Помощники по хозяйству или главная опасность: 10 отличных сериалов про роботов и искусственный интеллект
Фильмы про андроидов выпускали даже 50 лет назад. Писатели-фантасты, а за ними и режиссеры всегда любили размышлять, с какого момента стирается грань между человеком и машиной и насколько опасно развитие технологий. Но в последние десять лет различные каналы и стриминги стали снимать больше сериалов, посвященных неоднозначным отношениям людей и роботов. Во многом из-за быстрого развития искусственного интеллекта, что делает тему всё более актуальной с каждым днем. В некоторых из них люди воюют с машинами и технологиями, в других — вместе сталкиваются с проблемами. Предлагаем сериалы о роботах и искусственном интеллекте.
А если вы предпочитаете полный метр, рекомендуем вам посмотреть 10 лучших фильмов о роботах.
В парке развлечений, который называется «Мир Дикого Запада», живут неотличимые от людей андроиды. Посетители могут делать с ними что угодно: отправляться вместе за приключениями, убивать, заниматься сексом. На следующее утро андроиды всё равно ничего не помнят. Но однажды разработчик этих роботов вводит новую функцию — грезы. И это в корне меняет положение вещей: некоторые машины сохраняют воспоминания о своих предыдущих жизнях. Возможно, теперь они больше не захотят быть игрушками. Параллельно молодой человек по имени Уильям увлекается девушкой-андроидом Долорес. А некий Человек в черном пытается найти вход в лабиринт.
Сейчас уже многие не помнят, но «Мир Дикого Запада» отчасти основан на одноименном фильме сценариста и режиссера Майкла Крайтона (автора книги «Парк юрского периода»). Однако в современной версии историю изменили и значительно расширили: часть сюжета рассказывают с точки зрения андроидов и посвящают много времени размышлениям, можно ли считать их живыми. Создатель сериала Джонатан Нолан — брат знаменитого Кристофера Нолана — вдохновлялся поведением NPC в играх. Постепенно сериал меняется: в центре сюжета оказывается группа восставших андроидов. А с третьего сезона и вовсе показывают футуристический мир вне парков развлечений.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Действие сериала разворачивается в недалеком будущем. Технологии шагнули вперед, и человечество вовсю использует новых помощников — синтетиков. Это андроиды, внешне очень похожие на людей. Но есть важное отличие — они не испытывают никаких эмоций. Поэтому их используют как помощников по хозяйству, для секс-услуг и прочих профессий. Одна из семей заводит такую домработницу по имени Анита. Постепенно она становится причиной разлада между супругами, а потом оказывается, что в некоторых синтетиках пробуждаются чувства. Теперь они стали ощущать боль, привязываться к людям и, возможно, ненавидеть. Это может быть опасно для сложившегося уклада жизни.
Британские «Люди» — не оригинальный проект. Он основан на шведском сериале «Настоящие люди», который вышел на три года раньше. Но при этом истории отличаются и по тону, и по реализации. Особенно интересно, как авторы этой версии показывают синтетиков (в некоторых переводах «синтов»): чтобы подготовиться к своим ролям, актеры учились в специальной школе, где избавлялись от присущих любому человеку мелких движений и подергиваний. Сыгравшая одну из главных ролей Джемма Чан даже говорила, что после съемок было очень приятно идти домой и просто сутулиться.
К концу 2020-х в России вовсю используют андроидов, которых называют просто «ботами». Они выполняют всю самую неприятную работу и помогают в быту. Хотя есть и противники таких технологий, которые стараются уничтожать ботов. В какой-то момент появляется Ариса — экспериментальная модель, у которой нет ограничений, традиционных для этих роботов. Совершив преступление, она сбегает и попадает к дочери работника морга. Поселившись в семье, Ариса учится быть человеком. Но ее уже ищут создатели.
