Огненная подборка: 10 фильмов и сериалов о пожарных
Приручение огня — один из самых важных шагов человечества на пути к цивилизации. Но тот по-прежнему остается страшной силой и, выходя из-под контроля, сжирает всё на своем пути, пока не встретится с пожарными. Огонь пожирает здоровье, нервы и даже жизни пожарных, но что-то заставляет их идти на эту сложную работу. Попытаемся понять, что именно. Возможно, помогут фильмы.
Бездельник и наркоман Брендан, узнав о беременности своей девушки, внезапно пересматривает свою жизнь и идет наниматься пожарным в местную команду. Ему там не слишком рады, потому что знают о его ненадежности. Бригаде предстоит аттестация на повышение уровня, и потенциальные коллеги не хотят, чтобы в их рядах было слабое звено. Однако командир дает шанс новичку и берет того на работу. А всего через год Брендану и его товарищам придется столкнуться с одним из самых смертоносных пожаров в истории США.
Фильм основан на реальных событиях, случившихся в холмах близ местечка Ярнелл 28 июня 2013 года. В тот день в огне погибла почти вся местная пожарная команда Granite Mountain Hotshots (Сорвиголовы Гранитной горы). Выжил лишь один человек, отправленный смотрящим на возвышенность. Несмотря на то, что картину снял Джозеф Косински, известный прежде всего по работе над фантастическими боевиками, экшен в «Деле храбрых» — дело десятое. Главное — это исследование феномена людей, зарабатывающих на жизнь героизмом.
После гибели одного из товарищей командир Алексей Соколов должен взять в команду новенького, иначе его группу расформируют. Соколов не хочет брать молодых, но, когда видит кавалера своей дочери в рядах новобранцев, мгновенно меняет решение и забирает его с собой — сразу на опасное задание. Упрямый и нахальный парень Рома понимает: если он отступит, девушка для него потеряна навсегда. Он лезет в вертолет, чтобы отправиться на свой первый большой пожар в тайге.
В отличие от «Дела храбрых», это прежде всего зрелищное кино. В панорамных кадрах для его создания использовались съемки реальных пожаров в Красноярском крае. Более локальные сцены выстраивались съемочной группой отдельно: декораторы и пиротехники возводили тайгу в павильоне, используя бревна, — не жечь же реальный лес. На такие павильонные пожары ушло около 300 баллонов с газом.
Отец Брайана и Стивена был капитаном пожарного расчета и погиб на работе. Брайан, младший сын, видел, как это случилось, потому что наблюдал в сторонке за работой папы. Двадцать лет спустя Брайан, перебравший много разных занятий и не нашедший себя ни в одном из них, заканчивает пожарную академию и пытается работать по специальности. Тут не складываются отношения с начальством — братом Стивеном. Поэтому Брайан уходит из части в пожарные следователи и начинает разбирать дело о трех странных возгораниях с эффектом «обратной тяги». В них погибли люди, которые на первый взгляд никак не связаны друг с другом.
Это один из тех фильмов, которые стоит посмотреть, если хотите понять, что такое кино 90-х. Снял его Рон Ховард, на чьем счету впоследствии были такие работы, как «Игры разума», «Нокдаун» и «Гонка». Актерский состав тут просто фантастический. Зато содержание сугубо реалистично. Дело в том, что сценарист Грегори Уайден три года работал пожарным и сценарий писал, основываясь на реальном опыте.
11 сентября 2001 года, Нью-Йорк. Полицейские Джон МакЛафлин и Уилл Химено узнают, что самолет врезался во Всемирный торговый центр. Они спешат к месту событий, чтобы принять участие в спасательных работах. Во время операции они оказываются погребенными под обломками обрушившихся из-за пожара башен. Из всей команды пережить обвал удается лишь им двоим. Несколько часов они лежат под завалами, раненые и обезвоженные, и, чтобы хоть как-то продержаться, делятся друг с другом воспоминаниями о близких.
Фильм не просто основан на всем известном событии, он рассказывает историю реальных людей, восстанавливая во всех подробностях обстоятельства их спасения. Полицейские — прототипы главных героев — помогали режиссеру Оливеру Стоуну связаться со многими свидетелями тех событий. В результате у него было настолько много фактологического материала, что это даже создавало некоторую путаницу. Приходилось постоянно вносить правки в сценарий, потому что кто-нибудь вспоминал что-то еще. А один из спасателей, Скотт Фокс, сыграл в фильме самого себя.
Сериал, состоящий из 11 сезонов, о буднях пожарной бригады в Чикаго. Герои постоянно спасают жизни людей: будь то пожар, землетрясение, автомобильная авария. Их работа крайне опасна, но они не боги и не святые, у них тоже есть реальные земные проблемы. Лейтенант Келли винит своего начальника в гибели опытнейшего коллеги, а сам злоупотребляет обезболивающими. Командир тяжело переживает гибель друга. Кристофер остался без дома. Парамедика Эмили обвиняют во врачебной ошибке. В общем, ни минуты покоя.
Сериал оказался настолько популярным, что уже через год телеканал NBC принял решение создать спин-офф о полицейских Чикаго, а еще через пару лет — о медиках. Третьим спин-оффом стал сериал «Правосудие Чикаго». Ему не очень повезло: закрылся после первого же сезона, а вот остальные живут, здравствуют и собирают свои рейтинги по сей день.
