Лучшие фильмы про художников и искусство
Страдающий, голодающий, сумасшедший, никем не понятый, гениальный — образ художника максимально романтизирован в массовой культуре и, в частности, кинематографе. На благодатной биографической почве про великих творцов всех времён и народов был создан не один фильм. Представляем вам подборку лучших фильмов про художников.
Если вы уже посмотрели «Фриду» и «Выход через сувенирную лавку», проверьте наш список — в качестве бонуса мы добавили несколько интересных картин про искусство в целом.
Картина Мэттью Эйкерса о самой знаменитой современной художнице, ещё в 70-х поразившей общественность своими провокационными перформансами. Марина Абрамович всю жизнь работала с темами телесности, боли и личных границ, нарушая все возможные запреты и превращая своё искусство в своеобразный челлендж. Так, во время перфоманса «Ритм 0», когда художница разложила на столе в галерее 72 предмета и позволила зрителям использовать их как угодно по отношению к её телу, на Абрамович наставили заряженный пистолет. Потом была полная страсти любовная история с художником Улаем, которая закончилась разрывом во время их общего перформанса на Великой Китайской стене…
Документальный фильм 2010 года снимали во время ретроспективной выставки Марины Абрамович в Нью-Йоркском музее современного искусства. В течение месяца художница каждый день сидела за столом, к ней подсаживались посетители выставки и могли по 30 минут смотреть ей в глаза. Перформанс занял 736,5 часов, а встречи приводили к самым неожиданным последствиям.
Картина Мэттью Эйкерса о самой знаменитой современной художнице, ещё в 70-х поразившей общественность своими провокационными перформансами. Марина Абрамович всю жизнь работала с темами телесности, боли и личных границ, нарушая все возможные запреты и превращая своё искусство в своеобразный челлендж. Так, во время перфоманса «Ритм 0», когда художница разложила на столе в галерее 72 предмета и позволила зрителям использовать их как угодно по отношению к её телу, на Абрамович наставили заряженный пистолет. Потом была полная страсти любовная история с художником Улаем, которая закончилась разрывом во время их общего перформанса на Великой Китайской стене…
Документальный фильм 2010 года снимали во время ретроспективной выставки Марины Абрамович в Нью-Йоркском музее современного искусства. В течение месяца художница каждый день сидела за столом, к ней подсаживались посетители выставки и могли по 30 минут смотреть ей в глаза. Перформанс занял 736,5 часов, а встречи приводили к самым неожиданным последствиям.
.
Даже самые успешные и богатые художники бывают несчастны. Трагическая участь постигла Александра Маккуина, вложившего весь свой талант в создание модной одежды. Его четырежды признавали лучшим британским модельером года, он одевал половину Голливуда и самых влиятельных людей из мира политики. Но успех не помог страдавшему от затяжной депрессии и пристрастившемуся к наркотикам Маккуину пережить смерть матери. В возрасте 40 лет он покончил с собой.
Биографическая лента поделена на пять частей, и все они называются в честь знаковых коллекций дизайнера. Рассказ начинается с детских лет Маккуина, которые помогают понять корни его психологических проблем — он множество раз был свидетелем домашнего насилии, а затем и его жертвой.
.
Знаменитые художники, писатели, учёные, режиссёры и музыканты отвечают на вопросы о природе креативности. Здесь можно увидеть Дэвида Боуи, Джима Джармуша, Стивена Хокинга, Дэвида Линча, Бьорк и даже Далай-ламу.
Режиссёр Герман Васке собирал материалы для фильма в течение тридцати лет, путешествуя по миру и встречаясь с самыми интересными современниками. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых.
.
Фильм с харизматичным Венсаном Касселем в главной роли рассказывает о нескольких годах жизни Поля Гогена на Таити. Уставший от вечной нужды и забот о семействе, художник отправляется на острова, где встречает новую любовь и музу, ставшую его женой — местную жительницу Техуру. Он снова и снова рисует её портреты, но моменты счастья чередуются эпизодами тяжёлого физического труда и болезней — Гоген уже далеко не молод. В какой-то момент он начинает подозревать молодую жену в неверности.
Именно на Таити Поль Гоген написал свой шедевр, картину «Когда свадьба?», проданную в 2015 году за рекордные 300 миллионов долларов. При жизни же художник был крайне беден, часто брался за грязную работу, чтобы прокормить семью, и ненавидел нищету.
Трагическая история о знаменитом американском художнике-абстракционисте. Действие разворачивается в 1941 году, когда Поллок (wiki) встречает свою любовь. Ли Краснер отказалась от собственной художественной карьеры, чтобы помочь гению преодолеть алкогольную зависимость и стать известным, но счастье пары длилось недолго.
Режиссёр и исполнитель главной роли Эд Харрис был зачарован историей Поллока с тех пор, как отец подарил ему книгу о художнике — он считал, что сын похож на живописца. Чтобы реализовать проект и выпустить его на экран, Харрису понадобилось 6 лет.
