Наш общий краш: 12 лучших ролей Тимоти Шаламе
Икона стиля, самый многообещающий и, возможно, лучший актер своего поколения… Обладателю этих титулов Тимоти Шаламе всего 26, но уже кажется, что он был всегда. Ведь который год по его кудрям, субтильной внешности и актерскому таланту сходят с ума в планетарном масштабе. Шаламе уже не назовешь восходящей звездой, однако хочется верить, что лучшие роли у Тимоти еще впереди (в их числе — сам Вилли Вонка!). В Окко можно посмотреть, среди прочего, «Дюну» и «Французского вестника», а мы вспоминаем самые запоминающиеся фильмы и образы в короткой, но яркой фильмографии главного красивого мальчика современности.
17-летний Элио живет без забот на прекрасной вилле вместе с родителями: флиртует с девушками, сочиняет музыку, гуляет, читает и гоняет на велосипеде. Лето, Италия, первая любовь… Что еще нужно для юношеского счастья? Но вот с первой любовью все как раз будет непросто — познакомившись с ассистентом своего отца Оливером, Элио раз и навсегда теряет душевный покой.
В первой же сцене Тимоти Шаламе появляется с голым торсом — и может сразу же обезоружить неподготовленного зрителя своей хрупкой утонченной красотой. На титрах этой чувственной лавстори от итальянца Луки Гуаданьино по сценарию самого Джеймса Айвори (в основе — роман Андре Асимана) неслучайно появляются античные скульптуры. Кажется, что Хаммер и Шаламе здесь и вправду высечены из какого-то редкого вида мрамора. Ну и конечно, Тимоти цепляет зрителя не только своей запоминающейся внешностью или блестящим знанием французского и итальянского. Он демонстрирует удивительный актерский диапазон (чего стоит финальная сцена беззвучных рыданий на титрах!), и совершенно естественно передает неуклюжую подростковую пластику и эротическое томление своего героя. И да, ту самую сцену с персиком увидев однажды, не забыть никогда. Неудивительно, что фильм мгновенно вывел 22-летнего Шаламе в суперзвезды и помог ему стать третьим в списке самых молодых номинантов на «Оскар» в истории.
Ник Шефф юн, талантлив и прекрасен, но он наркоман. Его отец Дэвид не может смириться с тем, что на глазах теряет сына, но самое страшное, что в свои 18 Ник успел перепробовать чуть ли не все возможные наркотики и вот уже несколько месяцев сидит на метамфетамине. Не помогают ни центр реабилитации, ни уговоры, ни слезы, ни угрозы — отношения отца и сына рушатся на глазах, и юноша не в состоянии справиться с зависимостью. Но Дэвид не хочет сдаваться без боя.
Англоязычный дебют бельгийца Феликса ван Грунингена основан на книге журналиста Дэвида Шеффа, и Шаламе здесь играет реальную роль его сына, задыхающегося от депрессии и тяги к саморазрушению. У фильма была трудная судьба: съемки откладывались на протяжении 10 лет, а в итоге помочь завершить проект помог Брэд Питт и его продюсерская компания Plan B. Тимоти у Грунингена выдает чуть ли не одну их самых сложносочиненных ролей в своей карьере, блестяще отыгрывая растерянность темпераментного героя, его постоянные срывы и почти мгновенные перепады настроения. Усилия не прошли даром: Шаламе получил номинации на «Золотой глобус», а также на премию Гильдии киноактеров и BAFTA. Интересно, что в интервью он признавался, что на самом деле считает «Красивого мальчика» вовсе не фильмом о вреде наркотиков, а скорее историей об искуплении и надежде.
Юный и распутный принц Уэльский Хэл каждый вечер напивается до беспамятства, а утром просыпается в объятиях очередной девицы. Единственным его верным другом и наставником остается старый вояка сэр Джон Фальстаф (восхитительно фактурный Джоэл Эдгертон). Когда же больной отец Хэла, король Генрих IV, решает отлучить непутевого старшего сына от трона и передать бразды правления младшему, тот неожиданно погибает на поле битвы. И теперь у Хэла, в общем-то, не остается другого выбора, кроме как стать великим английским королем Генрихом V и отправиться на войну с Францией.
