This is Halloween: Репрезентация Хэллоуина в кино
В США Хэллоуин, или канун Дня Всех Святых, отмечается так же широко, как День благодарения и Рождество. Традиция переодевания, украшения домов и улиц «жуткими» декорациями, атмосфера веселого, ненастоящего страха — все эти атрибуты праздника стали популярными не только в Америке, но и по всему миру. Атмосферу праздника создают теплый свет тыквенных фонарей, осенняя листва, костюмы, сладости и домашние посиделки с просмотром культовых ужастиков. Конечно же, такую богатую на сильные визуальные образы тему не могли обойти стороной кинематографисты всех мастей. Рассказываем, как и когда тема Хэллоуина раскрывалась в кино.
Хотя для многих традиция Хэллоуина прочно ассоциируется именно с темой страха, для американцев это такой же безобидный и добрый праздник, как Рождество. Смешные наряды детишек, маленькие ведьмы, мумии и монстры вызывают в большей мере умиление, чем страх. Это скорее терапевтический взгляд на деструктивные чувства вроде фобий перед сверхъестественными силами, вампирами или зомби — как заклинание «Ридикулус» против боггарта. Поэтому, будучи одним из основных семейных праздников, Хэллоуин стал плодотворной темой для кино. Именно в жанре комедийного семейного фильма Хэллоуин появляется впервые. Немая комедия 1922 года «Под знаком Джека О’Лантерна» сюжетно никак не связана с праздником, но рассказывает историю пары, унаследовавшей усадьбу в Новой Англии, которая носит имя «Фонарь Джека» — так называется та самая тыква со свечой. Такое название, разумеется, не сулит паре ничего хорошего — один из пунктов завещания гласит, что они должны прожить в усадьбе полгода, прежде чем станут полноправными хозяевами. Конечно же, без сюрпризов не обойдется.
Со временем Хэллоуин становится основой для тематических эпизодов в рамках серии классических мультипликационных короткометражек. В мультфильме «Хэллоуин» Щенок Тоби с помощью хитрости изгоняет с костюмированной хэллоуинской вечеринки настоящих привидений, которые пугали гостей и портили праздник. Похожую историю мы видим в анимационном короткометражном фильме «Белоснежка». В мультфильме в комичной манере показаны традиции праздника — вырезание фонарей из тыкв, розыгрыш с мукой и ловля яблок. Всеобщее веселье нарушает приход буйной гориллы, однако ее изгоняют духи Хэллоуина — взаправдашнему страху не место на семейном празднике. Празднование Хэллоуина вплетается также и в сюжеты классических фильмов, например, в идиллическом мюзикле «Встретимся в Сент-Луисе» появляется запоминающийся образ девочки Тутти, чей характер раскрывается в хэллоуинском сюжете через преодоление страха и символическое убийство соседа — своеобразный обряд инициации.
Позже, с развитием телевидения, зарождается традиция специальных выпусков, посвященных празднику. Телевизионный спецэпизод «Хэллоуин — ночь Гринча» рассказывает историю городка Ктовилль, жители которого каждый год страдают от проделок злобного Гринча, живущего на холме. В хмурый осенний день Гринч спускается в городок и наводит ужас на его обитателей. Однако смелый и рассудительный горожанин избавляет город от зла благодаря своей находчивости и отваге. Возможно, из-за возросшей популярности таких спецвыпусков Хэллоуин обособляется в отдельный полноценный сюжет для кино и анимации. Классическими стали многочисленные экранизации «Легенды о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга (прежде всего, известный фильм Тима Бёртона с Джонни Деппом и Кристофером Уокеном), «Ночь ведьм», серия фильмов «Хэллоуинтаун», перевертыш «Привидение за работой» про городок, где запрещено праздновать Хэллоуин, и, конечно же, семейная комедия «Фокус-покус» со звездным кастом.
Особенно примечателен мультфильм «Канун всех святых» по одноименному произведению Рэя Брэдбери (и с его голосом за кадром). Это многосоставная история о друзьях, заглянувших в ночь Хэллоуина в мрачное поместье на краю города. Его владелец, жутковатый старик и колдун, отправляет детей в путешествие сквозь время, в ходе которого они узнают о древнейших традициях, связанных с почитанием умерших.