Байопик 2018 года о жизни Ван Гога в небольшом французском городке Арль и периоде перехода от импрессионизма к постимпрессионизму. Именно в этот период художник отрезал себе ухо и начал погружаться в безумие.
Про сумасшедшего гения снята не одна картина, например, талантливая «Ван Гог. С любовью, Винсент», но у драмы Джулиана Шнабеля есть одно весомое преимущество — исполнитель главной роли. Участие Уиллема Дефо компенсирует все недостатки фильма, не зря актёр был номинирован на «Оскар» за эту работу.
Рассказ о любви, искусстве и странных поворотах судьбы от оскароносного режиссёра Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Действие фильма разворачивается в послевоенной Германии, разделённой на два лагеря. Юный художник Курт Барнетт перебирается из ГДР в ФРГ, где встречает Элизабет, в которую влюбляется. Их судьбы оказываются странным образом переплетены. Отец девушки, врач и бывший полковник СС, самолично загубил в газовой камере тётю молодого человека. Теперь он хочет разрушить союз Барнетта и дочери из-за того, что считает его генетически ущербным. Но любовь и великая сила искусства помогут паре пройти через любые трудности.
Фильм был отчасти основан на истории художника Герхарда Рихтера. Драма получила две номинации на премию «Оскар» (как лучший фильм на иностранном языке и за лучшую работу оператора).
.
История поп-арт художницы Маргарет Кин, прославившейся в США картинами с изображением персонажей с большими глазами. Тим Бёртон рассказывает историю эксплуатации и разоблачения — в 60-х супруг художницы выдавал её картины за свои собственные, и даже угрожал ей смертью, если она перестанет снабжать его материалом для продажи.
Саундтрек для фильма написала Лана Дель Рей, а Эми Адамс получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
.
Фильм ужасов, философская притча о любви, история художника, охваченного демонами, или хитроумный арт-нуар — картину Ингмара Бергмана можно толковать по-разному. Повествование ведёт Альма, жена известного художника Йохана Борга, пропавшего без вести. Пара переехала на остров Бальтрум, чтобы начать новую жизнь, но Йохана каждую ночь мучили жуткие видения и бессонница. Этот страшный период между тремя и четырьмя часами утра он называл «часом волка». Когда Альма вместе с мужем оказалась в гостях у барона фон Меркенса, живущего в соседнем замке, ей пришлось столкнуться с демонами супруга лично…
Работая над идеей, Бергман многократно её менял — поначалу это должна была быть комедия о потерпевших кораблекрушение. Существует мнение, что в фильме режиссёр рассуждает об отношениях с собственной женой и исполнительницей главной роли Лив Ульман. Как признавался Бергман, работая над картиной, он переживал собственный «час волка».
.
Ироничная картина Джонатана Паркера посвящена не столько художникам, сколько индустрии современного искусства в целом и тем, кто с ней связан. Главные герои — андеграундный музыкант, создающий произведения из разрозненных воплей, шороха бумаги и других странных звуков, и голодная до скандальных выставок галеристка. Они встречаются, у них завязывается роман, но вскоре возникает конфликт интересов, в котором замешан и брат композитора, коммерческий художник, считающий себя непризнанным гением.
В фильме откровенно пародируется британский художник Дэмьен Хёрст — он прописан как автор-таксидермист Рей Барко (Винни Джонс).
Уморительная аргентино-испанская комедия о пожилом художнике Ренцо. Хоть он и ненавидит арт-индустрию вместе с её институциями, критиками и другими авторами, но с падением собственной популярности смириться не может. Вместе с другом-галеристом Артуро он придумывает хитроумный план, который должен сделать его работы знаменитыми и дорогими. Что именно задумали друзья и сработал ли их план, и предстоит узнать зрителю.
Картина аккуратно высмеивает мир современного искусства, в который два главных героя-динозавра совсем уже не вписываются, — концептуализм и политические акции совсем не для них. С другой стороны, жизни Артуро и Ренцо неразрывно связаны с искусством, а некоторые выходки вполне себе тянут на модный перформанс.
Фильм был показан на 75-м Венецианском кинофестивале вне конкурса, получил массу положительных отзывов от критиков и был продан более, чем в 20 стран мира.
Если предыдущая картина проходится по арт-рынку более-менее беззлобно, то «Квадрат» набрасывается на него как полноценная сатира. Жизнь обаятельного музейного куратора превращается в настоящий балаган, когда у того крадут бумажник и телефон. Он стремительно теряет облик приличного человека и проходит через ряд фантасмагорических историй, которые критикуют не только арт-тусовку, но и всё западное общество.
В центре сюжета — инсталляция «Квадрат», которая на самом деле существовала и была придумана режиссёром фильма Рубеном Эстлундом. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на 70-м Каннском кинофестивале.