Мошенники, звезды и детективы: Лучшие режиссерские дебюты актеров и актрис
В киноиндустрии не принято долго почивать на лаврах и сидеть без дела: требуется постоянно развиваться и искать новые выходы для творческой энергии. Многие актеры, насмотревшись на работу режиссеров, сами решают встать за камеру, чтобы попробовать себя в новой профессии. И в результате на свет появляется множество интересных и выдающихся картин. В этом сезоне Крис Пайн, Финн Вулфхард, Анна Кендрик и Райли Кио попробовали себя в режиссуре, а Вигго Мортенсен и Майкл Китон вернулись за камеру. Кстати, нуар Китона «Хитмен. Последнее дело» уже доступен в подписке Okko. Выбрали для вас 10 ярких режиссерских дебютов актеров, на которые стоит обратить внимание.
Известный кантри-музыкант Джексон Мейн (Брэдли Купер) однажды встречает в случайном баре очаровательную Элли (Леди Гага), которая мечтает стать певицей. Все ее попытки осуществить задуманное закончились провалом, и она уже готова отказаться от своих планов, но влюбленный Джексон уговаривает девушку попробовать еще раз. Он делает всё возможное, чтобы она оказалась на сцене, и вскоре карьера Элли идет вверх. Одновременно с этим их отношения начинают давать трещину, поскольку Джексон никак не может совладать со своими демонами — алкогольной и наркотической зависимостью.
Брэдли Купер мечтал снимать кино с детства. Он долго шел к режиссерскому дебюту и, когда снимался у Клинта Иствуда в «Американском снайпере», рассказал об этом ветерану кино. Тот предложил Куперу начать с ремейка музыкальной мелодрамы «Звезда родилась», истории, которая живет в Голливуде уже очень много лет. В ночь после разговора актеру приснилось начало фильма, а затем он решил, что главную роль должна играть певица Леди Гага. Но, несмотря на популярность, Купер с трудом смог добиться поддержки проекта у студии Warner: там не видели Гагу актрисой, да и сомневались в режиссерских способностях Купера. Руководство потребовало снять пробу с Гагой, с которой актеру помог оператор Спилберга Януш Камински, и Warner дали зеленый свет. Купер не представлял, насколько сложна работа, в которой он делал первые шаги, но получилось достойно: драма со скромным бюджетом в 36 млн долларов собрала в мировом прокате 436,2 млн долларов и получила «Оскар» за лучшую песню.
В 1960-х продюсер развлекательных программ Чак Бэррис (Сэм Рокуэлл) находился на пике своей карьеры. Его творение «Игра свиданий» стало одним из лучших шоу на малых экранах, и он только что получил должность ведущего своего последнего творения «Гонг-шоу». Однако общественность и деятели индустрии не знали, что Чак Бэррис, по его собственным утверждениям, втайне был профессиональным убийцей, работающим на правительство.
Джордж Клуни просто обязан был стать режиссером — человеку с такой харизмой негоже ограничивать себя. «Это гораздо прикольнее, от тебя многое зависит. Заодно я шпыняю актеров по площадке, а мне самому не нужно приобретать новые навыки», — признавался он в интервью. Клуни считает, что с возрастом надо многое успеть сделать. «Нельзя зацикливаться на одном. Мне повезло, что в свои 62 я могу заниматься любимым делом, мало кто может этим похвастаться». Последний фильм Клуни «Парни в лодке» об олимпийской команде гребцов вышел очень тихо в 2023 году, а предыдущие два фильма («Полночное небо» и «Нежный бар») режиссер ставил для платформ Netflix и Amazon. Сейчас у него в разработке сериал по его дебюту «Признания опасного человека», в котором роль Сэма Рокуэлла исполнит Джастин Тимберлейк.
Роуз (Эллисон Уильямс) и ее парень, чернокожий фотограф Крис (Дэниэл Калуя), решают провести выходные в загородном доме ее родителей и отправляются на север штата Нью-Йорк, где живут Мисси (Кэтрин Кинер) и Дин (Брэдли Уитфорд). Поначалу Крис воспринимает чрезмерно гостеприимное поведение родителей как нервные попытки примириться с межрасовыми отношениями дочери, но серия всё более тревожных открытий приводит его к истине, которую он никогда не мог себе представить.
Критики, знавшие Джордана Пила по комическому дуэту «Ки и Пил» (вторая его половина — Кигэн-Майкл Ки), ни за что бы не подумали, что этот веселый мужик дебютирует в режиссуре с настолько остросоциальным и мрачным фильмом. В интервью The New York Times Пил признавался, что в основе сценария лежит собственный опыт встречи с белой девушкой, которая повезла его знакомить с родителями, не знающими, что он афроамериканец. «Я испугался, но в итоге обошлось. Мне просто не хотелось прочесть на их лицах, что я не тот, кого они ожидали». Первым фильмом ужасов, который по-настоящему напугал маленького Джордана, был «Кошмар на улице Вязов». «Чем смешнее становился Фредди, тем страшнее было мне. Занятное тогда было время для хорроров. Все ключевые персонажи были монстрами. Мы, зрители, смотрели на происходящее их глазами, это нам, сидящим в зале, выдавали нож. Так что, когда я должен был прочувствовать Фредди и прийти в восторг от его убийств, мне просто становилось страшно». Таким образом, Пил со временем пришел к своей фирменной фишке: сочетанию хоррора и комедии, превращающей сюжеты в настоящий кошмар.
