Режиссеры под влиянием: Кто вдохновлялся фильмами Джона Карпентера
Мастер экшена и клаустрофобного триллера Джон Карпентер своими обманчиво простыми, но захватывающими фильмами вдохновил не один десяток кинематографистов и не перестает это делать до сих пор. От «Хэллоуина» до «Нечто» и от «Побега из Нью-Йорка» до «Деревни проклятых» — сюжеты Карпентера получают новое прочтение на протяжении вот уже почти 50 лет. Рассказываем, на кого повлиял влиятельный мастер.
Герои и злодеи
Вышедший в далеком 1976 году экшен-триллер «Нападение на 13-й участок» не только стал отправной точкой в карьере Джона Карпентера, но и дал начало такому поджанру, как «городские ужасы». Молодой режиссер взял за основу историю противостояния небольшой группы запертых в одном месте людей и превосходящих по количеству почти безликих негодяев, известную по хитам «Рио Браво» Говарда Хоукса и «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Нехитрый рассказ о ковбоях и индейцах стараниями Карпентера превратился в неуютный триллер о битве добра и зла и быстро получил культовый статус. По сути, «Нападение на 13-й участок» установило правила боевиков до широкой популярности этого жанра и напрямую повлияло на такие картины, как «Крепкий орешек», «Матрица» и «От заката до рассвета».
Нестандартное прочтение классики Карпентера можно найти в режиссерском дебюте британца Джо Корниша «Чужие на районе». Синтез молодежной комедии и триллера об инопланетном вторжении про обычных подростков из Южного Лондона, сталкивающихся с агрессивными пришельцами в типовой многоэтажке, изо всех сил кивает в сторону «Нападения на 13-й участок», но с огромным почтением.
С аналогичным уважением к Карпентеру (но куда меньшей долей юмора) подошел далеко не дебютант Джереми Солнье, снявший герметичный триллер «Зеленая комната» с явной оглядкой на культовый фильм 1970-х. В кровавой и непредсказуемой картине Солнье участники панк-группы, ставшие случайными свидетелями убийства, оказываются в осаде, которой руководит безжалостный предводитель банды скинхедов (инфернальный Патрик Стюарт). Реалистичная жестокость и нарастающее напряжение будто списаны из учебника Карпентера по триллеростроению.
Другой классический фильм режиссера, на который часто ссылаются другие авторы, — «Побег из Нью-Йорка», в котором одинокий герой (Курт Рассел) отправляется в настоящее царство бандитов, чтобы спасти президента. Как и в случае с «Нападением на 13-й участок», Карпентер не занимается излишним усложнением сюжета, а ставит на персонажей и экшен: облюбовавшие изолированный от всей остальной страны Манхэттен преступники выглядят как помесь индейцев из «Питера Пэна» и исполнителей гангста-рэпа. Циник и мизантроп Змей Плискин навсегда вошел в пантеон величайших героев боевиков и вдохновил самого Хидэо Кодзиму на серию игр Metal Gear.
Идея противостояния крутого парня и целой армии бандитов пусть и не нова, но у Карпентера получила, пожалуй, самую точную огранку и активно используется режиссерами-последователями. Например, в фильме «Напролом» Джеймса Мэтера и Стивена Ст. Леджера, где опасного и неприветливого героя Гая Пирса забрасывают в орбитальный тюремный комплекс с 500 закоренелыми преступниками на борту. Задача одиночки — найти дочь президента среди разгоревшегося бунта и доставить девушку на Землю. От «Напролом» буквально веет «старой школой» и в особенности работами Карпентера.
Настроение «Побега из Нью-Йорка» в части разношерстности бандитской братии отлично удается передать фильмам франшизы «Судная ночь». Если первая часть, где действие разворачивается в отдельно взятом доме во время единственной ночи в году, когда все преступления легальны, больше тяготеет к «Нападению на 13-й участок», то следующие картины серии, выводящие действие на улицы городов, явно отсылают к «Побегу из Нью-Йорка». Когда запускается счетчик, знаменующий начало Судной ночи, и на проспекты и площади выползают желающие утолить жажду крови бандиты в масках и гриме, действительно улавливаешь энергию Большого Нью-Йорка из фильма Карпентера — обители зла, порока и беззакония.
