Рассекреченные материалы: 10 фильмов про теории заговора
А что, если за нами следят? Разумеется, следят. Соцсети, единые учётные записи, геометки и геопозиции, умные устройства и глупая жизнь. А ведь началась история с теориями заговора даже не в нулевые. Ещё в 1970-х штатовское кино положило начало сюжетам о тотальной прослушке. И хотя история о внутреннем шпионаже была известна и до того, никогда ещё паранойя не достигала таких высот. Время шло, кинематограф изобретал всё новые конспирологические теории, лучшие из которых мы и предлагаем вам в нашей подборке.
А если заговоры — это уж слишком, то есть и более дистанцированный вариант — подборка о мифах и легендах.
Джон Карпентер — классный режиссёр, поэтому, когда в 1988-м он снимает фильм о том, что простые на вид чёрные очки, стоит их надеть, позволяют увидеть человеку пришельцев, которые благополучно разгуливают по улицам города и давно уже захватили правительство, то это даже хорошо получается. «Чужие среди нас» — это не клюква, не пародия, не претенциозная антиутопия. Это честный антиутопический хоррор о пришельцах и мировой, а точнее, планетарной теории заговора, который местами даже претендует на высокохудожественное кино — иначе про отдельные задворки с мусорными баками и не скажешь. Музыка — шик. Карпентер сам писал.
В фильме много городской фактуры и кислотных зелёных лучей. И он насквозь пронизан — как и остальные фильмы Карпентера — ощущением того, что за покровами видимого мира неминуемо кроется нечто ещё. Опасное, страшное, неприглядное. Самое крутое, что Карпентер обращается к очень понятным предметам и явлениям повседневности, чем только усугубляет это чувство. Те же тёмные очки — что может быть проще? Или его туман в «Тумане». Или машина в «Кристине». Своими «Чужими среди нас» Карпентер утверждает за сюжетом о теориях заговора хоррорный потенциал. Когда на телевизоры всего мира хлынут «Секретные материалы», станет окончательно понятно, что Карпентер был прав.Теории заговора, замешанные на жанровом страхе, — золотая жила.
Если же Карпентера немного осовременить, добавить экшена, комедийных пикировок и бадди-муви, то получатся «Люди в чёрном». Продолжение гибридного жанра политического и фантастического кино с забросом на полицейские боевики. Да и сюжет уходит далеко вперёд, тут уже пришельцы не столько захватывают несчастные Штаты, сколько находятся со страной в длительных эмигрантских отношениях. Разумеется, есть в стране и миграционная служба, в ней работают двое наших главных героев — подчищают память людям, что увидели лишнего, разбираются с волнениями среди инопланетных эмигрантов. Тем более что волнения не случайны, а Земля под угрозой.
Фильм становится жутко популярным, но не стоит переоценивать фантастических созданий, тут скорее дело в химии двух главных героев в исполнении Томми Ли Джонса и Уилла Смита. К тому же всегда приятно обернуть страх шуткой, тем «Люди в чёрном» и занимаются: никого не пытаются ни образумить, ни напугать — только развлечь. Последнее, в общем-то, всецело обезвреживает политический потенциал фильма. Теория заговора здесь (как и в «Секретных материалах») — часть развлекательной индустрии.
В том же 1997 году, что и «Люди в чёрном», выходит фильм «Теория заговора» Ричарда Доннера, который продолжает поверять сюжет о заговорах жанровой пластичностью. Что, если скрестить экшен, комедию, детектив и мелодраму? Можно и так. Главный герой — обычный таксист, который везде видит потаённые смыслы и подозревает государство в худшем. Он все уши прожужжал своим друзьям, но едва кто-то хоть раз отнёсся к его словам серьёзно. И зря. Очень скоро друзья начнут пропадать, а за главным героем начнётся охота.