Оказавшись на отдаленном аванпосте в дикой местности Дакоты во время Гражданской войны в США, лейтенант Джон Данбар (Кевин Костнер) встречает местное племя сиу. Они поначалу не принимают чужака, но постепенно Джон добивается их расположения и получает имя Танцующий с волками. Вскоре он начинает ценить новый образ жизни и влюбляется в белую женщину, воспитанную в племени. Однажды на горизонте появляется американская армия и существование всего народа оказывается под угрозой.
Как правило, актеры уходят в режиссуру, будучи достаточно известными людьми. Кевин Костнер решился снять свой первый фильм в зените славы. Он почивал на лаврах в качестве одной из главных звезд Голливуда и был настолько уверен в себе, что решился на «Танцующего с волками». Разумеется, не зря. «Я очень нервничал! Помню, в первый день съемок я выстраивал сцену и всё сделал не так. А надо было, чтоб всё получилось, — на меня смотрела вся съемочная группа. На их лицах читалось: „Он вообще понимает, что творит?“». Пусть начало и оказалось непростым, фильм получился на славу, имел успех как среди критиков, так и у зрителей. 12 номинаций на «Оскар», 7 полученных наград — как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Надеясь сбежать от опостылевшей серости, профессор английского языка и переводчица Леда Карузо (Оливия Колман) решает взять короткий отпуск и провести время на залитом солнцем греческом острове. Она намерена отдохнуть, загорая на пляже и читая в одиночестве, однако ее покой нарушает вторжение шумной семьи во главе с прекрасной Ниной (Дакота Джонсон).
Мэгги Джилленхол могла бы затеряться в тени знаменитого брата Джейка, но, поскольку природа не обидела ее талантом, актриса не только играла интересные роли, но и попробовала себя в режиссуре. Выбрав для полнометражного дебюта книгу Елены Ферранте, Джилленхол рисковала: итальянская писательница славится сложными психологическими романами. Съемки и монтаж «Незнакомой дочери» велись во время пандемии, потому свой первый зрительский отклик Мэгги получила только на Венецианском фестивале, где прошла премьера ее картины. Как и многие женщины, Джилленхол страдала от синдрома самозванки, считая себя недостойной даже помыслить о режиссуре. Результат получился великолепный, и в 2025-м выйдет второй фильм Джилленхол «Невеста» с участием Джесси Бакли и Кристиана Бэйла. Мэгги переложила историю Мэри Шелли о невесте Франкенштейна так, что от проблем современных женщин она переходит к отношениям монстров.
Действие приключенческого фильма разворачивается в начале 1920-х в маленьком провинциальном городке на юге России. Гражданская война закончилась, но большевикам еще далеко до полной победы. Красноармейцу Егору Шилову (Юрий Богатырёв) поручают охранять поезд с золотом, необходимым для закупки хлеба для голодающих, но в пути на поезд нападает группа бандитов, состоящая из бывших офицеров-белогвардейцев. Они похищают ценный груз, а обвинение падает на Шилова, которого подозревают в предательстве. Чтобы доказать свою невиновность и вернуть золото, ему предстоит отправиться в стан врага и стать «своим среди чужих».
Если Кевин Костнер дебютировал в режиссуре вестерном, то Никита Михалков начал с истерна. Он экранизировал собственный роман «Красное золото», написанный в соавторстве с Эдуардом Володарским на основе газетной заметки. Вдохновением служили фильмы Серджио Леоне с Клинтом Иствудом. Говорят, кинематографисты СССР отнеслись к дебюту Михалкова снисходительно. При этом «Свой среди чужих…» стал первым и для актеров Юрия Богатырёва и Сергея Шакурова. Приключенческое кино в Советском Союзе любили, так что Михалков взялся за максимально удачный жанр. Что ценно, режиссер Алексей Герман впоследствии называл картину новаторской — пожалуй, это очень мощный комплимент для начинающего постановщика.
Фильм рассказывает о жизни двух братьев и сестры, живущих на Манхэттене. Молодая Лилия (Лилия Гольдони) мечтает стать писательницей и проводит время с богемой, разочарованный Бен (Бен Каррутерс) впустую тратит жизнь, слоняясь по клубам, а джазовый певец Хью (Хью Херд) никак не может добиться успеха, так как вынужден думать о благополучии родных. Однажды Лилия встречает харизматичного белого интеллектуала Тони (Энтони Рэй) и теряет с ним девственность. Однако романтика заканчивается, когда ее новый парень узнает, что девушка — мулатка, просто достаточно светлокожая, чтобы сойти за белую.