В свое время Тимоти Шаламе не стал новым Человеком-пауком, но в батально-биографической фреске Дэвида Мишо он все равно разыгрывает сюжет о становлении супергероя (как мы помним, «большая сила — это большая ответственность», а что может быть серьезнее трона монарха?). В основе сценария, написанного Мишо и Эдгертоном, лежит сразу несколько пьес, но главным образом, конечно, «Генрих V» — знаменитая историческая хроника Шекспира, главную роль в экранизациях которой всегда исполняли лучшие британские актеры: в диапазоне от Лоуренса Оливье и Кеннета Браны до Марка Райлэнса и Тома Хиддлстона. На глазах зрителя Тимоти превращается из разбитного средневекового подростка в сурового, жестокого и справедливого короля, и за этой трансформацией следить чрезвычайно увлекательно. Ну и отдельное удовольствие — наблюдать за актерской дуэлью Шаламе и Роберта Паттинсона, играющего здесь манерного и крайне неприятного французского дофина.
Спокойной жизни рода Атрейдесов приходит конец, когда галактический император решает передать в управление герцогу Лето Арракис. Арракис (или Дюна) — важнейшая планета в экономике Империи, ведь там Пряность (он же Меланж), без которой невозможны межзвездные перелеты. Довольно быстро выясняется, что передача такого ценного ресурса была сделана с единственной целью — ослабить Великий Дом Атрейдесов. Ведь коварные и жестокие Харконенны, долго правившие Арракисом, не дремлют и готовят покушение на сына герцога — юного Пола. Ему же тем временем снятся странные и прекрасные сны о голубоглазой девушке. Возможно, они еще и вещие.
Один из главных фильмов 2021 года и первый полноценный блокбастер в карьере Шаламе — о «Дюне», наверное, можно говорить или в превосходной степени или никак. В половинчатой экранизации культовой фантастики Фрэнка Герберта (фильм обрывается примерно на середине книги), как и в «Короле Англии», Шаламе предстает в образе юноши королевских кровей, чья судьба уже написана, и изменить предначертание не удастся. Пол управляет своим разумом при помощи внутреннего голоса, сражается на кинжалах, спасается бегством от гигантского песчаного червя и пересыпает руками золотистый песок — но главное, Шаламе не просто не теряется на фоне суперзвездного ансамбля и масштабных декораций, а во многом держит всю многомиллионную мегаломанскую махину Дени Вильнева на своих хрупких плечах.
Студент колледжа Ярдли Гэтсби Уэллс везет свою девушку Эшли в Нью-Йорк, а у нее там как раз назначено интервью с великим и ужасным режиссером Роландом Поллардом. Уик-энд должен стать незабываемо романтическим, но вот Эшли и Гэтсби разлучаются один раз, другой — и довольно быстро теряют друг друга из виду в вихре бесконечного флирта и светских развлечений. Как назло начинается дождь — и тогда планы двух юных влюбленных вовсе летят куда-то в тартарары. Да и по Нью-Йорку в такую погоду особо не погуляешь.
В этой романтической комедии о превратностях судьбы Шаламе, по сути, играет самого Вуди Аллена — точнее, его прославленного лирического героя из фильмов 70-х-80-х. Кто еще мог бы превратить максимально искусственного персонажа с говорящим именем и пиджаком не по росту в живого человека из плоти и крови? Только Тимоти, который в кадре меланхоличен, серьезен, аристократичен и забавен одновременно, а еще целуется с Селеной Гомес под дождем. Умудренный годами Вуди Аллен как обычно снимает фильм, держа большую ироничную фигу в кармане, и Шаламе прекрасно ловит его двусмысленную режиссерскую интонацию. Остается только жалеть, что они вряд ли снова поработают вместе — ведь когда разразился скандал Me Too и Аллену вновь припомнили давнюю сексуальную историю, Тимоти в числе других актеров демонстративно перевел свой гонорар от фильма на благотворительность.
Пока в Америке идет Гражданская война, четыре сестры Марч ссорятся, мирятся, взрослеют и учатся на собственных ошибках, попутно пробуя отыскать свое место в жизни. Эксцентричная и импульсивная Джо хочет стать писательницей, в то время как романтичная и послушная Мег мечтает об актерской карьере. Тихая скромница Бет обожает музицировать, а вот младшая и капризная бунтарка Эми видит себя великой художницей. Словом, все четверо очень талантливы, но судьба каждой из них сложится по-разному, потому что взрослая жизнь совсем не похожа на сказку.