Фильм вполне удачно работает как блокбастер, а крупные планы не столько нагнетают атмосферу, сколько нужны, чтобы все успели рассмотреть лица звёзд — Мэла Гибсона и Джулии Робертс. И всё же некоторая связь со временем расцвета фильмов о заговорах — то есть с 1970-ми, их таксистами, улицами, госзданиями и журналистами — считывается.
В отличие от развлекательного кинематографа лёгких жанров, серьёзные фильмы о теориях заговора и реальных заговорах куда сложнее, и парой инопланетян или кинозвёзд в них не обойтись. Нужен крепкий сценарий, который позволит зрителю сориентироваться во всех хитросплетениях, нужна крепкая режиссура, которая позволит отличить своих от чужих. Нужны захватывающие сюжетные повороты, чтобы не уснуть где-то в предбаннике госпалат. И всё это можно отыскать в «Маньчжурском кандидате».
Это история майора Беннета Марко (Дензел Вашингтон), который принимал участие в одной операции в Кувейте. О событиях воспоминания у него отрывочные, зато мрачных сновидений — достаточно. И вот однажды его находит однополчанин Эл Мелвин и показывает собственные зарисовки, которые как две капли воды похожи на сны Марко. И он начинает расследование, пытаясь понять, что же произошло на самом деле и при чём здесь сержант Шоу, который сейчас баллотируется на пост президента. Как и обещано, тайных явок, политических манипуляций и официоза наравне с экшеном в фильме предостаточно, равно как и крутых актёров. Одна Мэрил Стрип в роли безжалостной мамашин Шоу чего стоит.
А вот «Реальная история Уиннер» работает иначе. Камерное кино, почти целиком снятое в двух комнатах дома Реалити Уиннер. Никакого видимого экшена, никаких залов суда. Весь фильм — допрос, тончайшая работа с постепенным развёртыванием сюжета, который, ко всему прочему, основан на реальных событиях (режиссёрка Тина Саттер даже использует в фильме реальные записи допроса).
Реалити Уиннер возвращается домой из магазина, а там её встречают два агента ФБР. У них есть ордер на обыск, Реалити переживает за своих кошку и собаку и отрицает собственное участие в предоставлении секретной информации американским СМИ. Но разговор только начался. Это напряжённое зрелище снято на основе пьесы Тины Саттер, словно бы написанной для Сидни Суини, — настолько актриса убедительна в своей роли. Вот уж где документальность допроса срабатывает в разы острее, чем любые фикциональные сюжеты о заговорах. Реальная история оказывается волнительнее и страшнее.
А вот «Самый опасный человек» подходит тем, кого утомляет излишний динамизм голливудских монтажных пикировок, но «Реальная история Уиннер» слишком уж аскетична. «Самый опасный человек» снимался в Гамбурге с потрясающим международным кастом и явно послужил прототипом для «Медленных лошадей». Да, наподобие героя Гари Олдмана из сериала, герой Филипа Сеймура Хоффмана, Гюнтер Бахманн, сотрудник спецслужб ФРГ, производит впечатление раздобревшего, умного и не слишком чистоплотного агента. С ним в его конторе работают помощница Ирма Фрей в исполнении строгой Нины Хосс и ещё одна помощница, Ники, которую играет Вики Крипс. На этом сюрпризы каста не заканчиваются. Будет в фильме и банкир Уиллем Дефо, и адвокатка Рэйчел МакАдамс.
А теперь сама история. В Гамбург нелегально прибывает чеченский беженец Исса Карпов, который бежал из российского плена, и теперь на него направлено внимание всевозможных спецслужб, которые пытаются понять его связь с исламскими террористическими организациями. Героиня МакАдамс, Аннабель Рихтер, пытается защитить его и найти парню укрытие, а Гюнтер Бахманн тем временем продвигает собственную политику, лавируя между спецслужбами, правдой, ложью и собственными представлениями о справедливости. Отличный пример того, насколько работа служб госбезопасности близка мифотворчеству.