Джон Кассаветис оказался в режиссуре раньше многих героев нашей подборки — отчасти потому, что преподавал актерское мастерство, а выспренные актерские работы Голливуда 1950-х были далеки от импровизации, столь любимой Кассаветисом. «Тени» снимались на деньги друзей и слушателей радиопередачи Night People, вложившихся в эксперимент. Фильм претерпел некоторые изменения — в 1959-м Кассаветис снял для него новые сцены, сместившие акцент на героиню Гольдони. В итоге «Тени» показали на Венецианском фестивале, где фильм получил премию кинокритиков и вдохновил множество будущих режиссеров французской «новой волны». Кассаветис стал звездой американского независимого кинематографа и продолжал сниматься в голливудских фильмах.
Уайатт (Питер Фонда) и Билли (Деннис Хоппер), парочка приятелей-хиппи на «Харлеях», завершают сделку по продаже наркотиков в Южной Калифорнии и решают отправиться в поездку через всю страну в поисках духовной истины. В своем путешествии они сталкиваются с нетерпимостью и ненавистью со стороны жителей маленьких американских городков, а также встречаются с другими путешественниками, ищущими альтернативный образ жизни.
Деннис Хоппер пошел по дороге, проложенной Кассаветисом, и снял картину, ставшую культовой, — в словаре под определением «контркультура» должен быть кадр из «Беспечного ездока». Снятый на стыке времен, когда идеализм 1960-х уступал место солипсизму 1970-х, фильм нарушал столько привычных для Голливуда норм, что до сих пор можно только удивляться, как Хопперу позволили его снять. В эссе, опубликованном в буклете для DVD-издания компании Criterion, Мэтт Золлер Зайц пишет, что «Ездок» — «раскованный взгляд на свободу: что она означает и чего она стоит». Главная заслуга фильма Хоппера — появление нового дыхания в Голливуде, приход автора в коммерческое кино и последовавшие за этим изменения. При желании можно сказать, что без этого фильма не было бы «Звездных войн».
Когда четырехлетняя Аманда Маккриди пропадает из дома, тетя девочки просит частных детективов Патрика Кензи (Кейси Аффлек) и Энджи Дженнаро (Мишель Монахэн) найти ребенка. Сыщики открыто признаются, что у них мало опыта в подобных делах, но семье нужна их помощь по двум причинам: они не связаны с полицией и отлично знают Дорчестер, суровый район Бостона. Кензи и Дженнаро берутся за дело и погружаются в темный преступный мир, где их ждут торговцы наркотиками, банды, педофилы и сложные моральные дилеммы.
Бен Аффлек, чья актерская карьера, в отличие от его лучшего друга Мэтта Дэймона, не столь увенчана признанием критиков, проявил себя отличным режиссером уже в дебютном фильме. Основанный на одноименном романе Денниса Лихэйна, «Прощай, детка, прощай» заранее был объявлен кинопрессой провалом — настолько не верили, что Аффлек способен снять что-то приличное. Тем более что Бен взял на главную роль младшего брата Кейси (поначалу хотел играть сам, но побоялся совмещать). Выяснилось, что актер Бен Аффлек, очаровательный юноша с улыбкой суперзвезды, на самом деле озадачен общественно-политическими проблемами и круговоротом абьюза и нищеты в бостонских семьях. Голливуд принял Аффлека-режиссера с большой радостью, пресса забыла о негативных прогнозах, а впереди у Бена замаячил «Оскар».
Склонного к вспышкам насилия моряка Антуана Фишера (Дерек Люк) отправляют за помощью к военно-морскому психиатру, доктору Джерому Давенпорту (Дензел Вашингтон). Поначалу молодой человек отказывается говорить о личных проблемах, но в конце концов не выдерживает и рассказывает Давенпорту о своем ужасном детстве. Под руководством врача он сталкивается со своим болезненным прошлым и начинает поиски семьи, которую никогда не знал.
Любимец Голливуда Дензел Вашингтон выбрал для режиссерского дебюта историю, основанную на реальных событиях. Такое решение он принял после знакомства с Антуаном Фишером, который произвел на Вашингтона сильнейшее впечатление. Фишер работал охранником на студии Sony, пока писал сценарий, и в руки актера текст попал в 1996 году. С тех пор Вашингтон искал все возможные способы экранизировать его, но получилось только спустя пять лет. Как и Костнер, он не ожидал, насколько нервным выдастся первый съемочный день и насколько трудной окажется работа. Потом Вашингтон скажет: «Дело непростое. Мне в творческом плане никогда еще не было так интересно и так страшно. Но, в конце концов, это был самый приятный опыт за всю мою карьеру».