Современное прочтение Гретой Гервиг классического романа Луизы Мэй Олкотт может похвастаться внушительным актерским составом, но главная мужская роль в этой сугубо женской истории взросления отведена Тимоти Шаламе. Его Лори — одновременно лучший друг и понимающий внимательный собеседник, тот, с кем можно весело подурачиться. Но в то же время он и принц на белом коне, о котором мечтают многие девочки. Неслучайно в итоге он становится объектом романтического интереса сразу двух сестер Марч. Аристократическая и утонченная внешность Тимоти тут подошла как нельзя лучше: по сюжету его герой долгое время жил в Европе и получил блестящее образование вкупе с изысканными манерами и безупречным воспитанием. Отбросив сантименты, признаем, что актерское дарование Шаламе смогло проявить себя и здесь. Например, в сцене драматического объяснения с Джо он много импровизировал — возможно, поэтому их диалог с Сиршей Ронан получился настолько захватывающим и страстным. Ну а улыбается Лори/Шаламе так, что глаз не отвести.
Старшеклассница Кристина МакФерсон учится в унылой католической школе в Сакраменто, выясняет отношения с родителями и сверстниками и мечтает вырваться куда подальше из надоевшего захолустья. А еще ее волосы выкрашены в розовый, и вообще она просит называть себя Леди Бёрд. Окружающим придется это принять, а Кристине — найти себя, пройти через первые влюбленности и разочарования, уехать в Нью-Йорк и пережить тот сложный период, что зовется юностью.
На протяжении своей вот уже почти пятнадцатилетней кинокарьеры Шаламе ни разу не играл настоящих злодеев или откровенно отрицательных героев. И все же в автобиографичном режиссерском дебюте Греты Гервиг ему удалось создать отталкивающий, раздражающий и неприятный образ зацикленного на себе рокового крутого парня, становящегося для героини Сирши Ронан причиной первой любовной драмы. Кайл всегда ходит в черном, играет в рок-группе, а острые скулы Шаламе только подчеркивают опасную хрупкость на грани с инфернальностью. Однако наблюдая за актерской игрой Тимоти чувствуешь, что в глубине его героя запрятаны неуверенность в себе и обычные подростковые комплексы, которые он умело маскирует.
Мисс Стивенс уже 29, она учит подростков английскому и литературе, но при этом совершенно не знает, что делать со своей собственной взрослой жизнью. Недавно Рэйчел потеряла мать и все еще остро переживает потерю, а тут приходится везти Билли, Марго и Сэма — троих самых талантливых ребят из класса — на престижный театральный конкурс. По дороге у машины спускает колесо, и это только начало неожиданностей, ждущих всех четверых. В общем, этот уик-энд каждый из них запомнит надолго.
Задумчивый хмурый подросток Билли Митман из независимого драмеди Джулии Харт раскрывается не сразу. И несмотря на то, что формально он вроде бы второстепенный герой, это не мешает ему довольно быстро выйти на первый план. Билли тайно влюблен в мисс Стивенс и принимает таблетки, он невероятно талантлив, но при этом застенчив и энергичен — словом, юному Тимоти есть где развернуться. Отточенный сценарий с блестяще прописанными диалогами дает простор и для актерских импровизаций — например, за тем как Тимми читает со сцены знаменитый монолог из «Смерти коммивояжера» Артура Миллера можно смотреть вечно.
1991 год, мыс Кейп-Код. Застенчивый астматик Дэниэл, приехавший сюда на каникулы, чувствует себя белой вороной среди местных подростков. Он тихо-мирно подрабатывает кассиром в магазинчике, пока в один прекрасный день туда не врывается местный король криминального мира Хантер с просьбой срочно припрятать дурь. Копы уже на подходе, и Дэниелу всего-то нужно немедленно сделать судьбоносный выбор. Каникулы будут жаркими, но ставки станут еще выше, когда Дэниэл потеряет голову от сестры Хантера Маккейлы, к которой тот строго-настрого запретил ему даже приближаться.
