Нелегкая профессия: 10 фильмов и сериалов про актеров и актрис
Фильмы и сериалы об актерах никогда не выйдут из моды: будь то байопики великих вроде «Раневской» или завуалированные попытки приоткрыть занавес индустрии, не называя имен, как в «Актрисах». Рассказываем о 10 разноплановых проектах, которые посвящены актерской профессии. Также предлагаем познакомиться с подборками лучших фильмов про художников и искусство и лучших байопиков о музыкантах.
Фильм «Сансет бульвар» — нержавеющая классика: лента повествует о голливудской звезде, которая упала с небосвода, но так и не узнала об этом. Волею случая молодой сценарист Джо Гиллис (Уильям Холден) оказывается в особняке, который кажется заброшенным только на первый взгляд. В стенах угадывается великолепие ушедшей эпохи: дива Норма Десмонд (Глория Суонсон) пребывает в сладком неведении относительно своего звездного статуса. Дворецкий (Эрих фон Штрогейм) поддерживает иллюзию востребованности легенды немого кино, чья карьера давно замерла.
Разбудите кинокритика через 100 лет и спросите, о чём снимают в Голливуде: наверняка найдется режиссер, который будет сердечно оплакивать творческую кончину звезд немого кино и трепетно смотреть вслед актерам, оставшимся на обочине индустрии. Последователей было и будет много, но «Сансет бульвар» Билли Уайлдера — нерушимая глыба нуара, которая со временем стала такой же легендарной, как и иконы, которые воспеваются в фильме.
«Артист» — кино в высшей степени упоительное: в фильме хочется купаться, теряться и даже обниматься. Мишель Хазанавичус — мастер пародийного жанра, отточенного на «Агенте 117», — в 2012-м стал триумфатором на премии «Оскар». Картина получила 10 номинаций и одержала победу в пяти категориях, включая приз за лучший фильм, обойдя Мартина Скорсезе, Терренса Малика, Вуди Аллена и Стивена Спилберга. Можно списать на случайное везение новичка, но по прошествии времени решение академиков всё еще выглядит закономерным. Хазанавичус купает свою картину в любви и непосредственности: «Артист» — именины сердца абсолютно любого зрителя. Оказалось, что кино — самый универсальный язык на свете.
Кино о кино — отдельный жанр, кино о приходе звукового кино — шкатулка в шкатулке, которая открылась «Поющими под дождем» и вышеупомянутым «Сансет бульваром». Еще одна звезда великого немого переживает кризис на съемочной площадке: в прошлом успешный актер Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) ушел в утиль и нужен лишь своему смекалистому псу (пес Угги), а статистка Пеппи (Беренис Бежо) стала звездой в новых реалиях индустрии.
Последняя на данный момент картина Квентина Тарантино — разумеется, признание в любви. Но не только кинематографу в целом и Голливуду 60-х в частности, но и всей поп- и медиакультуре, которая окружает нас каждый день и каждый час.
Однажды в Лос-Анджелесе восходящая звезда Шерон Тейт (Марго Робби) решает сходить в кино, каскадер Клифф Бутт (Брэд Питт) оказывается на ранчо «Семьи» Чарльза Мэнсона, а актер, чья слава пошла на убыль, Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) не может найти себе места. Все они встретятся, но ближе к финалу фильма, а пока Тарантино предлагает неспешную экскурсию по кинотеатрам, кабакам, съемочным площадкам, красивым особнякам и полуразрушенным домам, от которой невозможно оторваться. Режиссер верен себе и методично доказывает, может, не столь поэтическую, но вполне осязаемую мысль: без каскадеров пропали бы даже самые даровитые и талантливые актеры. И не только на производстве блокбастеров.
«Однажды в Голливуде» — относится к категории тех фильмов, которые отрадно не только смотреть, но и пересматривать, чтобы снова и снова верить, как в первый раз, в чудо, которое может сотворить кино.
