«И нет нам покоя»: Лучшие истерны
В российский прокат выходит истерн «Золото Умальты» о крупном ограблении накануне революции 1917 года. В главных ролях: Павел Деревянко, Артём Ткаченко, Софья Эрнст и Александр Самойленко. Как и их западный родственник — вестерн, истерны были очень популярны во второй половине прошлого века, хотя проходных картин среди них тоже было немало. Собрали лучших представителей не самого очевидного жанра — с начала его становления и до наших дней.
В середине XX века Голливуд сходил с ума по вестернам. Фильмы про ковбоев штамповались один за другим, однако до советского проката доходили единицы вроде «Дилижанса» или «Великолепной семерки». У американских вестернов была своя мораль, а чего-нибудь похожего хотелось. Поэтому на свет появился свой советский истерн. Его действие происходило на территории СССР или стран Восточной Европы, но были позаимствованы приятные фишки вестернов вроде погонь, перестрелок, противостояния хороших и плохих парней и ветра в ушах. Одной из разновидностей истерна стал красный вестерн. В этих фильмах сюжеты разворачивались на территории Дикого Запада, но в идеологически одобренных ракурсах.
Гражданская война. Деревню Збруевка тиранят бандиты-анархисты из отряда Бурнаша. Они угоняют у крестьян коров, таскают кур и всячески обирают, обрекая людей на голодную смерть. Негодяям противостоят четыре партизанящих подростка: сын и дочь погибшего матроса Данька и Ксанка, интеллектуал Валерка и цыган Яшка. Они называют себя мстителями и разными способами портят жизнь бандитам. Их главный противник — Сидор Лютый, умный, в отличие от своих подчиненных, проницательный и жестокий офицер. Если остальных бандитов провести несложно, то Сидор Лютый периодически разрушает планы мстителей.
Один из самых ранних истернов в советском кинематографе был поставлен по мотивам повести «Красные дьяволята» Павла Бляхина. В процессе киноадаптации первоисточник был серьезно переработан. Зато погони, драки, фронтир — всё, что положено образцовому вестерну, в «Неуловимых мстителях» присутствует, причем иногда вплоть до классических вестерновых мизансцен. Фильм Эдмонда Кеосаяна произвел фурор в прокате, дети ходили на сеансы по десять раз, а потом играли во мстителей во дворах и пели песни из фильма. На волне бешеного успеха режиссер снял два сиквела: «Новые приключения неуловимых» и «Корону Российской империи, или Снова неуловимые».
Боец товарищ Сухов (Анатолий Кузнецов) — человек-магнит для приключений. Он мастер разруливать ситуации разной сложности, и не всегда дипломатическими методами. Поэтому, даже демобилизовавшись, он никак не может дойти до дома, чтобы повидаться с «несравненной Катериной Матвеевной»: на его голову обрушивается новая история. Нужно отвести группу освобожденных женщин Востока в ближайший город. В напарники товарищу Сухову выделяют начинающего красноармейца Петруху (Николай Годовиков) и коня. Задание только на первый взгляд кажется простым. На деле же порученные герою женщины — из гарема отъявленного разбойника Абдуллы (Кахи Кавсадзе). Тот перед бегством за границу хочет убить всех своих жен, чтобы не доставались никому.
После успеха «Неуловимых мстителей» запрос на подобные фильмы стал очевидным. Однако разработка нового истерна шла трудно, и проект даже оказывался под угрозой закрытия из-за перерасхода средств. К счастью, режиссер Владимир Мотыль смог закончить картину. «Белое солнце пустыни» не сразу, но все-таки стало одним из самых любимых зрителями фильмов. Цитаты из боевика стали крылатыми, персонажи плотно прописались в культуре страны и обзавелись несколькими памятниками в разных городах России, а актер Анатолий Кузнецов жаловался, что лишился фамилии: его чаще называли «товарищ Сухов», чем реальным именем.
В скромном ковбойском городке Стетсон-сити в Аризоне мужчины предаются немудрящим увеселениям: пьянству, дракам в салуне и задорным выступлениям местной певички Торнадо Лу (Квета Фиалова). Общество трезвости в лице белокурой Виннифред (Ольга Шоберова) и ее отца не имеет здесь никакого авторитета. И вот в городе объявляется Лимонадный Джо (Карел Фиала). Он разгуливает в белоснежном костюме и стреляет без промаха, объясняя свою отменную меткость влиянием напитка «Колалоковый лимонад». Теперь все дамы Стетсон-сити влюблены в Лимонадного Джо, все мужчины мечтают быть похожими на него, а Виннифред и ее отец открывают безалкогольный бар. Это сильно печалит Бэдмена (Милош Копецки) — хозяина салуна.