С российским сериалом вышла странная история: может показаться, что его сюжет очень уж схож с «Настоящими людьми» (или их британским ремейком), но авторы позиционируют свою версию не как адаптацию. С каждым эпизодом различий всё больше: часть, посвященная Арисе, — традиционный сюжет о понимании, что такое человек, но есть еще несколько побочных линий, которые превращают действие в интересный детектив.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Сергей работает в технологической компании «Амайя», и однажды сам руководитель фирмы Форест переводит его в секретный отдел, который называют Devs («Разрабы»). Но вскоре Сергей исчезает. Девушку пропавшего, Лили, не устраивает версия, которую озвучивает руководство, и она сама пытается разобраться в произошедшем. То, что она узнает, просто шокирует. Ведь шпионские игры — лишь самая простая часть истории. Всё дело в работе секретного отдела, который занимается чем-то революционным.
Сериал придумал и снял Алекс Гарленд. Еще в своем полнометражном дебюте «Из машины» он размышлял о влиянии технологий на людей, в «Программистах» же автор рассказывает совсем другую историю. В сериале нет андроидов, как в остальных проектах нашего списка, зато показана работа фантастического квантового компьютера. При этом Гарленд берет за основу не вымысел, а реальные научные теории, просто доводит их до фантастического идеала. Иногда это делает историю слишком сложной (лучше немного почитать про теорию де Бройля — Бома или хотя бы про детерминизм). Но при этом сюжет получился мрачным и очень интригующим. И что не менее важно — Гарленд снимает завораживающе красиво.
В далеком будущем человечество отправляет корабли к другим мирам, поскольку на Земле идут войны. На пустынную планету Kepler-22b прибывает летательный аппарат с андроидами, которые называют себя Мать и Отец. Они искусственно создают несколько человеческих детей и воспитывают их согласно программе. Но потом дети начинают болеть и умирать. Всё изменится, когда выживший мальчик вызовет на планету корабль религиозных митраистов. Это даст Матери новых детей и приведет к конфликтам.
Сериал придумал Аарон Гузиковский — сценарист знаменитых «Пленниц» Дени Вильнёва. Но важнее, что исполнительным продюсером и режиссером первых эпизодов стал знаменитый Ридли Скотт, а дальше некоторые серии снимал его сын Люк. Зная это, можно заметить, что «Воспитанные волками» в чём-то продолжают идеи двух последних частей франшизы «Чужой»: андроиды размышляют о религии и высших идеях — точно так же поступал и Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера. Сюжет сериала становится масштабнее с каждым эпизодом: если поначалу он кажется просто необычной историей про другие миры, то к финалу это уже философское размышление о человеке и Боге.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Каждый эпизод анимационной антологии рассказывает отдельную историю. Причем они отличаются как визуально, так и по жанру. Это может быть комедия о трех роботах, которые пошли на экскурсию по постапокалиптическому миру. Или же боевик о людях в механизированных костюмах, защищающих свои поля от монстров, причем с очень неожиданной развязкой. Или даже философский рассказ о художнике, который создает последний и главный шедевр. За 10–20 минут авторы успевают придумать целую историю.
Главное достоинство сериала от Тима Миллера и Дэвида Финчера — его непредсказуемость. Когда первый сезон вышел на Netflix, его даже запускали зрителям в разном порядке, чтобы у каждого сложился свой опыт. Над сериями работали команды из разных стран, создавая анимацию в своем стиле: зрителю показывают то фотореализм в «Свидетеле», то осознанно примитивную комедию «Когда йогурт захватил мир», то авторскую анимацию в «Зима Блю». Кстати, даже сам Дэвид Финчер снял эпизод для третьего сезона — он называется «Плохая поездка». За счет небольшого хронометража серии не успевают надоедать, а из-за множества авторов каждая выглядит неожиданно и интересно.
Когда-то Пол Леблан работал в компании Zava, создавая искусственный интеллект нового поколения, схожий с человеческим разумом. Тогда он понял, что проект может выйти из-под контроля, и закрыл его. Некоторое время спустя герой узнает, что ИИ продолжил разрабатывать его брат Тед. Теперь же технология, которую переименовали в Next (то есть «Следующий»), выбралась с закрытого сервера и может привести мир к краху. Пол должен остановить этот процесс. Но, увы, он смертельно болен и знает, что жить осталось всего несколько месяцев.