Загадочные и странные события нередко происходят с героями в декорациях Хэллоуина — все-таки в канун Дня Всех Святых духи посещают мир живых — когда, если не в этот вечер, происходить жутким событиям? Атрибуты Хэллоуина, мелькающие в кадре, работают на создание саспенса. Например, в мультфильме «Песнь моря» главные герои — брат и сестра — покидают дом бабушки во время хэллоуинских гуляний, что позволяет следующим за ними духам остаться незамеченными среди ряженых детей. Ночь Хэллоуина создает атмосферу ожидания проявления сверхъестественного, так и происходит — дети встречают на пути множество добрых и злых мифических существ. В первой части франшизы о «Гарри Поттере» — главном семейном праздничном кино последних десятилетий — именно в Хэллоуин Рон, Гермиона и сам Гарри становятся лучшими друзьями. Причем это происходит благодаря пережитому страшному событию — нападению горного тролля.
В мультфильме «Дом-монстр» хэллоуинские гуляния упоминаются вскользь, здесь они не служат фоном, а скорее становятся затравкой для последующих событий. В ночь всеобщего веселья друзья сталкиваются с самым настоящим, не выдуманным кошмаром, который знакомит нас с особым видом монстра — сотворенного жестокостью людей. В культовом научно-фантастическом триллере Ричарда Келли «Донни Дарко» события разворачиваются на протяжении всего октября, а кульминация наступает как раз в канун Дня Всех Святых. Герой облачается в костюм мертвеца, чтобы спасти человечество от Апокалипсиса.
К 31 октября практически все американские мультипликационные сериалы и ситкомы выпускают специальные хэллоуинские эпизоды — это уже неотъемлемая часть сериальной культуры. Нередко именно эти эпизоды становятся самыми ожидаемыми и любимыми у зрителей. Цикл «Домик ужасов» в «Симпсонах» построен по принципу альманаха — включает три новеллы, часто рассказываемые главными героями в духе «страшных историй у костра». В основном это пародии на классические и современные фильмы ужасов, городские легенды и фольклор. В ситкомах также обыгрывается тема переодевания. Костюмы нередко становятся объектами шуток — то никто на вечеринке не понимает смысл костюма (костюм «Эффект Доплера» Шелдона Купера и «Спудник» Росса Геллера), или же высмеивается сексуализация женских вариантов костюмов (костюм шлюшки-тыквы из сериала «Как я встретил вашу маму»).
Традиция создания хэллоуинских эпизодов настолько прочна, что создателям сериалов приходится проявлять изобретательность, чтобы включить спецэпизод даже там, где он, казалось бы, невозможен. Так, в мультсериале «Гравити Фолз», действие которого разворачивается на летних каникулах, создатели не смогли обойти тему Хэллоуина и придумали его летний аналог — Летоуин. Жители городка Гравити Фолз так любят Хэллоуин, что празднуют его дважды в год — летом и осенью. На Летуин вместо тыкв зажигают фонари из арбузов, наряжаются и собирают угощения, а тех, кто пренебрежительно относится к традициям праздника, ждет месть от монстра — Летуинского Ловкача. Диппер не хочет участвовать в летоуинских гуляниях с сестрой, потому что его пригласили на подростковую вечеринку, что в итоге приводит к неприятностям. В семейном кино и мультипликации Хэллоуин нередко становится фоном для раскрытия темы взросления. Чаще всего этот паттерн раскрывается через отказ одного из друзей участвовать в детской, на их взгляд, традиции, в то время как остальные по-прежнему находят переодевания веселыми и уместными. Так было в упомянутом выше эпизоде «Гравити Фолз», в «Фокусе-Покусе», а в хэллоуинском эпизоде сериала «Очень странные дела» четверку друзей высмеивают в школе за то, что они единственные пришли на уроки в костюмах.