Не обойтись в подборке о теориях заговора без Уотергейтского скандала. Дело было в 1974 году, в одном из номеров отеля «Уотергейт» полиция задержала пятерых агентов, занятых установкой прослушки в штаб-квартире демократической партии. Разумеется, агенты принадлежали республиканцам. Скандал привёл к отставке президента Никсона, а спустя два года Алан Дж. Пакула снял об этом фильм. Очень хороший фильм.
«Вся президентская рать» воспроизводит ход журналистского расследования, которое проводят сотрудники «Вашингтон пост» Боб Вудворд и Карл Бернстайн (Роберт Редфорд и Дастин Хоффман). Они ищут свидетелей, находят их, но все отказываются свидетельствовать. Кажется, статья зашла в тупик, только вот финал этой истории известен, и мы продолжаем следить за развитием событий. Фильм пронизан неврозом эпохи и журналистским ражом. Если вы любите жанр расследований — это настоящее сокровище. Есть отличный вариант посовременнее — «Никсон» Оливера Стоуна, который тоже концентрируется на Уотергейтском скандале.
За два месяца до скандала вышел ещё один культовый фильм, который стал пророческим. Это «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы, в котором главный герой, гений прослушки в исполнении Джина Хэкмена, работая над очередным заданием, оказывается впутан в куда более сложную историю. Фильм Копполы следует не столько рациональной, сколько параноидальной логике, вполне конгениальной своему времени. Но самое интересное, что у фильма появилось внезапное продолжение.
В 1998-м Тони Скотт выпустил своего «Врага государства», для которого уговорил Хэкмена на роль. И это вовсе не новая роль. Это всё та же роль из «Разговора» и новый виток паранойи, на сей раз достаточно оправданной сюжетно. Это история заговора в высших сферах госбезопасности, в который оказывается вовлечён ни в чём не повинный адвокат Роберт Клейтон Дин (Уилл Смит). Дину приходится несладко, его информаторку убивают, жена уходит, а вся одежда — от подошвы до часов — утыкана гаджетами для наблюдения. Если будете смотреть «Врага государства», не забудьте начать с «Разговора» — удовольствие получите двойное.
Ещё один серьёзный сюжет о государственной афере в фильме Майкла Куэсты «Убить гонца». Эта история основана на реальном журналистском расследовании Гэри Уэбба, который и становится главным героем картины. Всё начинается с интервью, которое Уэбб берёт у торговца наркотиками Ронни Куэйла. Последний делится деталями собственного дела, ведущими к неутешительным выводам: государство спонсирует продажу кокаина. И это только начало.
Джереми Реннер в роли Гэри Уэбба полон того же задора и решимости, что и парочка из «Всей президентской рати». Тучи сгущаются, материалы ужасают всё сильнее, но Уэбб держится молодцом. Идёт напролом. Настоящим триллером делает фильм даже не само расследование, а его близость. Это уже не далекие 1970-е, это нулевые.
Наконец, «Под Сильвер-Лэйк». Можно немного расслабиться и предаться всему тому безумию, которое предлагает нам сценарист и режиссёр Дэвид Роберт Митчелл. Здесь нет никаких реальных фактов, зато есть много синефилии и игры в жанры. Бассейны, попугаи, секты, машины, наркотики. Всё смешалось в неонуарном дурмане и вере главного героя, бездельница Сэма, во всевозможные теории заговора. Разумеется, свидетелем каких-то из них он в итоге и становится.
Эндрю Гарфилд в роли Сэма играет идеального проводника в мир непонятного, странного, потаённого, а Райли Кио в роли Сары, исчезновение которой и побуждает Сэма начать своё расследование, становится той самой нуаровской фатальной женщиной. Но эпоха нуара и даже постнуара прошла, а значит, всё будет ещё более неожиданным. Картина «Под Сильвер-Лэйк» позволяет окунуться в теории заговора с головой. И уже не выныривать.