Основная тема сериала — излишняя цифровизация общества и зависимость от технологии, что роднит его с проектом «В поле зрения»: простые люди во многом сами создают возможность слежки за собой и влияния через сеть. В этом плане «Некст» хоть и показывает проблему более фантастической, но в большей степени выглядит как предостережение. Однако, помимо мрачной футуристической составляющей, в сериале есть и отличные драматические линии, и интрига. За первое отвечает нелюдимый Пол, герой Джона Слэттери, который в какой-то момент порвал все связи с близкими людьми, а теперь с трудом их восстанавливает. При этом окружающим тоже приходится непросто: они постоянно сталкиваются с выбором, а история подкидывает новые удивительные и жуткие повороты.
Когда-то талантливая ученая разработала андроидов, которые почти не отличаются от человека. Но ее постигло несчастье: муж покончил с собой, а жестокий свекр забрал их сына Нам Шина себе, порвав все контакты с женщиной. Тогда мать создала робота, который был максимально похож на ее ребенка, — Нам Шина III. Спустя годы оригинал, занимающий высокий пост в компании, попадает в аварию из-за нападения врагов. Теперь он лежит в коме, а Нам Шин III заменяет его на рабочем посту. Но в андроиде происходят перемены — возможно, он искренне влюбляется.
Многие сериалы об андроидах склоняются к социальным или философским темам. Но южнокорейский проект скорее можно назвать мелодраматической фантастикой. Здесь речь чаще идет о любви, привязанности и прочих человеческих чувствах, которые учится испытывать робот. Кстати, главную роль, то есть и Нам Шина, и его копию, сыграл знаменитый Со Ган-джун. Когда-то он прославился после выхода сериала «Сыр в мышеловке». Но также актер известен как вокалист бой-бэнда 5urprise.
В середине XXI века полицейские работают бок о бок с андроидами. Однако детектив Джон Кеннекс ненавидит эти машины: во время операции по поимке преступников один из них отказался помочь герою и его напарнику. В итоге Джон лишился ноги и больше года провел в коме. Теперь он возвращается к работе, но отказывается служить вместе с роботами. Тогда ему в напарники дают экспериментальную модель DRN, от массового производства которых отказались. Всё дело в том, что они оказались слишком похожи на людей. Так что, возможно, в новом напарнике Джон найдет настоящего друга.
К сожалению, сериал Дж. Х. Уаймена и Дж. Дж. Абрамса (они вместе работали над знаменитой «Гранью») продержался на экранах всего один сезон. Однако он заслуживает внимания. В первую очередь из-за отличного партнерства Карла Урбана и Майкла Или, исполнивших главные роли. Образ первого и вовсе можно назвать пробной версией Билли Бутчера из «Пацанов»: он такой же саркастичный, так же не любит прогресс и стремится бороться классическими методами. Что отлично уравновешивает сдержанный и мудрый помощник. Так что получился захватывающий полицейский сериал о напарниках, разве что с фантастической основой.
Ученая Сигурни Гейнс создала девочку-андроида Фрэнки. Та выглядит как человек, но обладает невероятным потенциалом. Однако руководитель компании EGG хочет использовать разработку не для науки: он планирует продать ее военным и превратить в машину для убийства. Чтобы избежать этого, Сигурни вместе с мужем и дочерью перебираются в маленький городок и выдают Фрэнки за своего второго ребенка. Та даже будет учиться в обычной школе. Вот только она пока совсем не понимает правила жизни людей и их эмоции. К счастью, новенькой берется помогать подруга. Пока Фрэнки всё больше становится человеком и разбирается с завистливой одноклассницей, ее продолжают искать бывшие работодатели Сигурни.
«Я — Фрэнки» — самый простой и позитивный сериал из всего списка. Его создал детский канал Nickelodeon, который все знают по «Губке Бобу» и мультяшному «Аватару». Во многом это просто подростковая история о взрослении, поисках первой любви и других типичных темах. Просто в данном случае авторы предлагают взгляд на всё это со стороны андроида, который интуитивно не понимает, почему люди так себя ведут. Из-за этого и возникают забавные ситуации.