях 1978 года, с тех самых пор не перестает ждать возвращения маньяка и готовится к встрече. Незаживающая травма лишает ее семейных радостей — брак не задался, а родительские права на дочь (Джуди Грир), которая вынуждена была всё детство провести с оружием под подушкой, отобрали. Горести Лори оказываются вознаграждены — аккурат 31 октября Майерс сбегает из-под стражи и начинает терроризировать город.
Одиннадцатая часть серии фильмов о маньяке в маске начисто отметает все предыдущие. На первых порах отбрасывается в сторону сюжет второго «Хэллоуина» 1981 года, где выясняется, что Майкл — брат Лори. Под чутким присмотром мастера хоррора, автора оригинального фильма 1978 года Джона Карпентера Дэвид Гордон Грин возвращается к исходной точке — простой, как три копейки, истории о маньяке и жертве в современном прочтении. Роли меняются — Лори Строуд из последней девушки превращается в агента мщения. По законам жанра, именно ей предстоит разобраться с собственными страхами и спасти город.
В небольшом поселении голландских переселенцев под названием Сонная Лощина произошло на три убийства больше, чем за всё время его существования до этого момента. Чтобы разобраться в загадочных происшествиях, на помощь местным жителям приезжает констебль из Нью-Йорка — Икабод Крейн (Джонни Депп), рационалист и большой ученый в области криминалистики. Следователь уверен, что любое явление можно объяснить с точки зрения науки, а загробного мира не существует. Но вот незадача: местные жители рассказывают констеблю, что преступления совершает Всадник без головы (Кристофер Уокен) — герой легенды о кавалеристе, которому отрубили голову неподалеку от Сонной Лощины. Он пытается найти свою голову и забирает их у жертв. Крейн не верит суеверным россказням ровно до того момента, пока сам не становится свидетелем возвращения Всадника.
Сюжет картины основан на новелле Вашингтона Ирвинга, в которой учитель становится жертвой мистического Всадника без головы. Но на самом деле его убивает ревнивый соперник в борьбе за руку и сердце богатой наследницы. Как всегда у Тима Бёртона, за сверхъественным вмешательством скрывается совершенно естественный и приземленный злой умысел. «Сонная Лощина» — классический пример визуального стиля Бёртона: влияние немецкого экспрессионизма, отсылки к фильмам ужасов студии Hammer, монохромная цветовая палитра, в которой цвет становится проводником смысла. Изначально режиссер планировал сделать мрачную сказку черно-белой и снимать в соотношении 4:3, но оператор Эммануэль Любецки убедил его использовать на камере синие линзы, которые усилили фэнтезийный эффект в кадре, вкупе с застоявшимся густым туманом и рассеянным мягким светом.
В городе Хэллоуин — праздник! Очередной День Всех Святых прошел успешно — дети и взрослые напуганы, конфеты съедены, монстры повеселились на славу. Не рад только Джек Скеллингтон, настоящий чемпион по крикам. Кажется, ему надоело всех пугать. Однажды Джек открывает для себя дверь в иной праздник, где все счастливы, куча подарков, смеха и веселья. Теперь-то ему кажется, что он нашел себя, и тогда он решает примерить на себя роль хорошего парня Санта-Клауса. Чтобы никто ему не мешал, сообщники Джека похищают добродушного старика и принимаются за изготовление подарков для ребятишек и подготовку к Рождеству.
«Кошмар перед Рождеством» поставил Генри Селик — коллега Бёртона по студии Disney, откуда последний был уволен за слишком мрачную короткометражку о мальчике, который пытается воскресить своего пса. Работу мультипликатора часто ошибочно принимают за бёртоновскую, ведь тут присутствуют все его любимые элементы — одинокий и непонятый главный герой, музыка Дэнни Эльфмана, экспрессионистские декорации, зловещая атмосфера.