Просмотр фильмов ужасов стал неотъемлемой частью культуры Хэллоуина — ежегодно к 31 октября в прокат выходит масса хоррор-новинок. Неудивительно, что и самому празднику суждено было стать сюжетной основой для многих фильмов жанра. Фильмы ужасов деконструировали праздник, которому всегда был свойственен лишь шуточный страх, окончательно впустив в него страх настоящий.
Одна из первых попыток была предпринята в фильме «Кровавая шутка» (1976), где шуточное похищение девушки с костюмированной вечеринки обернулось настоящим преступлением. Но безусловное первенство принадлежит слэшеру «Хэллоуин» (1978) Джона Карпентера, который вводит образ не сверхъестественного, а реального зла в виде серийного убийцы и психопата Майкла Майерса. Откупиться конфетами от маньяка не получится. Характерный прием франшизы заключается в том, что действие разворачивается на фоне праздника переодеваний. Маска, за которой скрывается главный злодей, позволяет ему не выделяться из толпы ряженых, делает его неуязвимым.
Этот прием быстро распространяется, то и дело появляясь в жанровом кино, а праздник Хэллоуин укореняется как одна из фундаментальных тем для хорроров: ведьмовская «Ночь демонов», готический «Ворон», found footage «Канун Дня всех святых», антология «Город Монстров», «31: Праздник смерти» Роба Зомби и многие другие фильмы эксплуатируют тему Хэллоуина, со временем превращая ее в набор штампов. Что, впрочем, неплохо, потому что на каждый штамп найдется своя пародия: «Хэллоуин. Праздник смерти» и «Резня в парке аттракционов» пародируют классическую историю о маньяке Майкле Майерсе, а комедийный ужастик «Хэллоуин Хьюби» с Адамом Сэндлером проехался по всем классическим тропам.
Фильм Майкла Догерти «Кошелек или жизнь» возвращает атмосферу ненастоящего, игрового ужаса. Построенный как киноальманах фильм с помощью разных историй отдает дань традициям праздника и слегка высмеивает некоторые клише хоррора. Герой, соединяющий все части фильма, — существо, одетое в костюм из мешковины, форма головы которого напоминает тыкву. С одной стороны, его вид намекает на дух Хэллоуина, наказывающий тех, кто пренебрегает традициями и совершает неуважительные действия, например, не раздает конфеты детям или задувает свечи в фонарях-тыквах. В то же время образ отсылает к истокам праздника, а именно к кельтскому празднику Самайн, связанному с завершением сбора урожая и началом зимы. Отсылки к Самайну можно встретить и в мультсериале «По ту сторону изгороди». Когда герои попадают в загадочный городок Поттсфилд на фестиваль урожая, их встречают жутковатые жители города в костюмах тыкв, которые на деле оказываются мертвецами. К слову, и в Неизведанное дети попадают именно в ночь Хэллоуина, да еще и прямиком с кладбища.
Джон Карпентер перезапустил традицию holiday horrors, ее со временем пополнят фильмы и о других праздниках (впрочем, рождественские хорроры имеют более давнюю историю). Все они работают на диссонансе — страшные события разворачиваются на фоне самых безобидных декораций — семейные посиделки, уютные свитера, теплый свет свечей и гирлянд. Но есть картины, где встречаются миры разных праздников, например «Маленький помощник сатаны» и, конечно же, «Кошмар перед Рождеством», созданием которого мы обязаны Генри Селику, Тиму Бёртону и Дэнни Эльфману. Главный герой кукольного мультфильма Джек-скелет, хоть отчасти и вдохновлен образом Гринча, но, в отличие от зеленого монстра, заинтересовался Рождеством не из зависти, а от искреннего восхищения. Уставший от Хэллоуина Джек пытается понять устройство Рождества, которое по сути — полная противоположность Хэллоуина. Разумеется, у него ничего не получается, а попытка самостоятельно провести Рождество приводит к плохим последствиям. Пожалуй, образы Джека-скелета и маньяка Майкла Майерса могут разделить первое место в рейтинге самых популярных хэллоуинских образов.