Отважный и опытный спасатель Джейк Карсон руководит командой пожарных-парашютистов в одном из районов Калифорнии. Он настолько крут, что со дня на день его ждет повышение до начальника всех пожарных станций региона. Однако мечтать ему некогда: новое возгорание в лесу — и бригада спешит на работу. Во время тушения одной из хижин Карсон обнаруживает троих детей, спрятавшихся от дыма. Их родители где-то в отъезде, и пожарные забирают спасенных с собой на станцию. На несколько дней там воцаряется настоящий хаос. Оказывается, брутальным пожарным проще бороться с огнем, чем присматривать за тремя сорванцами.
В фильме много сложных для постановки сцен, и съемочной группе пришлось попотеть. Например, хижину в лесу надо было отстроить и спалить дважды, чтобы снять все нужные кадры. Особенное внимание уделялось безопасности при работе с детьми. Тем не менее кое-какие трюки им доверили выполнить лично: юному Кристиану Конвери позволили «полетать» на брандспойте. По сюжету вода бьет из шланга с такой мощью, что малыш просто поднимается вместе с ним в воздух. Море впечатлений для десятилетнего актера.
Пожарный из Балтимора Джек Моррисон выезжает со своей командой на вызов — горит промышленное здание. Бригада работает, спасает людей. В какой-то момент под Джеком проваливается пол, и он оказывается в огненной ловушке, отрезанный от своих товарищей. В ожидании подмоги герой вспоминает свое богатое на приключения прошлое: как пришел на службу, как познакомился с теми, кто сейчас пытается прорваться к нему, как тушил свой первый пожар, как познакомился с будущей женой.
Исполнитель главной роли Хоакин Феникс и другие актеры и члены съемочной группы готовились к работе над фильмом, проходя подготовку в колледже пожарных в Балтиморе. Хоакин провел на обучении целый месяц и еще месяц — в пожарной части. А актриса Джасинда Бэрретт, сыгравшая жену героя, и вовсе выросла в семье пожарного и о тревогах близких, ожидающих отца и мужа домой со смены, знает не понаслышке.
Пес-суперзвезда Рекс живет припеваючи в Голливуде, снимается в кино и в рекламе. Его успеху не то что собаки — люди могут позавидовать. Но один несчастный случай меняет благополучную жизнь Рекса: он оказывается на улице. Здесь никто не в курсе, что это не обычный бродячий пес, а знаменитость и крутой четвероногий каскадер. К счастью, потеряшку находит 12-летний мальчик Шейн, сын капитана старой пожарной станции. Так что Рекс прибивается к пожарной команде, получает новое имя и шанс проявить себя.
Добрая комедия, чтобы провести вечер с детьми и посмеяться над проделками суперпса. Роль Рекса играли целых четыре терьера: Арвен, Фродо, Страйдер и Рохан. Первые трое названы в честь персонажей «Властелина колец», а четвертый — в честь государства оттуда же. Работать с этими фэнтези-псами довелось 14-летнему Джошу Хатчерсону, который уже через четыре года снимется в блокбастере «Голодные игры» в одной из главных ролей. «Пожарный пес» не был таким же крутым фильмом в карьере актера, зато позволил вдоволь наобщаться с собаками с благородной целью установления актерского контакта.
В черноморском порту стоит танкер из Либерии. Кораблю требуется небольшой ремонт, поэтому туда отправляется группа специалистов. Пока они заняты в трюме, на палубе вспыхивает пожар, и слесари не могут выбраться из ловушки. Но огонь угрожает не только им: танкер под завязку заполнен нефтью, а ее разлив приведет к пожару во всём порту. В довершение несчастий из-за взрыва газа в борту образуется пробоина, и танкер начинает крениться на бок. Перед спасателями и пожарными стоит сложнейшая задача.
Советский фильм-катастрофа снимался в 1982 году в Новороссийске. В порту этого города за 20 лет до съемок как раз случился подобный пожар на танкере «Волгонефть», так что у сценаристов было достаточно материала для истории. Режиссер Рудольф Фрунтов пригласил на главную роль Эммануила Виторгана, который прежде играл только отрицательных героев и был очень рад предложению сыграть не просто положительную роль, а героическую. Впоследствии, делясь впечатлениями от работы над образом, актер рассказывал, что даже не представлял себе, насколько это сложная профессия: лето, жара, люди в одежде из брезента, едкий дым. Хороший повод поговорить со зрителями о мужестве.
Капитан Калеб Холт — очень хороший пожарный. Он великолепно знает свое дело, благодаря его усилиям спасено много жизней. И Калеб всегда учит новичков не оставлять товарищей в беде. Однако в том, что касается семейной жизни и отношений с женой Катериной, герой — полный двоечник. Он постоянно говорит с женой на повышенных тонах, не интересуется ее делами и проблемами, зато обижается, что супруга не ценит его. Катерина, в свою очередь, не понимает, зачем ей нужен этот брак, и приходит к выводу, что пора разводиться. Калеб обеими руками за, но отец уговаривает его отложить развод. Он дает сыну рукописную книжку с инструкциями, как спасти брак за 40 дней. Калеб не понимает, зачем спасать безнадежные отношения, но из уважения к отцу соглашается попробовать.
Фильм снят христианскими евангелистами, и вопросам религии в нем уделено основное внимание. Несмотря на такое строгое содержание, картина сумела найти отклик в сердцах зрителей и собрать в прокате 33 млн долларов. Кстати, исполнитель главной роли Кирк Камерон, очень религиозный человек, не мог себе позволить во время съемок целовать другую женщину, кроме своей реальной супруги. Поэтому в сценах с поцелуями актриса Эрин Бети должна была уступить свое место загримированной под нее Челси Нобил, жене актера.