Комедийный вестерн вышел в Чехословакии в 1964 году. Пародия на голливудские вестерны в оригинале называлась «Лимонадный Джо, или Лошадиная опера». По аналогии с терминами для дешевых мелодрам и фантастики «лошадиная опера» обозначала ковбойское кино, собранное из жанровых клише. Над этими шаблонами фильм от души посмеялся. Оценить тонкости пародии советским зрителям было сложновато — до этого они могли посмотреть разве что «Великолепную семерку». Тем не менее популярности «Лимонадного Джо» это не помешало, а впоследствии фильм оказал сильное влияние на режиссера Аллу Сурикову и ее комедию «Человек с бульвара Капуцинов».
1870-е годы, Миннесота. В салуне форта Смит следопыт по прозвищу Рыжий Лис (Иржи Врстяла) убивает одного из вождей племени дакота. Сын убитого Токеи-Ито (Гойко Митич) развязывает войну против белых, которая только обостряется, когда на территории его племени обнаруживается золото. Теперь белые в нарушение старых договоров зарятся на чужие земли, а индейцев хотят отправить в резервации. Старейшины племени дакота верят словам Рыжего Лиса о том, что новые участки будут лучше прежних. Они соглашаются на переселение, а вождь Токеи-Ито оказывается заложником в форте Смит. Естественно, вскоре выясняется, что индейцев обманули и их резервация камениста и безжизненна.
После этого фильма главным индейцем советских экранов стал сербский актер Гойко Митич, который снялся в 13 картинах студии DEFA в ГДР. Почти в каждой он играл нового и нового индейского вождя. Атлетичный, с выразительными чертами лица, он смотрелся в героическом амплуа превосходно и позволял восполнять дефицит остросюжетных фильмов в социалистических странах. Истории про индейцев были отличной находкой. Они позволяли снимать увлекательные картины с экшеном и при этом легко придерживаться повестки — разоблачать алчность капиталистов.
После окончания Гражданской войны пятеро бывших однополчан, которых связывает крепкая дружба, живут и работают в маленьком городке где-то на юге России. Они занимают ответственные посты, и однажды их дружба подвергается серьезному испытанию. В Москву необходимо отправить реквизированное у буржуев золото, которое пойдет на закупку продовольствия за границей. Однако на поезд, который везет ценный груз, нападают бандиты. Золото пропадает, а под подозрением оказывается один из товарищей Егор Шилов (Юрий Богатырёв), который должен был конвоировать поезд, но не может вспомнить события последних трех дней. Чтобы докопаться до истины и вернуть пропажу, Егор бежит из-под ареста.
Дебютный фильм Никиты Михалкова публика распробовала далеко не сразу. Помесь вестерна и детектива слабо прошла в прокате, но со временем превратилась в классику советского кинематографа. Несмотря на сильное эстетическое влияние фильмов Серджио Леоне, картина получилась самобытной и атмосферной. Тем более что идея сюжета родилась на основе журнальной заметки о реальном происшествии с золотом, которое везли в поезде из Сибири. Никита Михалков и Эдуард Володарский, вдохновившись ею, сначала написали повесть «Красное золото», а позже переделали ее в сценарий.
1918 год. Представитель Совнаркома обращается к профессору Смелкову (Николай Гринько) с интересным предложением — отправиться в тайгу к речке Ардыбаш на поиски золотых месторождений. Страна отчаянно нуждается в золоте, на которое можно было бы закупить продовольствие и технику. Правда, ни денег, ни людей на экспедицию нет, так что полагаться ученый может только на собственный энтузиазм и комиссара Арсена (Вахтанг Кикабидзе), своего давнего друга. С грехом пополам они набирают небольшую группу людей, умудряются добыть лошадей, какой-никакой провиант и мальчишку-проводника. Путь к золоту труден не только из-за непроходимой тайги, но и из-за алчного золотоискателя (Николай Олялин), который хочет, чтобы сокровищница оставалась тайной для всех, кроме него.
Свой приключенческий фильм режиссер Вениамин Дорман снимал в окрестностях башкирского городка Белорецка и близлежащих деревень. Здесь в 1970-х еще сохранялось много дореволюционных построек, а река Нура (приток Белой) с ее живописными берегами с успехом исполнила роль речки Ардыбаш. Картину демонстрировали в прокате 1975 года в двух частях, а через год выпустили односерийное продолжение под названием «Золотая речка». Действие сиквела происходит спустя пять лет после событий первого фильма.
Три друга и девушка решают провести отпуск в тайге, близ поселка Семиреченск. Палатки, охота, рыбалка, грибы — отдых дикарской мечты. Правда, девушка Юля (Ирина Шмелёва) берет с мужчин слово, что охоты на этот раз не будет. В общем, немного портит настроение своими девчачьими заморочками. Но палатки, костер и рыбалку никто не отнимал, и всё складывается приятно. Однако утром приходит известие, что четверо бандитов убили кассиршу местного рудника тетю Пашу (Мария Виноградова), которая возила крупные наличные на зарплату шахтерам. Милицейские вертолеты уже бороздят воздушные просторы, но парни все-таки хватают ружья и, мужественно нахмурясь, отправляются в тайгу на поиски негодяев.