«Бёрдмэн» — тщательно спланированное, хорошо выверенное, но всё равно удивительное совпадение всего, что может совпасть. На роль актера, который когда-то был звездой супергеройских фильмов-блокбастеров, а с годами стал стареющей знаменитостью без определенного рода деятельности, Алехандро Гонсалес Иньярриту позвал Майкла Китона — исполнителя роли Бэтмена в прочтении Тима Бёртона. Мечтая вернуться в свет софитов, тот затевает театральную постановку с собой на авансцене: зрителям остается мучиться вместе с творцом в ожидании премьеры и приема зрителей, а что страшнее — критиков.
Иньярриту в одну точку сводит театр и кино, где на пересечении и расположилась актерская профессия: трудиться актерам пришлось и в кадре, и за его пределами. Уйма времени была отведена на репетиции и подготовку (что вновь роднит кино с театром): «Бёрдмэн» сногсшибательно снят одним кадром (ну, почти одним) оператором Эммануэлем Любецки. Картина завораживает и визуально, и пластически, и темпорально. Повезло оказаться на сцене не только Китону (чей камбэк в профессию можно назвать образцово-показательным), но и Эдварду Нортону и Эмме Стоун.
Фёдор Бондарчук и Паулина Андреева выпустили сериал, вероятно, очень личный для обоих. «Актрисы» — наблюдение за кипучей жизнью в стенах одного театра на протяжении почти десяти лет. Три женщины, три сестры не по крови, но по Чехову, три профессионалки переживают разные этапы карьеры. Полина (Светлана Ходченкова) пытается начать новую жизнь вне сцены. Оксана (Полина Пушкарук) вытянула счастливый билет и должна отправиться на съемки проекта перспективного режиссера. А Алёне (Елена Николаева) пока не везет, но едва ли барьеры способны остановить тягу к признанию.
«Актрисы» ориентируются на закулисье МХТ им. Чехова и предлагают довольно честные этюды о конкуренции, разочаровании и усталости от сценического мастерства театральных актеров. Едва ли сериал предлагает по-новому взглянуть на любимцев публики, но увлекает откровенностью и (что логично) сильными актерскими работами.
Если говорить об отечественных сериалах об актерах, то странно обойти вниманием «Звоните ДиКаприо!» — зрительский хит, который помог реабилитироваться Александру Петрову, застрявшему то ли в одном амплуа, то ли в собственной шкуре. Режиссер Жора Крыжовников до «Звоните ДиКаприо!» был известен скорее как автор народной комедии «Горько!», но тяга к актерской братии и саркастичное обожание представителей профессии уже чувствовались в короткометражке «Проклятие», где артист Тимофей Трибунцев срывался во время кастинга.
В «Звоните ДиКаприо!» горького больше, чем смешного, а изнанка публичности превалирует над бонусами положения. Актер Егор Румянцев (Петров) возвращается с небес на землю — звездный статус, съемки в раскрученном сериале и осязаемая любовь фанаток не уберегли: у Егора ВИЧ. Диагноз меняет жизнь артиста, но не в привычном звучании сюжетов о борьбе сильных духов с сильным недугом. Крыжовников не то сочувствует, не то нагнетает, не то просто наблюдает за тем, как Егор мечется и пытается то всё исправить, то окончательно испортить.
«Змеи Малойи» — пьеса выдуманного драматурга Мельхиора, которая однажды стала трамплином для актерской карьеры Марии Эндерс (Жюльет Бинош). Десятилетия спустя на поминках того самого автора молодой режиссер приглашает актрису вернуться к работе над «Змеями», но сменив амплуа. В юности Эндерс играла охочую до успеха барышню, которая довела до самоубийства начальницу, — теперь Марии предложено сыграть женщину на грани суицида, а ее место займет подающая надежды Джо-Энн Эллис (Хлоя Грейс Морец) — баловница судьбы, которая только-только вылезла из рехаба.