Неудержимый убийца
Другой важный троп, присутствующий в фильмографии Джона Карпентера, — практически неубиваемый противник, преследующий главных героев: например, убийца в маске Майкл Майерс из «Хэллоуина». Культовый слэшер вообще во многом определил правила жанра и на долгие годы задал стандарты фильмов о противостоянии подростков и непобедимого маньяка. Без «Хэллоуина» не было бы франшизы «Пятница, 13-е». Как рассказывал режиссер самой первой картины серии Шон Каннингэм, он вдохновился финансовым успехом Карпентера и решил поймать волну успеха «Хэллоуина», сняв тематически идентичный фильм. Ставка Каннингэма сработала, и «Пятница, 13-е», честно названная самим режиссером калькой, обрела невероятную популярность и десяток сиквелов. Секрет Карпентера был прост: при минимально затраченных средствах показывай зрителям как можно меньше, пугай ожиданием беды и синтезаторной музыкой.
Влияние «хэллоуинских» идей Карпентера можно обнаружить в хоррор-хите 2014 года «Оно» Дэвида Роберта Митчелла. 19-летнюю героиню (Майка Монро) после сексуальной связи начинает преследовать некая злая сущность, передвигающаяся крайне медленно и невидимая другим людям. Сущность принимает облик разных мертвых людей, невозможно ни убить ее, ни спрятаться.
Еще один фильм, создатели которого явно вдохновлялись творчеством Карпентера, — «Гость» Адама Вингарда с той же Майкой Монро в главной роли. На пороге дома родителей героини появляется Дэвид (Дэн Стивенс), обаятельный и спокойный мужчина, представляющийся сослуживцем их погибшего старшего сына. Поначалу все рады Дэвиду, он приятен в общении и добр в поступках, но позже становится ясно, что бывший солдат — совершенно не тот, за кого себя выдает, а развязка этой истории является абсолютно невероятным кровавым представлением в лучших традициях Карпентера.
Нечто иное
Один из самых известных фильмов Карпентера — «Нечто». Как и другие культовые проекты режиссера, поначалу был прохладно встречен зрителями, а критики картину вообще разгромили. История о запертых на арктической станции с мимикрирующим пришельцем людях была оценена по достоинству лишь спустя десять с лишним лет, постепенно. Словно бы инопланетный организм из хоррора постепенно вбирал в свою фанатскую базу всех видных деятелей поп-культуры: от создателя «Симпсонов» и «Футурамы» Мэтта Грейнинга до Нила Бломкампа и Гильермо дель Торо. Отсылки к «Нечто» встречаются в сериалах «Секретные материалы» и «Очень странные дела», видеоиграх Resident Evil и Among Us и фильмах «Факультет», «Слизняк» и «Мгла».
Но, пожалуй, одним из самых больших фанатов «Нечто» с уверенностью можно назвать великого кинематографического рекомбинатора Квентина Тарантино. Дебют режиссера «Бешеные псы», по его собственным словам, был отчасти вдохновлен именно этим фильмом Карпентера. А спустя 23 года после выхода «Бешеных псов» Тарантино довел идею о запертых в небольшом помещении недоверчивых людях до абсолюта, сняв «Омерзительную восьмерку». Эту картину без преувеличения даже нарекают вольным ремейком «Нечто», настолько два фильма похожи. Конвоирующий заключенную к месту казни охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел, любимчик Карпентера) из-за разыгравшейся снежной бури останавливается в галантерейной лавке в глуши. Кроме него и его пленницы, в заносимом пургой домике приют нашли еще несколько человек, и практически каждый, по мнению Рута, не заслуживает доверия. «Омерзительная восьмерка» беззастенчиво копирует основные элементы «Нечто», включая концовку, но переносит действие в XIX век и в горы Вайоминга и убирает за скобки плотоядного пришельца, концентрируясь на прекрасно переданном как Карпентером, так и Тарантино неуютном чувстве недоверия, граничащего с паранойей.
Отрадно видеть, что заслуги Карпентера в развитии мирового кино (далеко не только жанрового) постепенно начинают признаваться как киноведами, так и широкой общественностью. Американский мастер заслужил свое место в пантеоне великих авторов, а его работы совершенно точно будут вдохновлять следующие поколения режиссеров.