В новом воплощении истерна лошадей поменяли на грузовики и моторные лодки, а кольты и револьверы — на охотничьи ружья и обрезы. Но в целом всё как положено: местность дикая, герои против злодеев, а кое-кто даже эффектно стреляет в решающий момент от бедра. Фильм Георгия Кузнецова не стал нетленной классикой и образцом для подражания, но как в 1982-м отлично прошел в прокате, так и сейчас смотрится увлекательно, как ему и положено по жанру.
Лето 1953 года. В глухой сибирской деревне отбывают ссылку двое политических заключенных. Бывший инженер, пожилой Копалыч (Анатолий Папанов), усердно трудится, а также бывший разведчик, ныне оборвыш Лузга (Валерий Приёмыхов), который целыми днями сидит и смотрит на реку. Его не заботит ни настоящее, ни будущее, и не подкармливай его девчонка Шура (Зоя Буряк), давно помер бы голодной смертью. Из оцепенения Лузгу выводит только чрезвычайное происшествие: в деревню приходит банда амнистированных по случаю смерти Сталина зэков. Негодяи планируют захватить катер, который должен вот-вот прийти на пристань, а пока есть свободное время, бесчинствуют в деревне.
Драма с элементами истерна вышла в 1987 году, и несмотря на то, что экшена в картине по большому счету не очень много, фильм хорошо прошел в прокате. Во многом это произошло потому, что роль Копалыча стала последней для Анатолия Папанова. Любимый актер скончался еще до окончания работы над фильмом, и озвучивать его пришлось Игорю Ефимову. После проката картина Александра Прошкина получила премию «Ника» как лучший игровой фильм. И спустя много лет пронзительная драма по-прежнему остается одной из самых почитаемых картин и у зрителей, и у критиков.
Валахия, юг современной Румынии, 1835 год. Законник Констандин (Теодор Корбан) и его сын, жандарм Ионицэ (Михай Команою), отправляются в путь, чтобы поймать беглого раба-цыгана. Его хозяин утверждает, что парень бежал, прикарманив боярские деньги. За поимку беглеца отец и сын получат хорошее вознаграждение, так что эти двое стараются изо всех сил, несмотря на то что Констандин болен и дорога подтачивает его силы. По пути отец учит неловкого и робкого Ионицэ профессиональным и житейским премудростям, которыми обзавелся за время насыщенной событиями биографии.
Пожилой румын сыплет пословицами и поговорками, поражает широтой националистических стереотипов и в то же время покоряет простодушной верой в дело своей жизни. Историческая драма Раду Жуде сталкивает главных героев с не менее причудливыми персонажами — священником, цыганами, боярином и его женой. Странствие охотников за головами — отличный повод для того, чтобы отрефлексировать пестрое прошлое Румынии. На Берлинском фестивале 2015 года Жуде получил приз за лучшую режиссуру. Картина выдвигалась от Румынии на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, но не попала в число номинантов.
Декабрь 1941 года. Несколько советских солдат, попавших в окружение под Вязьмой, пытаются лесами и полями выбраться к своим. Идти еще долго, поэтому группа решает на время остановиться в пустующей избе, чтобы дать отдых беременной Вере (Полина Чернышова). Мужчины отправляются в ближайшую деревню за продуктами, и, как назло, именно в это время проезжавшему мимо гауптштурмфюреру Брауну приходит в голову желание попариться в баньке на хуторе. В целом на оккупированной территории фашисты чувствуют себя вольготно, но настроение им регулярно портит Красный призрак (Алексей Шевченков). Он всегда подкрадывается незаметно, стреляет без промаха и практически неуязвим.
Под музыку в духе Эннио Морриконе Красный призрак — словно боевая машина: не нуждается ни в еде, ни в отдыхе и не произносит ни слова. Военная драма, замешанная на истерновой эстетике, сквозь снега творит новую легенду о неуловимом мстителе. Причем многие мелкие наблюдения для картины режиссер Андрей Богатырёв и его соавторы-сценаристы почерпнули из рассказов ветеранов, живших в районе Калуги. По словам постановщика, в этих историях было удивительно много самоиронии, юмора и того самого тарантиновского стиля, который разглядели в его картине критики. В общем, звезды сошлись.
Сейчас Богатырёв приготовил новый истерн — «Золото Умальты». Его действие разворачивается в Хабаровском крае в 1917 году. Одну из ролей играет Алексей Шевченков, так выразительно воплотивший образ супергероя-партизана в «Красном призраке». Богатырёв успел зарекомендовать себя как один из наиболее интересных современных отечественных жанровых авторов.