Удивителен не двойной портрет женщин в профессии, отзеркаленный временем: Оливье Ассайас не устраивает разоблачающих схваток актрис за место под солнцем софитов. Наоборот, режиссер скорее любуется гранями мастерства, а если не любуется, то по-отечески (или по-братски?) сочувствует. Тем забавнее, что победительницей в дуэли звездных величин выходит помощница Эндерс Валентина — роль, которая позволила Кристен Стюарт предать «Сумерки» забвению.
Сумасбродный виток актерской карьеры Николаса Кейджа породил то ли новый жанр, то ли направление в кино, которое с задором прозвали «кейджсплойтейшн». После кровавого перерождения в фильме «Мэнди» Паноса Косматоса Кейдж отправился во все тяжкие и подписался на съемки в боевиках, ужастиках и прочих радостях категории B.
«Невыносимая тяжесть огромного таланта» Тома Гормикэна иронизирует над причудливыми пунктами фильмографии в мета-измерении. Кейдж играет Кейджа — актера в глубоком запасе, которого впечатлительный миллионер Хави Гутьеррес (Педро Паскаль) зовет отдохнуть на Майорку. Поездка заканчивается криминальной гонкой, разборками с ЦРУ, просмотром «Приключений Паддингтона 2» и задушевными беседами. «Тяжесть огромного таланта» — сумасбродное, но веселое кино о том, что и на пенсии артисты всегда найдут, чем заняться и кого сыграть.
Еще чуть-чуть, и не останется подборок фильмов, куда нельзя было бы добавить «Ла-Ла Ленд». Режиссер-самородок Дэмьен Шазелл вроде бы снял локальную историю о жерновах фабрики звезд, которая тем не менее отозвалась во множестве сердец (вне зависимости от принадлежности к актерской профессии), став своеобразным гимном мечтателям.
Миа (Эмма Стоун) работает в кофейне в Голливуде, но мечтает стать актрисой. Себастьян (Райан Гослинг) — музыкант, чьи выступления обычно проходят в ресторанах или на вечеринках у бассейна. Однажды они встретились, а потом еще раз и еще и в конце концов полюбили друг друга.
Мюзикл Шазелла действительно стал классикой чуть ли не в день выхода: услышав однажды аккорды City of Stars, мотив невозможно забыть. Не хватает правильных слов, чтобы рекомендовать «Ла-Ла Ленд» тем, кто фильм почему-то пропустил. Остальным едва ли нужен повод, чтобы ленту пересмотреть (даже в сотый раз). Роль начинающей артистки принесла Эмме Стоун «Оскар» — вероятно, из-за опасной близости к материалу. Утомительные прослушивания, репетиции в спальне, вечная неуверенность и щепотка удачи… Секретов успеха в штурме профессии Шазелл не раскрывает, но повторяет прописные истины: карьера = бескомпромиссное упорство + счастливый случай.
Строго говоря, от режиссера «Нефти», «Мастера» и «Ночей в стиле буги» Пола Томаса Андерсона меньше всего зрители ожидали получить ностальгическую романтическую комедию (пусть и с флером накаленных и небезопасных 70-х). На экране дорожного кинотеатра (или ноутбука, но попробуем помечтать) — музыкантша Алана Хаим из сестринской группы HAIM и Купер Хоффман — сын покойного Филипа Сеймура. Молодые люди с немалой разницей в возрасте случайно знакомятся на школьной фотосъемке и влюбляются, начинается беготня. Кажется, будто большую часть хронометража фильма Андерсон (подобно своему однофамильцу-кукольнику) заставляет исполнителей главных ролей носиться туда-сюда с неподдельным восторгом и упоением.
При чем же здесь актерская профессия? Во-первых, школьник Гэри мечтает прославиться и уже начал сниматься в кино. Во-вторых, что важнее: в «Лакричной пицце» случилось удивительное и запоминающееся камео Шона Пенна. Актер сыграл актера (ориентир образа — Уильям Холден из «Сансет бульвара») и стал королем эпизода — слишком эффектного, чтобы его пересказывать.