За день до Хэллоуина в дом Шелли (София Шинас) и Эрика (Брэндон Ли) врывается банда преступников, они насилуют Шелли и выкидывают из окна Эрика. Шелли впоследствии погибает в больнице. Проходит ровно год, и в канун Дня Всех Святых Эрик вылезает из могилы, чтобы отомстить своим обидчикам. Фильм основан на одноименном комиксе Джеймса О’Барра. Сюжет о восставшем из мертвых мстителе родился у О’Барра после гибели его невесты в автокатастрофе.
История создания фильма — сама по себе натуральный ужастик. Во время производства съемочная группа постоянно сталкивалась с различными неприятностями: непереносимые погодные условия, поломки оборудования, травмы персонала, поползли слухи о том, что фильм проклят. Но самая страшная трагедия произошла всего за четыре дня до окончания съемок: Майкл Масси, актер, исполнявший роль одного из злодеев, выстрелил в Брэндона Ли из бутафорского пистолета, но он оказался заряжен. Момент смерти актера был запечатлен на пленку как одна из сцен фильма, однако кадры были уничтожены. Таким образом завершилось проклятие съемочного процесса, а Брэндон Ли, как и его герой в картине, не дожил несколько дней до свадьбы.
Представьте, что вы оказались внутри книжки страшилок. Именно это случилось со Стеллой (Зои Маргарет Коллетти), Рамоном (Майкл Гарза), Чаком (Остин Заджур) и Огги (Гэбриел Раш). Ребята прятались от местных хулиганов в заброшенном доме с привидениями и нашли там старую книгу, по легенде, принадлежавшую Саре — сумасшедшей девочке, которую держали в доме взаперти. Говорят, через стену Сара читала местным ребятишкам страшные истории, а они вскоре умирали. Стелла забирает книгу домой и очень скоро обнаруживает в ней новые истории, а главные действующие лица в них — ее друзья.
«Страшные истории» — экранизация одноименной трилогии Элвина Шварца, бестселлера 80-х годов. Рассказы, изначально задуманные как детские, оказались вкупе с иллюстрациями настолько пугающими, что подверглись возрастной цензуре. В фильме же монстры из мира детской фантазии хоть и пугают по-настоящему, но на самом деле вовсе не являются конечным злом. Выжившим героям еще только предстоит столкнуться со взрослыми ужасами — войной, смертью близких и другими печальными событиями реального мира.
В канун Дня Всех Святых группа подростков собирается развлечься в «Доме страха». Они рассчитывают посмеяться над пластмассовыми скелетами и актерами, обернувшись в простыни и притворившись призраками. На входе человек в маске клоуна забирает у них телефоны — на этом моменте шутки заканчиваются. Всё в «Доме» нацелено убить подростков, им предстоит выжить и понять, кто или что скрывается под масками.
Режиссерами и авторами сценария к фильму стали Скотт Бек и Брайан Вудс, сценаристы голливудского хита «Тихое место», а продакшен контролировал крестный отец современного хоррора Элай Рот. «Они» — настоящий аттракцион в прямом и переносном смысле слова. Пока подростки исследуют кровавый парк развлечений, зритель неотрывно следит за их злоключениями.
31 октября 1976 года самая раздолбайская ярмарочная труппа бродяг оказывается у черта на куличках. Их похищает странная компания, разодетая во французских аристократов времен барокко. Главный маньяк с напудренным лицом Малкольма МакДауэлла сообщает нашим героям, что им предстоит сыграть в игру «31», где единственная задача — выжить.
Роб Зомби — режиссер трэш-слэшеров и музыкант-металлист — признавался, что идея «Праздника смерти» родилась у него примерно за полчаса. Бюджет для съемок собрали с помощью краудфандинга и всего за три недели сняли чистый пример торжества китча в строгих рамках жанрового клише. Кинематограф Зомби — синефильский мираж для трушных ценителей жанра. «Праздник смерти» — идеальная стилизация под киношедевры 70-х категории B, напичканная уместными оммажами к любимым фильмам и режиссерам Зомби.