Как насчет Тимоти Шаламе в адреналиновой хронике стремительного взросления в декорациях американских 90-х? В ярком режиссерском дебюте Элайджи Барнума, спродюсированном главной американской независимой студией A24, мятежная юность спрессована до одного лета. И Тимоти здесь создает почти канонический образ подростка — хрупкого, неуверенного, зажатого, но при этом невероятно храброго и сообразительного, такого, который запросто может нарушить закон. 22-летний Шаламе тут выглядит на все 17, и главная интрига, состоит в том, справится ли он с обстоятельствами или же жаркая атмосфера массачусетского лета просто разорвет его на части.
В 2067 году человечество буквально поставлено на грань выживания, а из-за масштабных пылевых бурь расти на Земле может только кукуруза. Бывшему пилоту НАСА Джозефу Куперу не остается ничего другого, кроме как исправно вести фермерское хозяйство, однако очень скоро ему придется возглавить экспедицию по спасению всех землян и отправиться в самое сердце черной дыры, чтобы преодолеть законы времени, пространства и гравитации.
До съемок в зрелищном космоблокбастере Кристофера Нолана Тимоти Шаламе успел засветиться в эпизодах сериалов «Закон и порядок» и «Родина» — может быть, поэтому его роль тут так преступно мала, а несколько эпизодов с его участием даже не попали в финальный монтаж. Тимоти признавался, что проплакал целый час, увидев, что его на экране гораздо меньше, чем он ожидал. В любом случае не каждому начинающему актеру выпадет шанс сыграть сына самого Мэттью МакКонахи (кстати, в более зрелом возрасте персонажа Тимоти Тома играет Кейси Аффлек). И сцена с погоней по кукурузному полю, в которой 15-летний Том берет управление машиной на себя, чтобы помочь отцу, в любом случае заслуживает внимания.
Двое ученых обнаруживают, что к Земле летит гигантская комета, которая через полгода может запросто истребить все живое. Но никто — ни СМИ, ни NASA, ни Пентагон, ни даже президент США — не хочет их слушать. А если кто-то даже и слушает, то не воспринимает всерьез. Что до президента, у нее вообще скандал за скандалом, поэтому Белому Дому сейчас как бы не до того.
В последнее время Тимоти тщательно выбирает проекты и пока не ошибается. И пусть вышедшая под занавес прошлого года многофигурная сатира Адама Маккея поражает количеством звездных имен в титрах — Шаламе не теряется даже на фоне такого сногсшибательного ансамбля. Его Юл, тусующийся где-то на задворках прожженный неформал и молодежный лидер, кажется, неожиданно для самого себя нежно влюбляется в главную героиню, и вообще в итоге оказывается глубоко религиозным парнем. Даже за небольшое количество экранного времени Тимоти удается создать яркий трагикомический образ, а Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс до сих пор вспоминают в интервью, как он веселил всех на съемках и постоянно импровизировал.
Когда-то давно Артур Ховитцер-младший променял большое будущее на равнинах Канзаса на редактирование одного маленького загибающегося местечкового еженедельника под названием «Пикник». С годами «Пикник» расцвел и превратился во «Французский вестник» — лучшее и, безусловно, самое изысканное СМИ, рассказывающее простым американцам об утонченной и драматичной жизни крохотного французского городка Аннуи-сюр-Блазе. Под началом Ховитцера работали лучшие журналисты: Беренсон, Клеменц, Сазерак, Райт и другие. Усаживайтесь поудобнее и приготовьтесь: этот выпуск журнала последний, но он будет незабываемым.
Взбитая прическа, тонкие усики, пронзительный взгляд, потертый пиджак и неутомимый дух свободы. Внимание, это не учебная тревога: от бунтаря Дзефирелли, лидера неслучившейся студенческой революции в исполнении Шаламе, можно легко потерять голову. По признанию Тимоти, он чуть ли не рос на фильмах Уэса Андерсона и готов был играть у него любую, даже самую маленькую роль. Но в итоге он солирует в одной из трех новелл этого очаровательного безумного и цветастого альманаха. Дзеффирелли принимает ванну в позе Марата со знаменитой картины Давида, а Тимоти оказывается в одной постели с самой Фрэнсис МакДорманд. А, как вам такой поворот? И ведь это только начало. У него еще всё впереди.